Налоговый драйв: названы регионы с самым высоким и низким налогом на автомобили

22 Ноября 2019

Скачать xlsx

В ожидании срока уплаты транспортного налога за 2018 год (2 декабря 2019 г.) аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подсчитала, сколько россияне в среднем заплатят за свои автомобили в этом налоговом периоде.

Согласно данным Федеральной налоговой службы, в 2018 г. транспортный налог был начислен на 40 580 452 легковых автомобиля, находящихся в собственности физических лиц.

Количество легковых транспортных средств, находящихся во владении граждан и стоящих на налоговом учете, за 2018 год выросло на 1 282 634 единиц (+3,26%).

Всего с автовладельцев в этом налоговом периоде планируется собрать 121,9 млрд руб. - это на 5,67% больше, чем начисленный транспортный налог на частные легковые автомобили за 2017 год.

До 2 декабря 2019 года среднестатистический автовладелец должен заплатить в казну 3 006 руб. Средний размер налога на легковой автомобиль, таким образом, вырос за год на 2,3% (в 2017 г. этот показатель равнялся 2 938 руб.).

Больше всего опасаться за свой кошелек следует автолюбителям Чукотского автономного округа и Республики Крым - вслед за резким повышением налоговых ставок на лошадиную силу средний транспортный налог по сравнению с прошлым годом здесь вырос в 2 раза.

Сомнительное лидерство по росту транспортного налога с Чукотским АО и Крымом разделили Республика Серверная Осетия - Алания (+60%), где был устранен понижающий коэффициент 0,5, применяемый к транспортным средствам мощностью выше 150 лошадиных сил, Курская область (+45,1%), где налоговые ставки были повышены до максимальных во всех сегментах, кроме самых мощных (там максимальные ставки действовали и прошлом году) и Томская область (+35,5%), где дело также не обошлось без повышения налоговых ставок. Следует отметить, что в конце октября законодатели Курской области дали задний ход и изменили налоговые ставки в сторону уменьшения.

Топ-5 регионов по росту транспортного налога в 2018 г., +…%

Таблица 1

В абсолютном выражении предсказуемо высокий средний транспортный налог зафиксирован в Москве (6 803 руб.), Санкт-Петербурге (5 589 руб.), Камчатском крае (4 972 руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (4 909 руб.) и Московской области (4 476 руб.). Десятку замыкают Тюменская (4 125 руб.), Ленинградская (3 727 руб.), Сахалинская (3 654 руб.), Вологодская (3 335 руб.) и Нижегородская области (3 203 руб.).

Меньше других в бюджет заплатят владельцы автомобилей в Забайкальском крае (1 427 руб.), Ингушетии (1 478 руб.), республиках Алтай (1 582 руб.), Тыва (1 600 руб.) и Крым (1 660 руб.). Также относительно невысок средний транспортный налог в республиках Удмуртия (1 670 руб.) и Саха (Якутия) (1 688 руб.), Омской области (1 718 руб.), Ставропольском крае (1 765 руб.) и Республике Калмыкия (1 778 руб.).

Таким образом, в Москве средний транспортный налог в 2,26 раз превышает среднероссийские значения. В столице он в 4,76 раз выше, чем в Забайкальском крае - регионе с минимальным показателем.

Топ-10 регионов с самым высоким средним размером транспортного налога, руб.;
топ-10 регионов с самым низким средним размером транспортного налога, руб.


Таблица 2

"Из всех имущественных налогов транспортный является для россиян самым обременительным. Как мы видим, совокупные начисления по стране растут скромными темпами, главным образом за счет увеличения автомобильного парка - известно, что во многих субъектах налоговые ставки уже давно достигли потолка. В настоящее время активно обсуждается целесообразность отмены этого налога и его компенсации за счет акцизов на топливо. В таком случае владельцы будут платить налог не по факту наличия автомобиля, а за непосредственное управление транспортом. Кстати, в бензин, отпускаемый на автозаправках, акцизы включены, так что по существу мы уже имеем дело с двойным налогообложением. Безусловно, в такой инициативе есть рациональное зерно, ведь тогда те, кто активно пользуются своими автомобилями а, следовательно, и дорожной инфраструктурой, будут и платить больше. Пока переход к такой модели осложняется тем, что акциз перечисляется в федеральный бюджет, а транспортный налог - в региональный, но я полагаю, что этот вопрос можно решить. Важно понимать, тем не менее, что в крупных городах, близких к транспортному коллапсу, где власти пытаются хоть как-то сократить частный автопарк, отмена транспортного налога была бы явно нелогичной, поскольку стала бы еще одним аргументом в пользу приобретения собственного автомобиля", - отмечает Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства