Налоговые поступления в первый месяц санкций установили рекорд
11 мая 2022
Скачать xlsПоступления налогов в бюджетную систему России в марте 2022 года, когда в отношении экономики страны начали действовать жесточайшие санкции Запада, выросли в годовом выражении на 34,5%, достигнув рекордного уровня в 4,1 трлн руб. - подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Российская казна пока что выигрывает от высоких цен на энергоносители, однако существующие экономические риски в будущем чреваты падением государственных доходов.
Основной прирост налоговых сборов был обеспечен за счет ключевых нефтегазовых регионов страны - Ханты-Мансийского (+365,5 млрд руб. по сравнению с мартом предыдущего года) и Ямало-Ненецкого автономных округов (+137,7 млрд руб.). Также в первую десятку вошли Санкт-Петербург (+73,6 млрд руб.), Кемеровская область (+58,1 млрд руб.), Пермский край (+44,5 млрд руб.), Иркутская область (+39,9 млрд руб.), Оренбургская область (+35,5 млрд руб.), Республика Коми (+34,6 млрд руб.), Якутия (+25 млрд руб.) и Красноярский край (+21,1 млрд руб.).
Снижение налоговых поступлений произошло лишь в пятой части регионов. Заметнее всего в абсолютном выражении они уменьшились в Москве - на 25,3 млрд руб., впрочем, в масштабе столичной экономики снижение сборов было незначительным и носило технический характер. Заметно сократились сборы налогов в Калужской (-11,4 млрд руб.) и Калининградской областях (-5,8 млрд руб.), мгновенно ощутивших санкционные последствия из-за остановки автопрома, Калининградская область также пострадала из-за усложнения авиасообщения. Меньше, чем год назад, собрали налогов в Подмосковье (-2,3 млрд руб.), Мурманской области (-2,3 млрд руб.), Ульяновской области (-2,3 млрд руб.), Забайкальском крае (-1,2 млрд руб.), Бурятии (-1 млрд руб.), Чувашии (-0,5 млрд руб.), Еврейской автономной области (-0,4 млрд руб.).
Бюджетный буст
Расчеты основаны на статистике ФНС о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые ФТС "ввозной" НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.
Поскольку разные виды налогов выплачиваются с той или иной отсрочкой, статистика налоговых поступлений за март в значительной мере отражает начисления за февраль и предыдущие периоды. В марте налоговые органы начислили к уплате максимальную за всю историю сумму в 4,5 трлн руб., в феврале - 1,9 трлн руб. Соответственно, значительная часть начисленных за март налогов будет выплачена в будущие периоды. Так, если предприятие платит налог на прибыль исходя из фактической прибыли, то в марте оно должно перечислить платеж за февраль. Аналогичным образом в марте выплачивается, к примеру, февральский НДПИ, платежи по НДС также идут с лагом - в марте предприятия перечисляют третий платеж за IV квартал предыдущего года. Кроме того, в марте предприятия должны рассчитать годовую сумму налога на прибыль и доплатить разницу, в случае если перечисленные ранее авансы оказались меньше итоговой фактической суммы. Предприятия, выплачивающие налог на прибыль по системе ежеквартальных авансов, в марте перечисляют авансовый платеж за I квартал 2022 года, который рассчитывается исходя из 1/3 прибыли за IV квартал предыдущего года - однако в 2022 году правительство сдвинуло сроки уплаты мартовского аванса на апрель, тем самым сохранив в обороте предприятий 329 млрд руб. Также с марта на октябрь были перенесены сроки уплаты налога по УСН для части отраслей. Дополнительно субъектам РФ предоставили право переносить сроки уплаты региональных налогов.
Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет в марте 2022 года составили 4,1 трлн руб., увеличившись в годовом выражении на 34,5% - с 3,06 трлн руб. в марте 2021 года. Налоговые сборы за календарный месяц впервые в истории превысили 4 трлн руб. Предыдущий месячный рекорд был установлен в октябре 2021 года - тогда на фоне резко выросших цен на газ налоговые доходы государства составили 3,1 трлн руб.
Налоговые поступления по месяцам, трлн. руб.
Налоговые сборы за первый квартал 2022 года выросли на 38,8% - до 8,27 трлн руб. с 5,96 трлн руб. в аналогичном прошлогоднем периоде, несколько на дотянув до недавнего квартального максимума: в IV квартале 2021 года налоговые доходы составили 8,4 трлн руб.
В марте наибольшая доля поступлений пришлась на налог на прибыль (34,4%, или 1,42 трлн руб.), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ; 23,9%, или 983 млрд руб.), "внутренний" НДС (19,8%, или 812 млрд руб.), НДФЛ (11,1%, или 458 млрд руб.), а также налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД; 5,5%, или 226 млрд руб.).
Распределение налоговых поступлений за март 2022 г. по видам налогов
По сравнению с прошлогодним мартом налоговые поступления выросли на 1,05 трлн руб. Этот прирост был обеспечен в основном за счет НДПИ (сборы подскочили на 496 млрд руб., или на 102%) и налога на прибыль (+439 млрд руб., или +45%), а также НДД (+183 млрд руб., или +425%) и НДС (+136 млрд руб., или +20%). При этом акцизные сборы в федеральный бюджет оказались отрицательными в связи с ростом компенсаций нефтепереработчикам в рамках демпферного механизма для сдерживания топливных цен на внутреннем рынке.
