После коронакризиса неформальная занятость в России увеличилась на 1,5 млн человек
15 сентября 2021
Скачать xlsxНеформальная занятость в России растет по мере восстановления экономики после коронавирусного кризиса. Во втором квартале 2021 года количество занятых в неформальном секторе россиян приблизилось к 15 млн человек, увеличившись к аналогичному прошлогоднему периоду на 11,5%, или на 1,5 млн человек - подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Особенно широко неформальная занятость распространена в небогатых регионах, прежде всего, Северного Кавказа и Юга страны. В Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Дагестане в неформальном секторе трудится половина всех работников, в Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Калмыкии, Крыму, Астраханской области и Северной Осетии - свыше трети.
На минимуме доля неформальной занятости в регионах с высокими доходами населения - территориях нефтегазового Севера, развитых регионах Центральной России и Урала. На Чукотке, в Ненецком автономном округе, Москве, Мурманской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Санкт-Петербурге неформальная занятость не превышает 9%, в Псковской области, Калужской области и Коми составляет около 13%.
Возвращение неформалов
Аналитики использовали данные Росстата о занятости в неформальном секторе. Согласно официальной методологии, к работникам неформального сектора относятся нанятые у физических лиц или трудящиеся на предприятии без официального статуса юридического лица. Речь идет о самозанятых, индивидуальных предпринимателях (как зарегистрированных, так и нет) и их сотрудниках, работниках семейных и любых предприятий, у которых отсутствует регистрация в качестве юрлица. Это могут быть репетиторы, няни, водители, повара, строители и любые специалисты, в том числе самой высокой квалификации, к примеру, врачи, юристы и инженеры, если они работают вне корпоративного сегмента.
Работа в неформальном секторе может быть постоянной или являться временной подработкой, при этом человек может совмещать работу в неформальном и формальном сегментах. Неформальный сектор не идентичен теневой экономике. Деятельность таких предприятий не обязательно связана с преднамеренным уклонением от налогов и другими нарушениями. При этом в неформальном секторе трудовые отношения могут как официально оформляться, так и нет.
В 2020 году в России в неформальном секторе трудилось от 13 до 15 млн человек, или около 20% от общего числа занятых - то есть каждый пятый российский работник. Для 93% из них это была единственная работа, оставшиеся совмещали свое занятие с официальной трудовой деятельностью в корпоративном секторе (предприятии или организации со статусом юрлица).
Неформальная занятость резко снизилась в апреле - июне 2020 года, во время локдауна и периода жестких карантинных ограничений. В апрельские нерабочие дни численность таких работников падала до 12,9 млн человек, или 18,4% от общего числа занятых. По мере ослабления карантина и восстановления спроса неформальная занятость начала повышаться, хотя и продолжила оставаться ниже допандемийных значений вплоть до января 2021 года.
Заметный рост неформальной занятости произошел во втором квартале 2021 года - численность рабочих выросла как по сравнению с первым кварталом, так и в годовом выражении - до 14,93 млн человек (20,9% от всех занятых), что на 1,54 млн человек, или на 11,5% больше по сравнению со вторым кварталом 2020 года. В мае неформальная занятость так и вовсе достигала рекордных почти за два года 15,45 млн человек.
Во многом рост неформальной занятости во втором квартале 2021 года связан с эффектом низкой базы аналогичного прошлогоднего периода, когда в Росси разразился коронавирусный кризис. Кроме того, сказались сезонные факторы - неформальная занятость обычно растет весной и держится на высоком уровне все лето, поскольку происходит приток работников на сельскохозяйственные работы, где до трети всей отрасли находится в тени. А в туристических регионах неформальный сектор в теплый сезон дополнительно расширяется за счет уличной торговли и сферы услуг.
В целом пандемический период задал тренд на сокращение неформальной занятости в пользу официальной работы в корпоративном сегменте, поскольку компании имели больше возможностей для привлечения кредитных ресурсов, а господдержка была полностью привязана к белой занятости. А небольшой, в особенности неофициальный бизнес и частные специалисты оказались в разгар пандемии в наиболее сложном положении. В то же время сейчас мы наблюдаем, что занятость в корпоративном сегменте за год практически не изменилась и составила во втором квартале 2021 года 57,5 млн человек (-0,1% к аналогичному прошлогоднему периоду). Таким образом, увеличение числа работников происходит как раз за счет неформального сектора, оживающего по мере восстановления потребительского спроса.
"Сейчас рост неформальной занятости отчасти подпитывается увеличением числа как зарегистрированных, так и продолжающих оставаться в тени самозанятых - во втором квартале 2021 года их стало на 340 тыс. больше. Возросло и количество сотрудников индивидуальных предпринимателей при одновременном сокращении самих ИП - в связи с частичным переходом последних в статус тех же самозанятых. Кроме того, в Россию начали возвращаться трудовые мигранты, значительная часть которых работает в неформальном секторе в сельском хозяйстве и на стройках. Наконец, происходит восстановление сферы торговли и услуг, где заметная доля также относится к неформальному сегменту", - отмечает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
Численность занятых в неформальном секторе, млн человек
Регионы в тени
Как выяснили аналитики, неформальная занятость прямо коррелирует с безработицей и находится в обратной зависимости от уровня доходов. Таким образом, чем выше в регионе безработица и чем ниже доходы населения, тем, как правило, выше и неформальная занятость, для которой в целом характерны более низкие заработки.
Самая высокая неформальная занятость наблюдается на Северном Кавказе и Юге страны. В десятку регионов-лидеров по этому показателю вошли Ингушетия, где свыше половины всех работников трудится в неформальном секторе (53,1% во втором квартале 2021 года), Чечня (52,9%), Кабардино-Балкария (49,5%), Дагестан (47,5%), Карачаево-Черкесия (42,7%), Ставропольский край (40,6%), Калмыкия (39,5%), Крым (39,3%), Астраханская область (38,1%) и Северная Осетия (37,1%). В большинстве перечисленных регионов, за исключением Ингушетии и Чечни, неформальная занятость за год увеличилась. Это регионы с низкими доходами населения, в большинстве из них также наблюдается повышенная безработица.
Регионы с максимальной долей неформально занятых, II кв. 2021 г.
Низкая неформальная занятость отмечается в северных регионах с богатой ресурсно-сырьевой базой и экономически развитых субъектах Северо-Западного федерального округа, части Центральной России и Урала. Это территории, где развиты добыча и индустрия либо диверсифицированная экономика и стабильный потребительский спрос, как в двух столицах.
На минимуме неформальная занятость в Чукотском автономном округе (3,9% от всех занятых), Ненецком автономном округе (5,3%), Москве (6,4%), Мурманской области (6,7%), Ямало-Ненецком автономном округе (8,1%), Ханты-Мансийском автономном округе (8,6%), Санкт-Петербурге (8,9%), Псковской области (12,9%), Калужской области (13,2%) и Республике Коми (13,3). Преимущественно это регионы с высокими доходами населения и низкой безработицей.
Регионы с минимальной долей неформально занятых, II кв. 2021 г.