Сколько стоит дорога к морю?

16 августа 2018


Цель исследования: выяснить, на каком виде транспорта россиянам выгоднее всего передвигаться, путешествуя летом из городов-миллионников европейской части РФ на курорты Крыма и Черноморского побережья.

Использованные материалы:
www.rzd.ru - официальный сайт по продаже билетов на поезда РЖД
www.busfor.ru – сайт по поиску и продаже электронных билетов на междугородние автобусы
www.avtodispetcher.ru/ - автоматическая диспетчерская служба, расчет расстояния между городами и затрат топлива
www.aviasales.ru/ - поисковик авиабилетов от различных авиакомпаний
www.tourister.ru/ - туристическая социальная сеть, поиск вариантов удобных маршрутов
www.benzin-cena.ru/ - база актуальных цен на бензин в различных регионах России

Краткие пояснения:

Данное исследование рассматривает ситуацию семейного путешествия двух взрослых с двумя детьми в возрасте до 5 и 10 лет (именно на эти категории лиц предоставляются наибольшие скидки при пользовании железной дорогой, см. ниже). В качестве основных были рассмотрены варианты путешествия самолетом, поездом, автобусом (в случае наличия прямых маршрутов) и на личном автомобиле. Выбирая оптимальный способ передвижения, путешественник, к тому же семейный, всегда принимает решение, находя компромисс между стоимостью, скоростью и комфортом. Несмотря на то что данное исследование ориентировано на поиск наиболее оптимальных решений по цене, исследователи старались не упускать из поля зрения и факторы времени и удобства, иногда отвергая слишком длительные по времени или требующие нескольких пересадок варианты.

Пунктами отправления были выбраны 9 городов с населением более 1 млн. чел., расположенные европейской части РФ, т.к. при значительном, более 2600 км, расстоянии между двумя отправления и назначения временной фактор, связанный с продолжительностью переезда к месту отдыха, начинает играть все большую роль.

Пунктами назначения были выбраны 5 наиболее популярных курортов юга России, занимающих первые строчки рейтинга, составленного агентством «ТурСтат» на основе данных о количестве туристов. Это города Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Севастополь.

Поскольку ценообразование на авиа и ж/д транспорт является подвижным и цены на популярных направлениях могут повышаться по мере приближения даты отъезда, для целей исследования рассматривалось бронирование билетов примерно за 1 мес. до даты выезда, при этом сроки выезда укладывались в промежуток 1-15 августа, т.е. в высокий курортный сезон.

В случае использования железнодорожного транспорта наиболее дешевые тарифы применимы к плацкартным вагонам пассажирских (а следовательно, медленных) поездов, при этом скидка на место для ребенка до 10 лет составляет до 65%, а маленький пассажир до 5 лет может путешествовать бесплатно, не занимая отдельного места. Следует также отметить, что в 2018 году холдинг "РЖД" для повышения транспортной мобильности населения и популяризации внутреннего туризма принял решение о предоставлении скидки в размере 50% на проезд детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно в период с 1 июня по 31 августа 2018 года. в плацкартных вагонах.

Стоимость проезда на личном автомобиле рассчитывалась исходя из стоимости потребленного топлива (бензин АИ95) при среднем расходе 9 л на 100 км. За основу принималась июльская цена топлива в пункте отправления. При этом в окончательной стоимости поездки не учитывались расходы, связанные со стоимостью владения автомобилем, возможные штрафы, пользование платными трассами (все маршруты были проложены по трассам общего пользования), стоимость возможные промежуточной остановки на ночлег.

Необходимо учитывать, что при оценке длительности комбинированного путешествия не учтено время, необходимое для трансфера с одного вида транспорта на другой (но все затраты на различные виды транспорта учтены).

Минимальная стоимость авиабилета указана с учетом возможности перевозки багажа (как минимум, ручная кладь весом до 10 кг.)

Выводы:

  • Самым экономичным вариантом для семьи из 4х человек практически всегда является передвижение на личном автомобиле, поскольку стоимость проезда одного члена семьи в данном случае складывается исключительно из стоимости топлива, деленной на количество путешествующих человек. Однако необходимо учитывать, что в данном исследовании в расчет не взяты дополнительные неизбежные расходы на остановки в пути для отдыха, особенно в случае длительных переездов (чистое время в пути превышает сутки) , а также стоимость владения автомобилем, складывающаяся из амортизации, расходов на страхование, возможные штрафы за нарушение ПДД и пр.
  • В общественном транспорте (самолете, междугороднем автобусе) необходимо приобретать билеты на каждого пассажира, а в поезде, где действуют скидки для детей, указанные в таблице минимальные цены на билеты в плацкартных вагонах установлены для верхних полок. На практике путешествие с детьми на поезде в таких условиях мало реализуемо, и расходы могут быть выше уже за счет приобретения хотя бы одного детского места на нижней полке.
  • Как правило, передвижение на автомобиле, даже с учетом 8-часовой остановки для отдыха, занимает меньше времени, чем передвижение по железной дороге в случае покупки самых дешевых билетов на пассажирский поезд. При выборе скорого поезда цена билета возрастает минимум на 25-30%.
  • На коротких расстояниях личный автомобиль также остается вне конкуренции, но уже не только по цене, но и по параметрам комфорта и скорости.
  • Высокая стоимость путешествия на самолете складывается, в том числе, из-за отсутствия скидок для детей на билеты экономического класса.
  • В целом, за исключением вылетов из Москвы, путешествие самолетом обойдет нашей семье в разы дороже всех остальных видов транспорта.
  • В случае поездки только двух взрослых человек картина в целом не меняется, хотя разница в стоимости вариантов поездки на личном или общественном транспорте частично нивелируется. А на маршруте Москва – Сочи авиапутешествие для двоих может быть даже дешевле передвижения на автомобиле.
  • Минимальные цены на авиабилеты зафиксированы при вылете из Москвы и Ростова-на Дону (в последнем случае, однако, цены на билеты сопоставимы, а расстояние между городами в три разра меньше). Обращает на себя внимание маршрут Москва- Сочи, на котором были доступны билеты по самому низкому тарифу 2999 руб. , что объясняется высокой конкуренцией авиакомпаний на данном направлении и большим количеством вылетов в день. В случае вылета из аэропортов других городов при сравнимом расстоянии перелета цены на прямые рейсы в разы выше, чем из Москвы.
  • Исследование наглядно подтвердило тот факт, что авиабилеты с пересадкой в Москве дешевле прямых рейсов.
  • На выбор средства передвижения предсказуемо большое влияние оказывает расстояние между пунктами назначения и отправления. В некоторых случаях, например, при поездке из Санкт Петербурга в любой из городов-курортов, неактуальным становится использование автобуса, поскольку прямого сообщения между городами нет, а пересадка в Москве существенно увеличивает время в пути. В то же время в случае с Ростовом- на-Дону теряет свою актуальность авиасообщение из-за отсутствия прямых рейсов (кроме Сочи).
  • В целом обращает на себя внимание недостаточно развитая транспортная инфраструктура курортных городов. Лидерами по транспортной доступности остаются Сочи и Анапа, города с современными аэропортами, авто-и ж/д вокзалами. Остальные пункты назначения открыты не для всех видов транспорта. Например, в Геленджике отсутствует ж/д станция, поэтому отдыхающим приходится ехать в Новороссийск, а дальше передвигаться на автобусе. Из-за отсутствия прямого ж/д сообщения с городами Крыма, пересадочным хабом для путешествующих становится Анапа, а дальнейшее продвижение осуществляется также автобусом. В Ялте и Севастополе нет действующих аэропортов, поэтому связующим звеном является Симферополь, а далее перемещение осуществляется автобусом. Транспортная доступность крымских курортов может улучшиться после открытия ж/д сообщения через крымский мост и с вводом в эксплуатацию нового терминала в Севастополе, что позволит наладить регулярное авиасообщение. В текущих условиях, особенно в случае курортов Крыма, путешествие на личном транспорте становится не только самым экономичным, но и зачастую наиболее комфортным для пассажиров из-за отсутствия необходимости пересадок.