47 российских регионов завершили полугодие с дефицитом бюджета
24 августа 2020
Скачать xlsxПо итогам первого полугодия 2020 года расходы 47 российских регионов превысили их доходы. Еще в конце марта, до распространения пандемии коронавируса в России и введения карантинных ограничений, регионов с дефицитом бюджета было лишь 16, или почти в три раза меньше - выяснила аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. От дефицита не спасли даже щедрые вливания федерального центра, а худший финансовый результат показали традиционно богатые регионы.
Меньше доходов, больше забот
Суммарный дефицит региональных бюджетов к концу июня составил 213,7 млрд руб. - при том что всего лишь три месяца назад, на конец марта, у регионов был профицит в 341,3 млрд руб. (таким образом, за второй квартал регионы ухудшили финансовый результат на 555 млрд руб.). А год назад, по итогам первого полугодия 2019 года, регионы сверстали бюджеты с профицитом в 695,7 млрд руб. (что больше текущего показателя на 909 млрд руб.).
Резкий рост дефицита обусловлен падением доходов регионов, прежде всего налоговых сборов с бизнеса, а также экстренным повышением социальных и медицинских расходов в период пандемии. Из-за антикризисных льгот, отсрочек и списаний сборы налога на прибыль упали по сравнению с прошлым годом на 250 млрд руб., сборы с малого бизнеса, который освободили от налогов за второй квартал - на 35,6 млрд руб., а налоги на имущество сократились на 42,5 млрд руб.
При этом регионам не хватило денег даже с учетом огромных финансовых вливаний со стороны федерального центра - денежная помощь в виде субсидий, дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн руб. Кроме того, дополнительные деньги выделялись территориальным фондам обязательного медицинского страхования на борьбу с коронавирусом и оплату труда врачей.
Профицит/дефицит региональных бюджетов нарастающим итогом с начала года, млрд руб.
Дефицит в столице
Текущий кризис отличается тем, что он серьезно затронул богатые промышленные регионы и крупные города с развитой сферой услуг. Регионом с наибольшим дефицитом по итогам первого полугодия 2020 года стала Москва - расходы столицы превысили доходы на 160 млрд руб. При этом для Москвы с ее огромным бюджетом такой недобор более чем посилен, в первом полугодии эта сумма была сопоставима с 12% расходов. На втором месте в рейтинге регионов с наибольшим дефицитом расположилось Подмосковье (дефицит в 55,5 млрд руб., эта сумма не покрыла 14,5% расходов). В разгар пандемии в Московском регионе действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий, что привело к сокращению оборотов и прибылей и, соответственно, налоговых сборов. Одновременно столица резко нарастила расходы на здравоохранение и социальную поддержку.
Третье и последующие места среди самых дефицитных регионов после Москвы и области занимают пострадавший от падения нефтяных цен Татарстан (-25,3 млрд руб., что составляет 15,4% от расходов за полугодие), индустриальные Свердловская область (-17,4 млрд руб., или 10,5%), Челябинская область (-10,3 млрд руб., или 9,4%), Иркутская область (-8,6 млрд руб., или 7,9%), Башкортостан (-8,21 млрд руб., или 6,9%), а также Санкт-Петербург (-8,19 млрд руб., или 2,7%), Архангельская область (-8,1 млрд руб., 14,4%) и Кемеровская область (-7,2 млрд руб., 7,5%).
Суммарная "бюджетная дыра" всех 47 дефицитных регионов составляет 387,2 млрд руб. Таким образом, на Москву приходится 41% этого дефицита, а на столицу вместе с областью - 56%.
Регионы с максимальным дефицитом бюджета в I полугодии 2020 года, млрд руб.
На другом конце списка, среди регионов с наибольшим профицитом, находятся Сахалинская область (закончила полугодие с профицитом в 43,4 млрд руб., что составляет 52% от региональных расходов), Ханты-Манскийский автономный округ (+38,8 млрд руб., или 28,5%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+12,3 млрд руб., или 12%), Дагестан (+11,7 млрд руб., или 19%), Тюменская область (+9,4 млрд руб., или 10%), Воронежская область (+8,3 млрд руб., или 13,3%), Ленинградская область (+6,2 млрд руб., или 7,3%), Самарская область (+5,6 млрд руб., или 6,1%), Камчатский край (+3,6 млрд руб., или 7,8%), Чукотский автономный округ (+3,3 млрд руб., или 15,6%).
Регионы с максимальным профицитом бюджета в I полугодии 2020 года, млрд руб.
Деньги из центра
Многие регионы в коронакризис не смогли бы выполнять свои обязательства без поддержки со стороны федерального центра. Однако 1,4 трлн руб. из казны не спасли консолидированные бюджеты от общего дефицита, хотя отдельным регионам денег хватило с лихвой.
Самую щедрую федеральную помощь в первом полугодии 2020 года получили Крым (62,6 млрд руб.), Дагестан (56,3 млрд руб.) и Чечня (44,9 млрд руб.) - денежных вливаний было более чем достаточно, в результате эти регионы завершили полугодие с профицитом. Следующими в списке крупнейших получателей федеральных денег идут Якутия (42,4 млрд руб.), Башкортостан (38,6 млрд руб.), Краснодарский край (35,2 млрд руб.), Татарстан (33,4 млрд руб.), Подмосковье (33,3 млрд руб.), Калининградская область (33 млрд руб.) и Алтайский край (31,3 млрд руб.).
Топ-10 регионов по размеру полученной федеральной помощи в I полугодии 2020 года, млрд руб.
Размер федеральной компенсации относительно собственных расходов разнился от минимальных 2% у Москвы до 90% у кавказских регионов. Наибольшую часть расходов центр компенсировал Дагестану (90%) и Чечне (88%), а также Ингушетии (87%), Тыве (82%), Карачаево-Черкесии (79%), Кабардино-Балкарии (72%), Республике Алтай (72%), лидеру прошлого списка Крыму (71%), Северной Осетии (63%) и Камчатскому краю (63%). Все эти регионы завершили полугодие с профицитом.
Топ-10 регионов по размеру федеральной помощи относительно собственных расходов в I полугодии 2020 года, %
"Пандемия и карантинные ограничения ожидаемо сократили доходы и увеличили расходы регионов. Возросший дефицит был частично компенсирован федеральным центром, который до этого в рамках антикризисных мер поддержки лишил регионы значительной части доходов. Интересно, что в этот кризис регионы отчасти сами могли определить приемлемую для себя глубину экономического спада - чем жестче были карантинные меры на конкретной территории, тем существеннее ухудшалось экономическое положение и снижались налоговые сборы.
Сейчас главный вопрос заключается в том, как долго регионы будут находиться в данной ситуации - насколько скоро восстановится деловая активность и, соответственно, стабилизируются налоговые сборы. Если восстановление будет долгим, регионам придется перераспределять расходы на защищенные социальные статьи, прежде всего зарплаты в бюджетном секторе, урезая при этом другие траты, например, сворачивая инфраструктурные стройки. В условиях низких цен на нефть и стагнирующих доходов федеральный центр не сможет в длительной перспективе поддерживать высокий уровень бюджетных вливаний, и поэтому регионы могут вынудить влезать в долги. В случае затяжного характера коронакризис может обернуться не только замедлением развития регионов, но и ростом экономического неравенства территорий и еще большим расслоением доходов населения, увеличением безработицы в бедных регионах и усилением оттока работников в Москву и несколько других крупных городов", - считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.