Во время коронакризиса количество премиальных автомобилей в России выросло почти на четверть

9 Ноября 2021

Скачать xlsx

За коронакризисный 2020 год количество зарегистрированных в России дорогостоящих автомобилей, в отношении которых действуют повышающие налоговые коэффициенты, увеличилось на 22,4%, до 97,6 тыс. штук. Из них 87 тыс. приходится на премиальный сегмент стоимостью от 5 до 10 млн руб. и 10,5 тыс. - на люкс-кары от 10 млн руб. и дороже, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных Федеральной налоговой службы. Общие налоговые сборы с дорогих автомобилей из года в год растут, однако усредненный размер "налога на роскошь", наоборот, снижается.

Больше всего элитных машин ездит по дорогам Москвы (30,76 тыс. авто), Санкт-Петербурга (10,7 тыс. авто), Подмосковья (8,47 тыс. авто), Краснодарского края (4,64 тыс. авто), Татарстана (2,59 тыс. авто), Свердловской (2,33 тыс. авто), Ростовской (2,3 тыс. авто), Новосибирской (2 тыс. авто), Самарской (1,6 тыс. авто), а также Челябинской областей (1,46 тыс. авто).

По динамике прироста числа престижных иномарок в лидеры выходят неочевидные, на первый взгляд, регионы. Впрочем, в большинстве случаев причина кроется в эффекте низкой базы. Так, в Чукотском автономном округе количество премиальных авто выросло в восемь раз, правда, при ближайшем рассмотрении рост оказывается более чем скромным: если в 2019 году в регионе был зарегистрирован лишь один роскошный автомобиль, то в 2020 году их стало восемь. Следом идут Ненецкий автономный округ (количество премиум-авто выросло в полтора раза, до 18 штук), Новосибирская область (+85,8%, до 2010 авто, при этом регион вышел на восьмое место по общему числу элитных машин), Еврейская автономная область (+75%, до 14 авто), Амурская область (+68,6%, до 204 авто), Ямало-Ненецкий автономный округ (+60,6%, до 265 авто), Северная Осетия (+46,8%, до 163 авто), Приморский край (+46,3%, до 1078 авто, регион занял шестнадцатое место по общему числу дорогих машин), Севастополь (+45,5%, до 112 авто), а также Хакасия (+44,8%, до 139 авто).

Местный налог

Каждый регион сам устанавливает ставку транспортного налога, итоговый размер платежа за конкретный автомобиль рассчитывается исходя из мощности двигателя. В Налоговом кодексе установлены следующие базовые ставки: для маломощных легковых машин до 100 л. с. - 2,5 рубля на каждую лошадиную силу, для мощности от 100 л. с. до 150 л. с. - 3,5 руб., от 150 л. с. до 200 л. с. - 5 руб., от 200 л. с. до 250 л. с. - 7,5 руб. и, наконец, для машин мощностью от 250 л. с. ставка составляет 15 руб. Регионы могут уменьшать или увеличивать базовые ставки, но не более чем в 10 раз. Также регионы вправе устанавливать льготы по транспортному налогу для отдельных категорий граждан. В большинстве регионов от уплаты транспортного налога освобождаются либо получают скидки многодетные родители, ветераны, инвалиды I и II групп и т. д.

Владельцы дорогих автомобилей, включенных в специальный список Минпромторга (перечень обновляется каждый год), обязаны платить транспортный налог с повышенным коэффициентом. За легковой автомобиль стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., с года выпуска которого прошло не более трех лет, придется заплатить транспортный налог с повышающим коэффициентом 1,1. Для автомобиля стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. не старше пяти лет коэффициент составит уже 2. А за машину от 10 млн до 15 млн руб. не старше 10 лет и автомобиль от 15 млн руб. не старше 20 лет коэффициент вырастает до 3. По достижении автомобилем указанной возрастной планки повышенный коэффициент отменяется.

