Недвижимость, земля, авто: сколько придется заплатить за имущество в 2019 году?

28 ноября 2019

Скачать xlsx

В связи с приближением срока уплаты имущественных налогов за 2018 год аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza изучила данные по налоговым сборам за предыдущий налоговый период, рассчитала долю каждого налога в совокупной имущественной нагрузке и выяснила, владение каким имуществом является для граждан самым обременительным.

Наше все

По данным Федерального казначейства, в 2018 году общие поступления от имущественных налогов составили 238,5 млрд руб., что на 13,3 млрд руб. (или на 5,89%) больше, чем годом ранее, в 2017 году (225,2 млрд руб.).

Транспорт - половина "нашего всего"

Самым обременительным для россиян следует признать транспортный налог: на него в 2018 году пришлось более половины всех имущественных налоговых поступлений от физических лиц (55%, или 132,1 млрд руб.). Для сравнения, доля налога на недвижимость в имущественных налоговых поступлениях в целом по России составила в прошлом году 26% (61,3 млрд руб.), а земельного - 19% (45,1 млрд руб.). Показательно, что из всех имущественных налогов только по транспортному налогу поступления в бюджет от физических лиц превысили выплаты от юридических лиц.

Доли различных налогов в общих поступлениях по имущественным налогам в 2018 г.

Таблица 1

Такая картина характерна практически для всех субъектов РФ. В отдельных регионах доля транспортного налога во всех поступлениях от имущественных налогов превысила 75%. К таким регионам относятся Сахалинская область (75,8%), Республика Карелия (76,7%), Республика Марий Эл (81,46%), Камчатский край (83,1%), а в Севастополе этот показатель достигает фантастических 96,4%, главным образом из-за того, что в городе не действует налог на имущество (недвижимость).

Исключениями из общего правила стали Томская и Свердловская области, основным источником пополнения бюджетов которых среди рассматриваемых налогов является налог на имущество (недвижимость) - 44,2 и 43,36%, а на транспортный налог пришлось 39,4% и 40,9% соответственно.

Доля транспортного налога в поступлениях от имущественных налогов на физических лиц в 2018 г.

Таблица 2

Большим подспорьем для местных бюджетов налог на имущество также является в Москве (42,91% всех имущественных поступлений), Мурманской области (40,20%) и Вологодской области (35,27%).

Однако несмотря на то, что объемы сборов по налогу на жилую и нежилую недвижимость превышают сборы по земельному налогу в целом по стране, в 35 регионах ситуация обратная. В них наиболее значимым для наполнения местных бюджетов оказался именно земельный налог. Наиболее ярко это ситуация проявляется в Республике Калмыкия (39,48% всех поступлений от владения имуществом), Московской области (36,86%), Оренбургской области (36,31%), Ставропольском крае (35,58%) и Калужской области (34,63%).

Авто, недвижимость, земля: сколько заплатит средний россиянин в 2019 году?

Тезис о транспортном налоге как наиболее ощутимом для плательщиков подтверждают и выполненные на основании данных Федеральной налоговой службы за 2018 г. расчеты среднего налога на дом, квартиру или комнату, автомобиль и земельные участки различного назначения (эти налоги россияне платят сейчас, в 2019 году).

Так, среднестатистическому россиянину - хозяину собственного дома - в счет имущественного налога до 2 декабря 2019 года придется заплатить 1 279 руб. (+0,5% к уровню 2017 г.), а владельцу квартиры или комнаты - 1 319 руб. (-0,8%).

Налог на среднестатистический земельный участок под индивидуальное жилищное строительство составит 1 406 руб. (+2%), а садовод заплатит в два раза меньшую сумму - 644 руб. (-5,3%).

Налог на среднестатистический автомобиль в 2,3 раза выше, чем на жилую недвижимость, в 2,1 раза выше, чем на участок под строительство дома, и в 4,6 раза выше, чем на садовый участок. Средний российский автовладелец в 2019 году отдаст в бюджет 3 006 руб. (+2,3%).

