Алкоголь, сигареты, сладкое: расходы россиян на вредное потребление увеличились на 19%
23 ноября 2022
Скачать xlsx
Во втором квартале 2022 года структура расходов российских домохозяйств в значительной мере стала походить на пандемийную модель потребления. Траты на покупку алкоголя, сигарет и сладостей увеличились по сравнению с прошлым годом на 18,6%, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата. При этом резко снизились расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий - на 26,6%. Зато больше денег россияне стали тратить на рестораны, включая доставку готовых блюд на дом - на 15,3%.
Сладкое и вредное
В ситуации стресса на фоне экономической неопределенности расходы россиян на "вредное потребление" - сладостей, алкоголя и табака - во втором квартале выросли к аналогичному периоду годовой давности на 18,6%, в среднем до 3500 руб. в месяц на семью из трех человек. Доля этих расходов в общей структуре потребления увеличилась с 5% до 5,4%. Вместе с тем в ряде регионов, например в Москве, Чеченской Республике и Ненецком автономном округе, соответствующие траты возросли в 1,5 раза и более (в Чечне увеличились только расходы на сладкое, потребление алкоголя и табака осталось минимальным).
Больше всего тратились на сладкое, алкогольные напитки и сигареты жители Камчатского края (6480 руб. в месяц на троих), Москвы (6230 руб.), Мурманской области (6030 руб.), Чукотского автономного округа (6020 руб.), Ямало-Ненецкого автономного округа (5750 руб.), Ненецкого автономного округа (5310 руб.), Еврейской автономной области (5090 руб.), Ивановской области (4930 руб.), Ханты-Мансийского автономного округа (4660 руб.) и Тверской области (4650 руб.).
Регионы с наибольшими расходами на алкоголь, табак и сладкое в расчете на трех членов семьи в месяц
Не время развлечений
Как показывает анализ потребительских расходов, интерес к культурным и спортивным мероприятиям в среднем по стране значительно снизился. Граждане стали тратить на этот вид досуга на четверть меньше средств: -26,6%, 1910 руб. в месяц на семью, состоящую из трех человек. В результате доля развлечений в структуре потребления упала с 4,4% до 2,9%. Сильнее всех сократили траты на культуру и спорт жители Рязанской и Ульяновской областей - почти в 2 раза (до 330 и 470 руб. в месяц на семью соответственно).
Однако среднероссийский показатель тянуло вниз меньшинство регионов (34), в том числе Москва и богатые нефтегазовые субъекты. В то время как в значительной части регионов (51) затраты домохозяйств на развлекательные мероприятия все-таки увеличились. Особенно серьезный рост был зафиксирован в Карелии (более чем в 5 раз), Воронежской (более чем в 4 раза), Челябинской, Смоленской областях и Республике Коми (в 3 раза и более).
Наибольшие расходы на посещение культурных и спортивных мероприятий могли позволить себе жители Магаданской области - 7250 руб. на семью из трех человек. На втором месте оказалась Москва - в столице на культуру и спорт семьи тратили по 6190 руб. в месяц, чуть меньше - в Карелии (5920 руб.), которая одновременно стала лидером по динамике роста соответствующих трат. В десятку также вошли Челябинская область (4300 руб. в месяц на семью из трех человек), Московская область (3460 руб.), Белгородская область (3090 руб.), Санкт-Петербург (3040 руб.), Пермский край (3030 руб.), Ленинградская область (2700 руб.), а также Якутия (2680 руб.).
Регионы с наибольшими тратами на культурные и спортивные мероприятия в расчете на трех членов семьи в месяц
Хлеба вместо зрелищ
Сократив расходы на культурно-развлекательный досуг вне дома, россияне увеличили траты на общепит (прежде всего заведения фастфуда), включая доставку готовой еды на дом - в среднем на 15,3%, до 1680 руб. в месяц на семью из трех человек. Особенно заметный скачок трат произошел у домохозяйств в Ханты-Мансийском автономном округе, где расходы на кафе, бары и рестораны выросли более чем в 12 раз, до 4040 руб. в месяц. Впрочем, такой рост был вызван в первую очередь эффектом низкой базы: годом ранее расходы на ресторанную еду в регионе были более чем скромные и занимали лишь 0,4% в структуре потребления, сейчас же их доля выросла до 4,2%. Также значительно увеличились расходы на рестораны в Омской области (в 8 раз, до 4130 руб. в месяц на семью), одновременно регион стал лидировать по доле общепита в структуре потребительских расходов - она составила 7,5% при среднероссийских 2,6%. Заметный рост затрат на еду из заведений был также зафиксирован в Амурской области (в 7 раз), однако в абсолютном выражении они остались крайне низкими - всего 730 руб. в месяц.
Больше же всего денег на общепит и доставку готовой еды тратили жители Москвы - 4810 руб. в месяц на семью из трех человек (за год эти траты выросли в 1,5 раза, а их доля в общем потреблении - с 3% до 4,3%), что в 3 раза выше среднероссийского показателя. В десятку лидеров по расходам на ресторанную еду также вошли Омская область (4130 руб. в месяц на семью из 3 человек), Ханты-Мансийский автономный округ (4040 руб.), Санкт-Петербург (3100 руб., в то же время затраты на рестораны петербуржцы за год сократили), Приморский край (3000 руб.), Мурманская область (2730 руб.), Краснодарский край (2540 руб.), Магаданская область (2400 руб.), Архангельская область (2330 руб.), а также Ростовская область (2280 руб.).
Регионы с наибольшими тратами на общепит в расчете на трех членов семьи в месяц
"Общие расходы российских домохозяйств за год выросли в номинальном выражении на 9,8%, что, конечно же, в первую очередь связано с подорожанием всех товаров и услуг. Однако траты на сладости, алкоголь и табак, а также ресторанную еду, в основном фастфуд, включая онлайн-доставку, увеличились заметно сильнее, в то время как на посещении кино, театров, концертов и спортивных мероприятий россияне решили экономить. Произошел своеобразный возврат к пандемийной модели потребления, на этот раз продиктованный негативными экономическими ожиданиями населения. В ситуации неопределенности россияне идут по достаточно стандартному пути: готовы несколько увеличить расходы на вредную пищу и алкоголь - дешевые заменители развлечений, помогающие скрасить досуг и заесть стресс, но при этом предпочитают сократить траты на досуг вне дома и другие излишества, а также в целом переключаются на более дешевый ценовой сегмент и отказываются от дорогостоящих покупок - к примеру, расходы на бытовую технику упали сразу на 27%", - обращает внимание член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.