В результате для дорогостоящего автомобиля транспортный налог рассчитывается следующим образом: мощность двигателя умножается на региональную налоговую ставку и на соответствующий повышающий коэффициент. Из-за большого разброса ставок итоговая сумма в налоговой квитанции за один и тот же автомобиль в зависимости от региона может отличаться в разы. К примеру, за спорткар Lamborghini Aventador SVJ Roadster (770 л.с.) в Москве нужно будет платить по 346,5 тыс. руб. в год, в Ингушетии - 115,5 тыс. руб., в Свердловской области - 229,2 тыс. руб. Для Bentley Continental GT Speed (659 л.с.) в столице налог составит 296,6 тыс. руб., в Свердловской области - 196,1 тыс. руб., в Ингушетии - 79,1 тыс. руб. На BMW M2 Competition (410 л.с.) в Москве придет налоговая квитанция на 123 тыс. руб., в Свердловской области - 81,3 тыс. руб., в Ингушетии - 32,8 тыс. руб. Налоговая нагрузка на Mercedes Benz GLS 450 4MATIC (367 л.с.) в перечисленных регионах составит 110,1 тыс. руб., 36,7 тыс. руб. и 72,8 тыс. руб. соответственно.

Под элитными автомобилями в исследовании понимаются легковые машины из списка Минпромторга стоимостью от 5 млн руб. и от 10 млн руб., в отношении которых действуют повышающие коэффициенты 2 и 3. Автомобили стоимостью от 3 до 5 млн руб., для которых введен повышащий коэффициент 1,1, не учитывались, поскольку в эту часть списка, по мере роста цен, стали попадать в том числе автомобили массового сегмента, которые на авторыноке не принято относить к категории премиальных.

Корона люксу не помеха

За последние пять лет число роскошных авто в России выросло почти в четыре раза - с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. штук. Этот тренд на повышение не переломил даже разразившийся в 2020 году коронакризис. Правда, темп роста автопарка элитных машин замедлился: в 2020 году он расширился на 22,4%, в то время как в 2019 году - на 48,3%.

Количество зарегистрированных в РФ дорогих автомобилей по годам

Исследование 1

Из 97,6 тыс. дорогих автомобилей 65%, или 63,1 тыс., принадлежали физическим лицам, а 35%, или 34,4 тыс. машин, были оформлены на юридические лица. Доля таких авто в собственности бизнеса за последние годы сокращается, хотя еще несколько лет назад компаниям принадлежала половина элитного автопарка страны. Примечательно, что в 2016 году количество престижных иномарок в собственности физлиц сократилось сразу на 720 штук: часть владельцев дорогих машин могла оформить их на свои компании.

Количество дорогих автомобилей в собственности граждан и бизнеса по годам

Исследование 2

Из 87 тыс. автомобилей премиального сегмента 65%, или 56,8 тыс. штук, принадлежит физлицам, а 35%, или 30,2 тыс. штук, - юрлицам. Среди 10,5 тыс. автомобилей класса люкс частные лица владеют 60%, или 6,3 тыс., компании - 40%, или 4,2 тыс. штук.

Распределение дорогих автомобилей между физическими и юридическими лицами, 2020 г.

Исследование 3

Доля дорогостоящих машин в общем автопарке легковых автомобилей страны, который в минувшем году насчитывал порядка 43,25 млн машин, составляет всего 0,23%. Однако из года в год эта доля растет.

Региональный драйв

Чаще всего роскошные авто приобретают в богатых и густонаселенных регионах. Так, по количеству дорогих автомобилей предсказуемо лидирует столица - в 2020 году в Москве на учете стояла почти треть общероссийского "золотого" автопарка, или 30,76 тыс. машин, из которых к премиум-классу относилось 88%, к люксу - 12%. Далее следуют Санкт-Петербург (10,7 тыс. авто, соотношение премиум и люкс-автомобилей также составило 88% к 12%), Московская область (8,47 тыс. авто, 90% к 10%), Краснодарский край (4,64 тыс. авто, 87% к 13%), Татарстан (2,59 тыс. авто, 91% к 9%), Свердловская область (2,33 тыс. авто, 90% к 10%), Ростовская область (2,3 тыс. авто, 91% к 9%), Новосибирская область (2 тыс. авто, из них 67% - премиум, 33% - люкс; регион лидирует по удельному весу люксовых машин), Самарская область (1,6 тыс. авто, 93% к 7%), замыкает десятку Челябинская область (1,46 тыс. авто, соотношение премиум/люкс в регионе составило 92% к 8%).

