Всё в воздух: названы регионы, где не работают промышленные фильтры
29 декабря 2020
Скачать xlsxВсё в воздух: названы регионы, где не работают промышленные фильтры
В 38 российских регионах системы очистки воздуха на предприятиях отсеивают менее половины выбросов в атмосферу, в 21 регионе фильтры улавливают меньше трети вредных веществ, а в отдельных субъектах, согласно данным самих предприятий, промышленность фактически работает без фильтров - выяснила аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Самая высокая степень очистки выбросов наблюдается на производствах в Санкт-Петербурге, Пензенской области, Карачаево-Черкесии, Приморском крае и Омской области.
Меньше всего воздух фильтруют в Ингушетии, Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Калмыкии и Кабардино-Балкарии.
В целом по стране системы очистки воздуха на российских предприятиях улавливают около 75% генерируемых вредных выбросов.
Четверть дыма из трубы
В 2019 году российские предприятия выбросили в воздух 17,3 млн тонн загрязняющих веществ. Вред атмосфере мог быть в четыре раза больше, если бы не пылеулавливающие и газоочистные установки, которые уловили и обезвредили 52 млн тонн, или 75% сгенерированных выбросов, следует из данных по форме "2-ТП (воздух)", которые предприятия направляют в Росприроднадзор. 57% отфильтрованных отравляющих веществ (42% от изначально сгенерированной массы) были утилизированы и повторно задействованы в производстве.
Таким образом, если в 2019 году на каждого жителя России в среднем приходилось порядка 118 кг промышленных воздушных примесей, то без использования фильтров их масса возросла бы почти до полутонны - 472 кг.
Уровень промышленной фильтрации воздуха остается примерно на одном и том же уровне все последние годы - за прошедшие 10 лет он не опускался ниже 73%.
Сгенерировано и уловлено предприятиями загрязняющих веществ по годам, млн тонн
Регионы с высокой фильтрацией
От 80% и выше вредных выбросов фильтрует промышленность лишь в 20 регионах России. В 38 регионах предприятия улавливают менее половины выбросов. В 21 регионе уровень фильтрации не превышает 33%. В 10 регионах системы очистки улавливают до 15% загрязнений, а в трех регионах уровень фильтрации воздуха стремится к нулю.
Как может показаться, наиболее продуктивно, с эффективностью 99%, в 2019 году работали системы фильтрации в Санкт-Петербурге, однако на деле такой высокий показатель фильтрации обеспечивается всего одним строительным предприятием.
На втором месте по уровню очистки воздуха промышленность Пензенской области - в 2019 году предприятия региона отфильтровали 97% загрязняющих веществ, не дав им попасть в атмосферу.
Далее в списке регионов с лучшими промышленными фильтрами идут Карачаево-Черкесия (фильтрация на уровне 94%), Приморский край (91%), Омская область (91%), Свердловская область (89%), Тульская область (87%), Еврейская автономная область (87%), Мордовия (86%) и Бурятия (86%). Впрочем, Свердловской области высокая очистка воздуха не помешала оказаться на четвертом месте в числе регионов с максимальным объемом все-таки достигших атмосферы выбросов.
В Москве успехи по фильтрации воздуха относительно скромные: в воздух выбрасывается почти половина загрязняющих веществ, отфильтровывается 56%.
Регионы с максимальной долей уловленных промышленных выбросов, %
Петербургская аномалия
В 2019 году предприятия Санкт-Петербурга произвели 8 млн тонн загрязняющих воздух веществ, из них 99% было уловлено системами очистки и не попало в атмосферу. Такая масса загрязнений является для Петербурга аномально высокой - для сравнения, в 2018 году петербургские предприятия сгенерировали 152,7 тыс. тонн вредных выбросов, или в 50 раз меньше, на протяжении последних 10 лет показатель составлял в среднем около 170 тыс. тонн.
В Росприроднадзоре FinExpertiza подтвердили корректность цифр и пояснили, что 99% загрязнений в 2019 году в Санкт-Петербурге были сгенерированы одним строительным предприятием Приморского района. Без учета произведенных и отфильтрованных данной компанией вредных веществ уровень промышленной фильтрации воздуха в Петербурге составлял всего 32% - это в два раза ниже, чем в среднем по России.
Регионы без фильтра
Предприятия Ингушетии, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, по их собственным данным, практически не использовали фильтры в 2019 году. Из статистики Росприроднадзора следует, что уровень очистки воздуха находился в этих регионах на нуле. В природоохранном ведомстве отмечают, что соответствующие данные основаны на сданной респондентами отчетности.
