Доля опасных отходов в России снизилась до исторического минимума
19 августа 2020
Проблемы экологии и защиты окружающей среды от деятельности промышленных предприятий за последние месяцы как минимум дважды оказывались в центре общественного внимания. Истории про разлив топлива под Норильском и загрязнение химикатами в Усолье-Сибирском продемонстрировали важность правильного обращения с промышленными отходами. Однако эти крупные экологические инциденты происходят на фоне в целом позитивной тенденции - доля опасных отходов, генерируемых российскими предприятиями, в 2019 году снизилась до минимальных за восемнадцатилетнюю историю наблюдений 1,3%, выяснила аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Для сравнения, в 2002-2003 годах показатель держался на уровне 10-11%. Такое сокращение произошло в связи с тем, что генерация общего количества отходов планомерно росла, а масса опасных отходов на протяжении последних лет оставалась стабильной - около 100 млн тонн в год.
Иными словами, опасных отходов в России физически не становится меньше, зато общее количество отходов предприятий растет такими высокими темпами, что опасная их часть в общей массе выглядит скромно.
Об "экокатастрофическом" потенциале наиболее опасных отходов, ежегодно производимых российскими предприятиями, можно судить по следующему сравнению: их количество в 24 раза превышает массу химикатов, хранящихся на территории ставшего печально известным Усолья-Сибирского.
Экологический Чернобыль и не один
После разлива в конце мая 21 тыс. тонн топлива в результате аварии на ТЭЦ под Норильском на первом плане экологической повестки в середине лета оказался новый город - Усолье-Сибирское Иркутской области, где на территории остановленного завода остались фактически бесхозными почти 1 млн тонн особо опасных веществ, общее же количество промышленных отходов на предприятии оценивается в 2 млн тонн. В результате ненадлежащих условий хранения отходов Усолье-Сибирское стало зоной экологической катастрофы и, по выражению главы Росприроднадзора, в случае дальнейшего бездействия город рискует превратиться в "экологический Чернобыль".
На территории остановленного завода "Усольехимпром", некогда крупнейшего предприятия советской химической промышленности за Уралом, хранится в неудовлетворительном состоянии, то есть с риском разгерметизации, порядка 600 тонн ртути и 256 тонн различных токсичных веществ I-III класса опасности (в том числе хлоргидрина и нефтепродуктов), а также огромное количество неопознанных ядовитых веществ (специалисты предполагают, что это могут быть хлорорганические соединения, относящиеся ко II классу опасности).
Отходов соответствующих классов опасности в России производится за год примерно 20,7 млн тонн, то есть в 24 раза больше, чем хранится на иркутском заводе.
Грязные миллионы
По данным Росприроднадзора, в России за последние пять лет ежегодно генерируется порядка 100 млн тонн опасных отходов (с I по IV класс опасности), по итогам 2019 года их произведено около 101 млн тонн. Больше всего опасных отходов было сгенерировано в 2007 году - 288 млн тонн. За восемнадцатилетний период статистических наблюдений, с 2002 по 2019 год, годовая масса опасных отходов снизилась в два раза, хотя за последнее десятилетие их существенно меньше не становится.
Производство опасных отходов по годам, млн тонн
Доля опасных отходов снижается
Доля же опасных отходов с каждым годом снижается. Это происходит за счет практически непрекращающегося из года в год роста общего количества промышленных отходов.
В 2019 году российские предприятия сгенерировали рекордные 7,8 млрд тонн отходов - это почти в 4 раза больше по сравнению с 2 млрд тонн в 2002 году. В результате доля опасных отходов по итогам предыдущего года снизилась до минимальных за весь период наблюдения 1,3%. В 2002-2003 годах опасные отходы составляли около 10-11% от общей массы, то есть их доля была выше примерно в восемь раз.
