Семьи миллениалов и зумеров в пять раз обогнали по росту трат среднюю российскую семью
14 декабря 2021
Скачать xlsxВ 2021 году по мере преодоления коронакризиса и восстановления потребительской активности россияне стали наращивать свои текущие расходы, особенно заметно эта тенденция проявилась у молодых семей (в которых возраст супругов составляет до 35 лет). Во втором квартале расходы женатых миллениалов и представителей поколения Z увеличились по сравнению с первым кварталом на 23,2% с учетом инфляции. В результате среднемесячные траты на каждого члена молодой семьи достигли 23,4 тыс. руб. - подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе опросных данных Росстата *.
На фоне молодежного "потребительского бума" стало очевидным, что средняя российская семья более осторожно считает свои деньги. Расходы среднестатистического домохозяйства во втором квартале 2021 года выросли в реальном выражении на 4,8%, то есть в пять раз медленнее по сравнению с молодыми семьями, и составили 19,8 тыс. руб. в месяц на человека.
В целом свои расходы на жизнь увеличили жители 67 российских регионов из 85. Особенно заметно нарастили траты домохозяйства в Амурской области (на 25,2% квартал к кварталу с учетом инфляции), Новосибирской области (на 21,5%), Челябинской области (20,4%), Ивановской области (на 19,6%), Саратовской области (на 19,3%), Коми (на 18,7%), Курганской области (на 17,8%), Белгородской области (на 17,4%), Калужской области (на 17%) и Республике Алтай (на 16,4%).
Однако в 18 регионах расходы домохозяйств сократились, сильнее всего - в Курской области (на 17,5%), Ненецком автономном округе (-16,5%), Сахалинской области (-15,4%), Тамбовской области (-14,3%), Ямало-Ненецком автономном округе (-13,7%), Башкортостане (-12,8%), Ярославской области (-12,1%), Санкт-Петербурге (-11,5%), Бурятии (-9,9%) и Адыгее (-9,7%).
Свобода потребления
Среди всех состоящих в браке россиян в возрасте до 35 лет более 70% относятся к поколению миллениалов (родились в период с 1981 по 1996 год). Представители поколения Z (родившиеся в период с 1997 по 2012 год) составляют порядка 30%. Таким образом, именно миллениалы выступают как основной "экономический актив" семейной молодежи - как по многочисленности, так и по платежеспособности.
После начала пандемии в 2020 году, когда страну захлестнул коронавирусный кризис, сопровождавшийся карантинными ограничениями и падением доходов населения, российские семьи резко сократили свои расходы - питались в основном дома, меньше пользовались транспортом, не посещали увеселительные заведения, экономили на ряде других услуг, параллельно стараясь больше сберегать и инвестировать. В конце 2020 года и в 2021 году по мере восстановления экономики начали расти и потребительские расходы населения.
При этом восстановительный рост потребления двигала вперед прежде всего молодежь. Молодые семьи во втором квартале 2021 года нарастили свои расходы относительно первого квартала на 23,2% в реальном выражении - с 18,61 тыс. руб. до 23,39 тыс. руб. в среднем на каждого члена домохозяйства в месяц, в то время как среднестатистические семьи увеличили свои траты в пять раз меньше - лишь на 4,8%, с 18,5 до 19,8 тыс. руб. Таким образом, разрыв в тратах между первыми и вторыми вырос примерно со 100 руб. до 3,6 тыс. руб.
Изменение расходов семей во II кв. 2021 г. к I кв., %
Более 80% потребительских расходов молодых семей приходится на пять групп товаров и услуг. Самую большую долю в структуре расходов составляют продукты питания и безалкогольные напитки (40,9%, или 9,6 тыс. руб. на человека в месяц), далее следуют транспорт (15,3%, или 3,6 тыс. руб.), оплата ЖКХ (10,9%, или 2,6 тыс. руб.), одежда и обувь (7,3%, или 1,7 тыс. руб.), а также траты на увеселительные, спортивные и культурные мероприятия (5,6%, или 1,3 тыс. руб.).
Структура расходов молодых семей по основным категориям во II кв. 2021, %
Во втором квартале особенно возросли расходы миллениалов и зумеров на еду и безалкогольные напитки. На эту категорию потребления пришлась примерно половина дополнительныех трат молодежи - месячный продовольственный чек российского молодого семьянина увеличился в среднем на 77,8%, до 9,6 тыс. руб.
Второй квартал также вывел молодежь из "культурного анабиоза": месячный бюджет на развлечения в среднем вырос на 85,8%, до 1,3 тыс. руб. При этом семейная молодежь стала тратить в среднем на 56,2% больше на одежду и обувь (всего - 1,7 тыс. руб. в месяц).
Также молодые семьи уравновесили "полезное" потребление "вредным" - увеличили расходы на здравоохранение на 45,8% (до 742 руб. на человека в месяц), но в то же время стали больше потакать своим вредным привычкам: траты на алкоголь и табачные изделия выросли на 33,2% (до 653 руб. на человека в месяц).
Среднестатистические же семьи жили более скромно. Расходы обычного домохозяйства на продукты питания выросли во втором квартале лишь на 9,8%, до 7 тыс. руб. на человека в месяц, в то же время траты на развлечения увеличились сразу на 57,9%, до 1,3 тыс. руб. Расходы на одежду и обувь, напротив, снизились на 47,2%, до 1,4 тыс. руб. на человека. Траты на медицину выросли на 13,3%, до 853 рублей в месяц, при этом расходы на алкоголь и табачные изделия подскочили почти в два раза - с 286 руб. до 570 рублей в месяц.
Изменение расходов молодых и среднестатистических семей по основным категориям, II кв. 2021 к I кв.
Рост расходов в регионах
Потребительские расходы средней российской семьи выросли в абсолютном большинстве регионов (в 67 из 85). Сильнее всего увеличили свои текущие траты домохозяйства в Амурской области (с учетом инфляции на 25,2% во втором квартале 2021 года по сравнению с первым кварталом, до 20,5 тыс. руб. в среднем на каждого члена семьи ежемесячно), Новосибирской области (на 21,5%, до 16,6 тыс. руб.), Челябинской области (20,4%, до 18,7 тыс. руб.), Ивановской области (на 19,6%, до 19,9 тыс. руб.), Саратовской области (на 19,3%, до 15,4 тыс. руб.), Коми (на 18,7%, до до 21,7 тыс. руб.), Курганской области (на 17,8%, до 16,6 тыс. руб.), Белгородской области (на 17,4%, до 20,6 тыс. руб.), Калужской области (на 17%, до 23,5 тыс. руб.) и Республике Алтай (на 16,4%, до 13,3 тыс. руб.).
Регионы с максимальным ростом расходов домохозяйств во II кв. 2021 года к I кв., %
Однако в 18 регионах расходы домохозяйств сократились. Наиболее сильно потребность экономить проявилась у жителей Курской области (текущие траты снизились на 17,5%, до 17,1 тыс. руб.), Ненецкого автономного округа (-16,5%, до 25,6 тыс. руб.), Сахалинской области (-15,4%, до 24,2 тыс. руб.), Тамбовской области (-14,3%, до 13,9 тыс. руб.), Ямало-Ненецкого автономного округа (-13,7%, до 33,8 тыс. руб.), Башкортостана (-12,8%, до 17,4 тыс. руб.), Ярославской области (-12,1%, до 16,8 тыс. руб.), Санкт-Петербурга (-11,5%, до 26,9 тыс. руб.), Бурятии (-9,9%, до 13,3 тыс. руб.) и Адыгеи (-9,7%, до 16,1 тыс. руб.).
Регионы с максимальным сокращением расходов домохозяйств во II кв. 2021 года к I кв., %
"В первом полугодии 2021 года расходы средней российской семьи с учетом инфляции на 3,8% превзошли показатель первого полугодия кризисного 2020 года. Молодые россияне являются активными потребителями, при этом миллениалы опережают по уровню доходов как самых юных, так и россиян в возрасте. Поэтому расходы молодых семей выросли значительно сильнее по сравнению со среднестатистическим российским домохозяйством. После снятия карантинных ограничений население начало реализовывать отложенный спрос. Люди стали активнее тратить не только свои текущие доходы, но и накопившиеся за ковидный период сбережения. Кроме того, россияне брали кредиты, и, плюс ко всему, внутри страны были израсходованы деньги, которые российские туристы в прежние времена оставляли за границей. Население перешло от сберегательной модели поведения, характерной для кризисного 2020 года, к потребительской. Во многом этому способствует резкий разгон инфляции, связанный, прежде всего, с ростом мировых цен практически на все товары. Одним из факторов, подстегивающих инфляцию, становится и увеличение внутреннего потребления. Россияне, опасаясь обесценения денег, нарастили покупки дорогостоящих товаров, таких как телевизоры, холодильники, автомобили", - отмечает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
* Данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.