За "коронавирусную весну" зарплатный фонд России сократился впервые за 20 лет

14 июля 2020


Во время пандемии коронавируса с марта по май 2020 года размер общего российского зарплатного фонда уменьшился впервые за два десятилетия - на 4,7% относительно аналогичного прошлогоднего периода, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Весеннее сокращение

За три весенних месяца этого года, на которые пришелся период нерабочих дней и жестких экономических ограничений, совокупный фонд оплаты труда работающих по найму россиян снизился по сравнению с прошлогодней весной на 4,7%, до 6,8 трлн руб., следует из статистики сборов налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Это первое сокращение зарплатного фонда за весенний период как минимум с 2001 года, начала наблюдаемого периода, когда в стране была введена плоская шкала НДФЛ. В начале нулевых белый фонд заработной платы рос двузначными темпами. В частности, за каждую весну темпы роста из года в год были выше 20%, а то и 30%. Динамика замедлилась до минимальных 0,8% лишь в весной кризисного 2009 года (с учетом пиковой инфляции того периода реальный зарплатный фонд существенно сократился), но затем рост вновь ускорился, хотя темпы стали более умеренными. Очередное резкое замедление произошло в провальном для российской экономики 2015 году - тогда за три весенних месяца общий размер выплаченных россиянам зарплат увеличился на 3,5% и рос вплоть до текущего периода.

Изменение размера зарплатного фонда РФ в марте - мае по годам

Исследование 1

В 2020 году восходящая зарплатная динамика должна была продолжиться, однако все изменила пандемия коронавируса. В марте 2020, до начала апрельских нерабочих дней и введения жестких экономических ограничений, общий размер выплаченных россиянам зарплат даже вырос по сравнению с февралем - на 12%, но в апреле, в разгар "коронакризиса", обвалился к предыдущему месяцу на 23%, а в мае снизился на 7%.

Изменение зарплатного фонда месяц к месяцу (м/м) в период "коронавирусной весны"

Исследование 2

В результате в мае зарплатный фонд оказался ниже уровня докризисного февраля на 20% - но здесь большую роль сыграл фактор сезонности: сказался короткий рабочий месяц, кроме того, из-за майских праздников часть предприятий, выплачивающих зарплату в первых числах, перечислила деньги сотрудникам раньше срока - в конце апреля.

Сокращение зарплатного фонда страны связано с несколькими факторами: прямым урезанием зарплат или надбавок, уменьшением общего числа занятых, переводом части сотрудников на неполный рабочий день. Официальная безработица увеличилась с 4,6% в феврале до 4,7% в марте, в апреле подскочила до 5,8%, а в мае достигла максимальных за последние восемь лет 6,1%. А количество работающих в режиме неполной занятости в апреле превысило 22 млн человек. Для сравнения, в марте - мае 2019 года безработица составляла около 4,7%, а неполный день трудились лишь 6 млн человек.

Территориальное неравенство

Снижение белых зарплат в марте - апреле 2020 года произошло в 68 российских регионах. Сильнее всего они провалились в Удмуртии - относительно прошлогодней весны зарплатный фонд снизился на 17,5%, далее в антирейтинге следуют Пермский край (-13,9%), Тюменская область (-13,9%), Краснодарский край (-13,6%), Татарстан (-13,6%), Кемеровская область (-12,8%), Марий Эл (-12%), Кировская область (-10,7%), Костромская область (-10,6%), замыкает несчастливую десятку Владимирская область (-10%).

Топ-10 регионов по максимальному падению зарплат в марте - апреле 2020 года

Исследование 3

Выросли или показали околонулевой рост относительно прошлогодней весны белые зарплаты лишь в 17 регионах, в частности, в Сахалинской области (на 6,9%), Чукотском автономном округе (+5,6%), Псковской области (+5,3%), Волгоградской области (+5,1%), Ненецком автономном округе (+4,3%), Мурманской области (+3,8%), Дагестане (+3,5%), Тыве (+3,4%), Курганской области (+2,5%) и Чеченской Республике (+2,4%).

Топ-10 регионов по максимальному росту зарплат в марте - апреле 2020 года

Исследование 4

"Коронавирусный кризис стал тяжелейшим испытанием для населения. Мы видим, что за последние 20 лет даже в самые сложные периоды номинальные зарплаты росли. В реальном выражении, то есть с учетом инфляции, зарплаты падали только в 2015 и 2009 годах. Поэтому произошедшее этой весной первое за 20 лет сокращение зарплатного фонда означает, что коронавирус привел к действительно драматическим последствиям для людей.

В период пандемии часть работников столкнулась с урезанием зарплат, кого-то перевели на неполный рабочий день или отправили в неоплачиваемый отпуск. Многие потеряли работу и полностью лишились средств к существованию. В то же время специалисты, которые имели возможность продолжить работу удаленно, смогли сохранить свой заработок, а кто-то даже сэкономил на пандемии за счет оптимизации личного бюджета. В первую очередь пострадали неквалифицированные рабочие и люди с невысокими заработками. Поэтому, помимо общего сокращения благосостояния населения, мы можем столкнуться и с ростом неравенства.

Зарплаты занимают около двух третьих в структуре общих доходов населения, доля заработка от предпринимательской деятельности в I квартале составляла около 6%. И наемные сотрудники, и предприниматели понесли огромный ущерб в этот кризис. Зато можно с уверенностью констатировать, что доля социальных выплат в структуре доходов по итогам коронавирусной весны существенно вырастет с 19% в первом квартале, и, по всей видимости, станет рекордной. При этом бюджетные выплаты сократятся быстрее, чем восстановятся доходы населения.

Итоговый ущерб от коронавируса еще предстоит оценить, однако можно сказать наверняка, что он будет существенно растянут во времени. Помимо краткосрочного падения счетных показателей, пандемия и режим карантина рискуют обернуться долгосрочными деструктивными тенденциями в экономике и социальной сфере - еще большей диспропорцией доходов населения, сокращением предпринимательства, увеличением доли госсектора в экономике и ростом социальной напряженности", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.