Регионы с наибольшим количеством дорогих автомобилей в 2020 году, тыс. штук

Исследование 4

Меньше всего премиально-люксовые авто представлены в малонаселенных регионах, среди которых есть как бедные, так и богатые территории. Практически невозможно встретить дорогие автомобили на Чукотке - в 2020 году их было всего 8 штук на весь регион. Не намного больше элитных машин в Еврейской автономной области - всего 14 штук. Далее следуют Ненецкий автономный округ (18 авто), Тыва (23 авто), Калмыкия (33 авто), Магаданская область (51 авто), Республика Алтай (58 авто), Ингушетия (96 авто), Севастополь (112 авто), а также Сахалинская область (121 авто).

Регионы с наименьшим количеством дорогих автомобилей в 2020 году, штук

Исследование 5

Премиальные гонки

Рост премиально-люксового сегмента в 2020 году был зафиксирован во всех регионах страны, за исключением трех: Крыма - там число дорогих машин, напротив, снизилось на 18%, до 346 штук, Ингушетии - сокращение на 5%, до 96 штук, а также Тывы, где количество роскошных авто по итогам коронакризисного года осталось без изменений.

Наилучшую динамику, но сугубо благодаря низкой базе, показал Чукотский автономный округ - там количество дорогих машин выросло в восемь раз, с одной до восьми штук. Далее следуют Ненецкий автономный округ (элитарный автопарк региона расширился на 157%, до 18 автомобилей), Новосибирская область (+85,8%, до 2010 авто), Еврейская автономная область (+75%, до 14 авто), Амурская область (+68,6%, до 204 авто), Ямало-Ненецкий автономный округ (+60,6%, до 265 авто), Северная Осетия (+46,8%, до 163 авто), Приморский край (+46,3%, до 1078 авто), Севастополь (+45,5%, до 112 авто), а также Хакасия (+44,8%, до 139 авто). Практически во всех перечисленных регионах столь резкая динамика объясняется изначально незначительным числом дорогих машин. Исключение составляют лишь два региона: Новосибирская область вышла на восьмое место по абсолютной численности премиального автопарка, а Приморский край - на шестнадцатое.

Регионы с наибольшим ростом количества дорогих автомобилей в 2020 году, %

Исследование 6

Надбавка за элитарность снижается

В 2020 году совокупный начисленный налог на элитные автомобили составил 5,83 млрд руб.: 4,36 млрд руб. для премиум-сегмента и 1,47 млрд руб. для сверхдорогого люкса. По сравнению с 2019 годом он увеличился на 13,8%. Общие налоговые сборы с дорогостоящих машин растут из года в год, с момента введения повышающих коэффициентов в 2014 году. Это происходит по мере фактического увеличения на российских дорогах числа элитных иномарок и одновременного расширения списка машин, считающихся премиальными и, соответственно, подпадающих под повышенный налог.

Минпромторг постоянно расширяет список автомобилей, в отношении которых действуют повышающие налоговые коэффициенты. На фоне роста цен нижняя часть списка (автомобили от 3 до 5 млн руб., не учитываются в данном исследовании) пополнилась в том числе представителями масс-маркета, которые нельзя назвать роскошными.

Начисленный транспортный налог на дорогие автомобили по годам

Исследование 7

Однако если соотнести количество всех элитных автомобилей и начисленные на них налоги, то станет видно, что усредненный платеж из года в год уменьшается. В 2020 году средний начисленный налог на дорогой автомобиль снизился на 7%, до 59,8 тыс. руб., составив 50,1 тыс. руб. для премиальных авто и 140 тыс. руб. для люкса. В результате за каждый дорогой автомобиль бюджет в среднем "недополучит" по 5 тыс. рублей.

"За время действия повышающих коэффициентов, введенных в 2014 году в качестве своеобразного налога на роскошь, усредненный платеж за премиальные автомобили снизился в 1,75 раза. Причина сокращения среднего платежа при одновременном росте общих сборов по транспортному налогу на элитные машины кроется в постоянном расширении списка Минпромторга. Из-за повышения цен в перечень с каждым годом попадает все больше автомобилей меньшей мощности. В результате, как показывают наши расчеты, средняя мощность премиального автомобиля из списка на протяжении всех семи лет снижалась и вместе с ней уменьшался и средний налоговый платеж", - объясняет президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.

Размер среднего налогового сбора с каждого дорогого автомобиля по годам

Исследование 8