Налоговые доходы регионов упали впервые после пандемии
6 декабря 2022
Скачать xlsВ октябре налоговые поступления в консолидированные бюджеты регионов России снизились впервые почти за два года - на 6,6% в годовом выражении, до 1,3 трлн руб., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. К середине осени региональные бюджеты стали недополучать налоги из-за падения корпоративных прибылей. В то же время общие налоговые доходы государства, с учетом федеральной казны, благодаря нефтегазовым деньгам пока что превосходят прошлогодние.
Лишь в каждом шестом регионе рост налоговых доходов обогнал инфляцию. Существеннее всего сократились поступления в бюджеты Мурманской области (на 66,7%, или на 13,3 млрд руб., относительно октября 2021 года), Красноярского края (-61,2%, или -44,4 млрд руб.), Хакасии (-56,7%, или -2,5 млрд руб.), Чукотского автономного округа (-53,2%, или -1,6 млрд руб.), Дагестана (-49,7%, или -3,5 млрд руб.), Липецкой области (-42,5%, или -4,1 млрд руб.), Курской области (-39,6%, или -3,6 млрд руб.), Тюменской области (-34,1%, или -5,5 млрд руб.), Вологодской области (-31,5%, или -3,4 млрд руб.) и Кемеровской области (-31,4%, или -7,6 млрд руб.).
Вместе с тем заметно увеличились налоговые доходы Ингушетии (на 528%, или на 2,1 млрд руб.), Сахалинской области (+40,3%, или +2,8 млрд руб.), Пензенской области (+39,4%, или +2 млрд руб.), Тульской области (+35,2%, или +3,3 млрд руб.), Кабардино-Балкарии (+26,8%, или +0,4 млрд руб.), Рязанской области (+24,2%, или +2 млрд руб.), Чувашии (+21,9%, или +1 млрд руб.), Приморского края (+20,1%, или +2,7 млрд руб.), Севастополя (+18,8%, или +0,3 млрд руб.) и Новосибирской области (+16,4%, или +3,5 млрд руб.).
Сужающийся поток
Расчеты основаны на статистике ФНС о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней по форме №1-НМ. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые Федеральной таможенной службой ввозной НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.
В начале года и весной на фоне взлетевших цен на энергоносители в бюджетную систему России поступали сверхдоходы от продажи нефти и газа, значительно превосходившие прошлогодние суммы. Основную часть этих денег в виде сырьевых налогов (НДПИ и НДД) и экспортных пошлин получал федеральный бюджет, а регионам доставался налог на прибыль (ставка составляет 20%, из которых 3 процентных пункта зачисляется в федеральный бюджет, а 17 п. п. - в региональный) корпоративного сектора и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако уже летом, по мере сокращения спроса на российские углеводороды и укрепления рубля, налоговые доходы государства стали снижаться, приближаясь к уровню прошлого года. Сильнее сократились налоговые поступления в региональные бюджеты, более зависимые от уровня деловой активности бизнеса на местах, в то время как федеральный бюджет продолжал подпитываться постепенно снижающейся сырьевой рентой.
В результате в октябре 2022 года налоговые доходы региональных бюджетов составили 1,33 трлн руб., что на 6,6%, или на 94,5 млрд руб. меньше, чем в октябре 2021 года. Сокращение налоговых доходов регионов в годовом выражении произошло впервые с января 2021 года, то есть с начала постпандемийного восстановления экономики
Суммарные налоговые поступления за 10 месяцев в консолидированные бюджеты субъектов все еще превышают показатель аналогичного периода прошлого года - на 14,9%. Однако с начала лета этот положительный разрыв неуклонно сокращается. Наполнение же федерального бюджета за январь - октябрь 2022 года на 20,4% больше, чем годом ранее, хотя и этот отрыв постепенно уменьшается. Благодаря федеральной казне общие налоговые доходы РФ с начала года по октябрь накопленным итогом были на 18% выше прошлогодних.
Налоговые доходы региональных бюджетов, трлн руб.
Осенний спад
Особенно существенно в октябре сократились поступления в региональные бюджеты налога на прибыль - на 40,2% год к году, или на 228,5 млрд руб., до 340,2 млрд руб. Это связано прежде всего с уменьшением прибылей бизнеса в условиях замедления экономической активности и падения внешнего и внутреннего спроса. Но, помимо этого, свою лепту внесла принятая в марте антикризисная налоговая норма, согласно которой предприятия перестали учитывать положительную курсовую разницу по валютным депозитам и долговым обязательствам, что привело к снижению базы по налогу на прибыль.
