Злаки, рыба и жиры: за "санкционные" годы рублевая выручка от экспорта продовольствия выросла в 3 раза

4 июня 2019

Скачать xlsx

Рублевая выручка от экспорта продовольствия выросла с 517,87 млрд рублей в 2013 году до 1,57 трлн рублей в 2018 году, увеличившись в три раза по сравнению с 2013 годом - сообщается в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Изменение курсового соотношения рубля к доллару позволило экспортерам зафиксировать рост рублевой выручки от реализации товаров во всех 24 товарных группах продовольственных товаров.

Максимальная выручка

В 2018 году самый большой объем выручки российские экспортеры получили от продажи злаков (658,12 млрд рублей), рыбы (269,47 млрд рублей) и жиров растительного происхождения (167,96 млрд. рублей). Три эти категории товаров вместе составляют порядка 70% российского экспорта продовольствия, и именно в этих товарных группах (в том числе из-за доли, которую они занимают), наблюдался максимальный прирост выручки.

Так, например, доходы от реализации злаков в 2018 году превысили показатели 2013 года на 506,5 млрд рублей, то есть в 4,3 раза (658,12 млрд рублей в 2018 году против 151,64 млрд рублей в 2013 году). Внутри этой категории 70-80% экспортного оборота приходится на долю пшеницы, основными покупателями которой являются Египет, Турция, Иран и Саудовская Аравия.

Экспортные доходы от реализации рыбы, ракообразных и моллюсков выросли на 179,5 млрд рублей - в 3 раза, достигнув в 2018 году 269,47 млрд рублей против 89,95 млрд рублей пятью годами ранее. Основными потребителями российской рыбы и ракообразных являются Южная Корея и Китай, которые потребляют более 2/3 всей экспортируемой рыбной продукции. На третьем месте по объемам закупок находятся Нидерланды.

Выручка от экспорта жиров и масел животного или растительного происхождения, готовых пищевых жиров, а также восков животного или растительного происхождения за пять лет выросла на 98,2 млрд рублей, или в 2,4 раза, увеличившись с 69,72 млрд рублей в 2013 году до 167,96 млрд рублей в 2018 году.

На 37,1 млрд рублей (в 4,4 раза) за исследуемый период вырос объем рублевых поступлений от реализации за рубеж масличных семян и плодов, прочих семян, плодов и зерна, лекарственных растений и растений для технических целей (в 2018 году - 48,02 млрд рублей, в 2013 году - 10,95 млрд рублей).

Успешно торгуют российские экспортеры и отходами пищевой промышленности, готовыми кормами для животных. Рост рублевых доходов по этой группе товаров зафиксирован на уровне в 35 млрд рублей (в 2,1 раза) - с 33,25 млрд рублей в 2013 году до 68,22 млрд рублей в 2018 году.

Топ-10 товарных групп с наибольшей динамикой роста экспортной выручки в 2018 году по сравнению с 2013 годом (на …млрд рублей)

Таблица 1 Самые динамичные

Злаки и рыба являются признанными лидерами российского экспорта, однако есть товарные группы, готовые поспорить даже с такой хорошей динамикой.

Так, самую значительную динамику роста рублевых доходов показали продажи за рубеж мяса и мясных субпродуктов. Доходы от их реализации выросли в 9,3 раза - с 2,74 млрд рублей до 25,61 млрд рублей. Главным покупателем российского мяса в 2018 году стала Украина (25%), 15,8% общего объема экспорта у Вьетнама, 14% покупает Иран.

В 5,3 раза выросла рублевая выручка от реализации живых животных - с 0,51 млрд рублей в 2013 году до 2,71 млрд рублей в 2018 году.

Экспорт смол и растительных соков в рублевом эквиваленте вырос в 4,7 раза. Выручка от их реализации в 2018 году составила 0,76 млрд рублей. Для сравнения, в 2013 году доходы от этой группы товаров составляли 0,16 млрд рублей.

Семена и плоды, используемые для получения пищевых и технических масел, показали 4,4-кратный рост выручки, достигнув в 2018 году суммы в 48,02 млрд рублей, в то время как доходы от этой группы товаров в 2013 году составляли 10,95 млрд рублей.

Топ-10 товарных групп с самой значительной динамикой выручки в 2018 году по сравнению с 2013 годом (в … раз)

Таблица 2

"Импортозамещение, курс на которое страна была вынуждена взять пять лет назад, дало российским производителям хороший импульс для экспансии на внутренние рынки. После их насыщения российские производители стали развивать взаимоотношения и с зарубежными партнерами. Мы уже стали привыкать к тому, что Россия - это не только сырьевой экспортер, но и лидер на рынке поставок зерна. Теперь мы отмечаем почти десятикратное увеличение доходов от экспорта мяса. Экспортный потенциал России по продуктам питания только начинает раскрываться", - отметила Елена Трубникова, председатель совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.