Средний размер начисленного налога в зависимости от объекта налогообложения, руб., 2018 г. (к оплате в 2019 г.)

Таблица 3

Разумеется, эти средние для страны цифры сильно различаются в зависимости от региона. В целом по стране после большого рывка, связанного с переходом на исчисление налогов на имущество и землю по кадастровой стоимости, рост налоговой нагрузки замедляется. Однако анализ данных по средним размерам налогов по разным объектам показывает, что и в этом году граждане отдельных регионов могут столкнуться с неприятным явлением - налоговые платежи у них по сравнению с прошлым годом резко вырастут.

Так, на 29% больше, чем в прошлом году, заплатит владелец дома в Карелии, а расходы собственника квартиры (комнаты) в Орловской области на оплату имущественного налога возрастут в 1,5 раза.

При общей отрицательной динамике земельного налога почти в 2 раза увеличатся сборы за землю с садоводов в Еврейской автономной области и с владельцев участка под индивидуальное строительство в Республике Коми.

Наиболее ощутимо изменится ситуация для автолюбителей Чукотского автономного округа и Республики Крым - вслед за резким повышением налоговых ставок на лошадиную силу средний транспортный налог по сравнению с прошлым годом здесь вырос в 2 раза.

Все может быть иначе

Транспортный налог является самым обременительным во всех субъектах РФ за исключением трех случаев. В Москве средний налог на собственный дом за 2018 год составит 9 315 руб. против 6 803 за средний автомобиль. В Чукотском автономном округе за владение домом также придется заплатить больше, чем за владение автомобилем - 2 610 руб. против 2 000 руб., а в Московской области больше всего придется отдать за владение участком земли под ИЖС: 5 862 руб. против 4 475 руб. за автомобиль.

Отдельно нужно сказать о находящихся в собственности граждан земельных участках сельскохозяйственного назначения, которые, согласно Земельному кодексу, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Средний земельный налог на подобные участки в стране также ниже, чем транспортный: 2 079 руб. (-5,3% к уровню прошлого года) против 3 006 руб.

Однако в ряде регионов, где развито сельское хозяйство и под эти нужды выделяются участки большой площади, средний размер земельного налога на этот вид земель превышает средний транспортный налог. Всего таких регионов 20: наиболее ярко это проявляется в Ставропольском крае, где средний начисленный за 2018 г. налог на земельные участки сельскохозяйственного назначения в 4 раза выше, чем транспортный. За среднестатистический участок для ведения сельского хозяйства житель края заплатит 7 189 руб., а за среднестатистическое авто - только 1 765 руб.

Аналогичным образом, жители платят больше за сельхозучастки и меньше за автомобили (в порядке убывания значений) в Тамбовской, Оренбургской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Волгоградской, Орловской, Новосибирской областях, Алтайском, Забайкальском, Краснодарском краях, Саратовской, Рязанской областях, республиках Калмыкия и Удмуртия, Ростовской области, Красноярском крае, Омской, Брянской и Воронежской областях. Однако необходимо отметить, что количество объектов налогообложения в рассматриваемых случаях несопоставимо: если земельных участков сельскохозяйственного назначения в указанных регионах зарегистрировано всего 1,05 млн, то автомобилей - 12,6 млн.

"Переход на кадастровую оценку недвижимости привел к существенному росту налоговой нагрузки на россиян, которую власти пытаются нивелировать введением различных льгот. Так, большим подспорьем для граждан стали введение нормы о не облагаемых налогом 6 сотках для пенсионеров или вычеты по налогу на имущество в виде не облагаемых налогом квадратных метров для всех владельцев домов и квартир. Применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на величину не более 10%, также сдерживает резкое повышение налогов на имущество.

С транспортным налогом ситуация иная: федеральных льгот нет, а для наполнения дорожных фондов региональные власти многих субъектов РФ устанавливают максимальные налоговые ставки. Поэтому не думаю, что в ближайшие несколько лет ситуация резко изменится. Транспортный налог, если не будет отменен, продолжит удерживать пальму первенства по сборам среди всех имущественных налогов", - прогнозирует Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.