Налоговый драйв: названы регионы с самым высоким и низким налогом на автомобили
22 ноября 2019
Скачать xlsxВ ожидании срока уплаты транспортного налога за 2018 год (2 декабря 2019 г.) аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подсчитала, сколько россияне в среднем заплатят за свои автомобили в этом налоговом периоде.
Согласно данным Федеральной налоговой службы, в 2018 г. транспортный налог был начислен на 40 580 452 легковых автомобиля, находящихся в собственности физических лиц.
Количество легковых транспортных средств, находящихся во владении граждан и стоящих на налоговом учете, за 2018 год выросло на 1 282 634 единиц (+3,26%).
Всего с автовладельцев в этом налоговом периоде планируется собрать 121,9 млрд руб. - это на 5,67% больше, чем начисленный транспортный налог на частные легковые автомобили за 2017 год.
До 2 декабря 2019 года среднестатистический автовладелец должен заплатить в казну 3 006 руб. Средний размер налога на легковой автомобиль, таким образом, вырос за год на 2,3% (в 2017 г. этот показатель равнялся 2 938 руб.).
Больше всего опасаться за свой кошелек следует автолюбителям Чукотского автономного округа и Республики Крым - вслед за резким повышением налоговых ставок на лошадиную силу средний транспортный налог по сравнению с прошлым годом здесь вырос в 2 раза.
Сомнительное лидерство по росту транспортного налога с Чукотским АО и Крымом разделили Республика Серверная Осетия - Алания (+60%), где был устранен понижающий коэффициент 0,5, применяемый к транспортным средствам мощностью выше 150 лошадиных сил, Курская область (+45,1%), где налоговые ставки были повышены до максимальных во всех сегментах, кроме самых мощных (там максимальные ставки действовали и прошлом году) и Томская область (+35,5%), где дело также не обошлось без повышения налоговых ставок. Следует отметить, что в конце октября законодатели Курской области дали задний ход и изменили налоговые ставки в сторону уменьшения.
Топ-5 регионов по росту транспортного налога в 2018 г., +…%
В абсолютном выражении предсказуемо высокий средний транспортный налог зафиксирован в Москве (6 803 руб.), Санкт-Петербурге (5 589 руб.), Камчатском крае (4 972 руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (4 909 руб.) и Московской области (4 476 руб.). Десятку замыкают Тюменская (4 125 руб.), Ленинградская (3 727 руб.), Сахалинская (3 654 руб.), Вологодская (3 335 руб.) и Нижегородская области (3 203 руб.).
Меньше других в бюджет заплатят владельцы автомобилей в Забайкальском крае (1 427 руб.), Ингушетии (1 478 руб.), республиках Алтай (1 582 руб.), Тыва (1 600 руб.) и Крым (1 660 руб.). Также относительно невысок средний транспортный налог в республиках Удмуртия (1 670 руб.) и Саха (Якутия) (1 688 руб.), Омской области (1 718 руб.), Ставропольском крае (1 765 руб.) и Республике Калмыкия (1 778 руб.).
Таким образом, в Москве средний транспортный налог в 2,26 раз превышает среднероссийские значения. В столице он в 4,76 раз выше, чем в Забайкальском крае - регионе с минимальным показателем.
Топ-10 регионов с самым высоким средним размером транспортного налога, руб.;
топ-10 регионов с самым низким средним размером транспортного налога, руб.
"Из всех имущественных налогов транспортный является для россиян самым обременительным. Как мы видим, совокупные начисления по стране растут скромными темпами, главным образом за счет увеличения автомобильного парка - известно, что во многих субъектах налоговые ставки уже давно достигли потолка. В настоящее время активно обсуждается целесообразность отмены этого налога и его компенсации за счет акцизов на топливо. В таком случае владельцы будут платить налог не по факту наличия автомобиля, а за непосредственное управление транспортом. Кстати, в бензин, отпускаемый на автозаправках, акцизы включены, так что по существу мы уже имеем дело с двойным налогообложением. Безусловно, в такой инициативе есть рациональное зерно, ведь тогда те, кто активно пользуются своими автомобилями а, следовательно, и дорожной инфраструктурой, будут и платить больше. Пока переход к такой модели осложняется тем, что акциз перечисляется в федеральный бюджет, а транспортный налог - в региональный, но я полагаю, что этот вопрос можно решить. Важно понимать, тем не менее, что в крупных городах, близких к транспортному коллапсу, где власти пытаются хоть как-то сократить частный автопарк, отмена транспортного налога была бы явно нелогичной, поскольку стала бы еще одним аргументом в пользу приобретения собственного автомобиля", - отмечает Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.