Производство отходов и доля опасных отходов в общей массе по годам
"Отходов становится больше по мере роста экономики и увеличения промышленных мощностей, хотя на определенном этапе процесс генерации отходов замедляется за счет развития экологичных производств. Но здесь не столь важно общее количество производимых отходов, сколько их "жизненный путь". Высокая доля переработки, качественная утилизация, рециклинг и повторное использование способны минимизировать вред окружающей среде даже самого масштабного промышленного производства. Напротив, относительно небольшое количество токсичных отходов в случае разгерметизации хранилища может нанести непоправимый ущерб природе и здоровью людей.
В России по-прежнему велика доля "грязных" производств, а случаи аварийных загрязнений, даже по словам официальных властей, часто попросту замалчиваются. Более того, часто грязные производства являются градообразующими предприятиями, от которых зависит благосостояние населения. Поэтому простое закрытие токсичного производства может грозить еще большими проблемами - падением доходов и безработицей, а возможно и новыми экологическими авариями - ведь, например, завод в Усолье-Сибирском после консервации продолжал отравлять окружающие территории именно вследствие бесхозности предприятия. Локально проблемы экологии решаются строгим надзором, глобально - развитием технологий. Поэтому экономический рост и наращивание производственных мощностей в конечно итоге при соответствующем государственном регулировании отвечают идеям зеленой экономики. В стагнирующей же экономике на первый план выходят вопросы повышения финансовых показателей, а проблемы экологии как государство, так и общество волнуют уже меньше", - считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Что считать опасным?
К опасным отходам относятся отходы производства и потребления с I по IV класс опасности.
I класс - чрезвычайно опасные отходы, которые не разлагаются. Степень наносимого ими вреда очень высока. В случаях, когда такие отходы попадают в экосистему, они непоправимо повреждают ее без восстановительного периода. Примеры: изделия, содержащие ртуть (термометры, люминесцентные лампы, старые манометры и барометры) минеральные и синтетические масла, трансформаторы, конденсаторы.
II класс - высокоопасные отходы, которые разлагаются более 10 лет. Взаимодействие с ними ведет к серьезным повреждениям экосистемы. Возвращение к исходному состоянию произойдет не ранее чем через 30 лет, и то только после прекращения опасного воздействия. Примеры: освинцованные кабели, свинцовые аккумуляторы, отходы нефтепродуктов после процесса рафинирования, щелочи и кислота от аккумуляторов.
III класс - умеренно опасные отходы, которые нейтрализуются от 3 до 10 лет. При взаимодействии с ними экосистема повреждается, восстановление происходит после уменьшения опасного воздействия не менее 10 лет. Примеры: радиоэлементы, мобильные телефоны, различные типы масел и фильтров, ацетон, лакокрасочные материалы, грязный песок, пыль от цемента, помет уток, кур, гусей, свиной навоз, экокожа.
IV класс - малоопасные отходы, которые нейтрализуются до 3 лет. Степень повреждения экосистемы низкая, возвращение до прежнего уровня будет происходить не менее 3 лет. Примеры: строительный мусор, несортированный бытовой мусор, покрышки, битумные, асфальтные отходы, рубероид, рудная и известковая пыль, буровые шламы, технические ткани, нетканые материалы, смесь пластмасс, перьевые остатки, навоз.
Последний, V класс отходов к категории опасных не относится, попадание их в экосистему практически не грозит экологическим ущербом, а отходы самостоятельно разлагаются в течение 3 лет. Примеры: различные изделия из древесины, продукты питания и их остатки, известняк, мел, керамика, кирпич, глина, гипс, цемент, одежда, текстиль из натуральных волокон, туалетная бумага, макулатура, стеклянная тара.
Естественно, неопасные отходы не перестают быть отходами, и их количество имеет значение, так как большие объемы такого мусора могут нанести природе и здоровью людей реальный вред. И хотя для сбора, перевозки, переработки и размещения неопасных отходов не нужна лицензия, хозяйствующие субъекты должны подтвердить их принадлежность к пятому классу. Только при наличии документа неопасные вещества можно передавать на утилизацию.