Снижение поступлений налога на прибыль было отчасти компенсировано ростом сборов других налогов. Так, регионы повысили сборы НДФЛ (+69,1 млрд руб., или +16,8%), что произошло благодаря номинальному увеличению зарплат, которое, впрочем, не превзошло инфляцию. Также регионам удалось нарастить поступления налога на имущество (+26,7 млрд руб., или +13%), сборов с малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения (+22,6 млрд руб., или +16%; как раз на октябрь правительство перенесло сроки уплаты налогов по "упрощенке" за 2021 год для ряда отраслей), а также акцизов (+13,8 млрд руб. или +16,3%).
"В отличие от федерального бюджета, куда стекаются нефтегазовые доходы, регионы напрямую не получают сырьевую ренту. Регионы, в которых базируются крупные добывающие предприятия, забирают лишь часть доходов сырьевиков через налог на прибыль и НДФЛ. Это два ключевых налога для региональных бюджетов. В то же время центр возвращает и распределяет между регионами часть аккумулированных средств через межбюджетные трансферты, составлявшие в прежние времена свыше четверти относительно собственных доходов субъектов. По итогам октября из 3,26 трлн руб. совокупных налоговых сборов регионы оставили себе 40,9%, остальная часть ушла в федеральный бюджет. Годом ранее региональная доля составляла 46% - ее снижение стало в первую очередь результатом начавшегося с середины лета сокращения поступлений налога на прибыль. При этом важно понимать, что налоговые сборы за октябрь отражают начисления за сентябрь и предшествующий период, поэтому налоговая статистика отзеркаливает фактическую ситуацию в экономике с запозданием", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Региональная доля
Менее чем у половины регионов - 39 - в октябре налоговые доходы номинально выросли по сравнению с аналогичным месяцем год назад. При этом лишь у 15 субъектов, то есть у каждого шестого региона, этот прирост обогнал инфляцию (индекс потребительских цен в октябре составил 12,6% в годовом выражении).
Особенно значительно в относительном выражении сократились налоговые доходы Мурманской области (на 66,7%, или на 13,3 млрд руб.), Красноярского края (-61,2%, или -44,4 млрд руб.; регион стал лидером по падению налоговых доходов в абсолютном выражении), Хакасии (-56,7%, или -2,5 млрд руб.), Чукотского автономного округа (-53,2%, или -1,6 млрд руб.), Дагестана (-49,7%, или -3,5 млрд руб.), Липецкой области (-42,5%, или -4,1 млрд руб.), Курской области (-39,6%, или -3,6 млрд руб.), Тюменской области (-34,1%, или -5,5 млрд руб.), Вологодской области (-31,5%, или -3,4 млрд руб.) и Кемеровской области (-31,4%, или -7,6 млрд руб.). Уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты в основном было связано с недобором налога на прибыль.
Регионы с наибольшим снижением налоговых доходов в октябре 2022 г.
Сильнее всего налоговые доходы выросли у Ингушетии - на 528% (или на 2,1 млрд руб.). Столь высокая динамика связана с низкой доходной базой октября прошлого года. Практически весь прирост поступлений в бюджет республики был обеспечен НДФЛ. Также заметно увеличились налоговые доходы Сахалинской области (на 40,3%, или на 2,8 млрд руб.), одного из немногих регионов, которым удалось увеличить сборы налога на прибыль, зато поступления НДФЛ в областной бюджет практически не изменились. На третьем месте оказалась Пензенская область, повысившая свои налоговые доходы (на 39,4%, или на 2 млрд руб.) за счет роста поступлений налога на имущество и акцизов.
В десятку регионов с наибольшим ростом налоговых доходов также вошли Тульская область (+35,2%, или +3,3 млрд руб.), Кабардино-Балкария (+26,8%, или +0,39 млрд руб.), Рязанская область (+24,2%, или +2 млрд руб.), Чувашия (+21,9%, или +0,97 млрд руб.), Приморский край (+20,1%, или +2,7 млрд руб.), Севастополь (+18,8%, или +0,34 млрд руб.) и Новосибирская область (+16,4%, или +3,5 млрд руб.).
В условиях сокращения доходов от нефти и газа и снижения экономической активности финансовые ресурсы государства и большинства регионов будут ограничены. Центру будет все труднее балансировать региональные бюджеты, чьи потребности в федеральных деньгах в связи с падением собственных доходов и нарастающими расходами будут увеличиваться.
Регионы с наибольшим ростом налоговых доходов в октябре 2022 г.