Далее в списке регионов с низкой фильтрацией идет Калмыкия, где было уловлено лишь 1% промышленных выбросов, в Кабардино-Балкарии показатель немного лучше - 3%, в Чечне - 6%, в Севастополе 9%, в Орловской области - 13%, в Ярославской области - 14%, замыкает десятку антирейтинга Ханты-Мансийский автономный округ с показателем фильтрации 15%.
В большинстве названных регионов низкая фильтрация не вызывает больших опасений, поскольку местные предприятия генерирует сравнительно небольшое количество выбросов. Однако экологические риски возрастают в нефтегазовых Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах - они занимают третье и пятое места в рейтинге регионов по общей массе вредных выбросов. Так, из 1,5 млн тонн вредных веществ, генерируемых промышленностью Ханты-Мансийского автономного округа, в воздух попадает 1,27 млн тонн. А в Ямало-Ненецком автономном округе в атмосферу выбрасывается 763,2 тыс. тонн смесей из 763,38 тыс. тонн. В результате на среднего жителя Ямало-Ненецкого автономного округа приходится более 1,4 тонны загрязняющих веществ в год, а на жителя Ханты-Мансийского автономного округа - 0,8 тонны.
Регионы с минимальной долей уловленных промышленных выбросов, %
Механика и нормы
Отходящие от стационарных источников выбросы распадаются на два потока: одна часть сразу уходит в атмосферу без очистки, другая поступает на очистные сооружения. Фактические выбросы в атмосферу - это сумма тех выбросов, что остались без очистки, и тех, что поступили на очистные сооружения, но по каким-либо причинам не были уловлены.
В России все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получать разрешение на работу стационарных источников выбросов загрязняющих веществ и соблюдать нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). Помимо ПДВ, могут устанавливаться превышающие их временно согласованные выбросы (ВСВ), которые определяются для предприятий индивидуально с учетом качества воздуха и социально-экономических условий развития территории. Загрязняющие воздух предприятия перечисляют в казну плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плата растет, если выбросы превышают ПДВ, и тем более - если выбросы переваливают за планку ВСВ. За существенное нарушение нормативов по выбросам, повлекшее вред окружающей среде, предусмотрены штрафы и приостановка деятельности компании, а руководству может грозить уголовная ответственность. Предприятия подразделяются на разные категории в зависимости от степени воздействия на окружающую среду, к ним применяется разное экологическое регулирование, в том числе более или менее жесткие требования к технологическому оснащению и системам очистки.
Согласно Федеральному закону №96 "Об охране атмосферного воздуха", в ходе эксплуатации объектов хозяйственной деятельности не должны быть превышены нормативы качества атмосферного воздуха. Необходимость наличия очистных установок определяется разработчиком проектной документации и устанавливаемого оборудования с учетом расположения объектов относительно близлежащей застройки.
Если очистные установки на предприятии отключены или не обеспечивают проектную очистку или обезвреживание выбросов в атмосферу, то эксплуатация соответствующего оборудования запрещается. Таким образом, в теории законодательство обеспечивает защиту окружающей среды от чрезмерных загрязнений, а временно разрешенные выбросы не должны приводить к существенному ущербу природе и здоровью населения.
Выбросы предприятий учитываются как от организованных, так и от неорганизованных источников. К организованным источникам относятся такие устройства, как трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и другие приспособления, посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы, отвалы и резервуары - в данном случае загрязняющие вещества поступают в воздух в результате негерметичности оборудования.
Воздушный мониторинг
Крупные предприятия платят крайне незначительные суммы за негативное воздействие на атмосферный воздух. При этом многие заводы генерируют повышенные временно согласованные выбросы. Экологические требования к деятельности бизнеса становятся жестче, однако поскольку новое законодательство еще только формируется, могут возникать серьезные риски нарушения природоохранных норм. Значительная часть нарушений может быть вовсе не отслежена.
В вопросах защиты природы и чистоты воздуха важнейшим фактором является качество мониторинга состояния окружающей среды. В России создание системы государственного мониторинга качества воздуха было сдвинуто на год. Существует системный риск, что в условиях продолжающейся пандемии и экономического кризиса для государства и бизнеса проблемы экологии отойдут на второй план, а их решение будет отложено до лучших времен.
Сейчас контроль за состоянием атмосферы базируется на периодических замерах, в то время как в западных странах, уже создавших современное эффективное экологическое регулирование, осуществляется непрерывный мониторинг вредных выбросов. Это означает, что в России, по большому счету, имеющиеся данные по загрязнениям атмосферы часто оказываются заниженными.