"Позитивная статистика налоговых сборов за март, когда российская экономика уже успела почувствовать санкционное давление, основана в первую очередь на сверхприбылях сырьевых экспортеров и во многом отражает инерцию поступлений за предыдущие периоды. Кроме того, необходимо учесть инфляцию и рост цен за год. Хотя оперативные данные за апрель свидетельствуют о том, что, несмотря на сокращение экспорта энергоносителей, российский бюджет продолжает выигрывать за счет высоких цен на углеводороды. Однако приток денег в бюджетную систему может резко сократиться при значимом снижении внешнего спроса на российские нефть и газ. Экономику России ждет непростой период структурной трансформации, в то же время государство будет вынуждено изыскивать ресурсы для поддержки населения и предприятий. Российский бизнес уже начал процесс глобальной перестройки. Объявленная отсрочка по страховым взносам для работающих на внутренний рынок компаний поможет бизнесу сохранить оборотные средства для поддержки производства, занятости и выплаты зарплат. Пока нефтегазовые доходы продолжают пополнять казну, для бюджета также было бы посильным снижение зарплатных налогов и НДС. Эта мера одновременно отвечала бы социальным интересам государства и целям развития экономики", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Нефтяные территории
В России основные налоговые сборы традиционно обеспечивают регионы с богатой минерально-сырьевой базой, а также экономически развитые субъекты, прежде всего, Московская агломерация и Санкт-Петербург. При этом нефтегазовые регионы отдают основную часть собранных у себя налогов федеральному центру, в то время как регионы с диверсифицированной экономикой черпают финансовые ресурсы в налоге на прибыль и НДФЛ, которые остаются в местной казне.
В марте 2022 года львиную долю прироста налоговых поступлений обеспечили главные нефтегазовые регионы страны Ханты-Мансийский автономный округ (+365,5 млрд руб., или +127,5% по сравнению с мартом прошлого года) и Ямало-Ненецкий автономный округ (+137,7 млрд руб., или +87,3%), значительно нарастившие налоговые сборы за счет роста прибылей сырьевых компаний. На эти два региона пришлось 48% от всего дополнительного триллиона налогов.
За ними следуют Санкт-Петербург (+73,6 млрд руб., или +35,6%), Кемеровская область (+58,1 млрд руб., или +266%), Пермский край (+44,5 млрд руб., или +77,9%), Иркутская область (+39,9 млрд руб., или +74,8%), Оренбургская область (+35,5 млрд руб., или +83,4%), Республика Коми (+34,6 млрд руб., или +125,5%), Якутия (+25 млрд руб., или +60,5%) и Красноярский край (+21,1 млрд руб., или +20,8%). В большинстве перечисленных регионов основную налоговую прибавку обеспечил налог на прибыль, а также НДПИ и НДД.
Регионы с наибольшим приростом налоговых сборов в марте 2022 г. к марту 2021 г., млрд руб.
Региональные недосборы
В большинстве регионов налоговые поступления выросли, однако в 18 из 85, то есть в каждом пятом субъекте, налогов собрали меньше, чем год назад. В абсолютном выражении сильнее всего по сравнению с мартом 2021 года налоговые сборы сократились в Москве - на 25,3 млрд руб. Впрочем, с учетом общего размера собранных в столице налогов, это всего лишь на 3,7% меньше, чем годом ранее. В городе выросли поступления по таким ключевым налогам, как налог на прибыль и НДФЛ. Однако общий размер налоговых сборов уменьшился из-за роста возврата акцизов. При этом та часть налогов, что поступает непосредственно в региональный бюджет, в Москве выросла на 90 млрд руб. По совокупным же налоговым сборам Москва делит первое место с Ханты-Мансийским автономным округом - в марте они пополнили бюджетную систему на 651,8 млрд руб. и 652,3 млрд руб. соответственно.
И если в Москве снижение налоговых поступлений было техническим, то следующие два региона оказались в числе первых пострадавших от санкций - это Калужская область (налоговые поступления снизились на 11,4 млрд руб., или сразу на 42,9%) и Калининградская область (-5,8 млрд руб., или -19,7%), где встала автомобильная промышленность из-за ухода западных компаний. Калининградская область также пострадала из-за усложнения авиасообщения с "большой землей". В десятку регионов с наибольшим снижением налоговых поступлений также вошли Подмосковье (-2,3 млрд руб., или -1,5%), Мурманская область (-2,3 млрд руб., или -12,8%), Ульяновская область (-2,3 млрд руб., или -17,9%), Забайкальский край (-1,2 млрд руб., или -19,5%), Бурятия (-1 млрд руб., или -16,8%), Чувашия (-0,5 млрд руб., или -7,6%) и Еврейская автономная область (-0,4 млрд руб., или -65,8%). Снижение налоговых доходов на территории перечисленных регионов было связано в основном с сокращением сборов по налогу на прибыль, возвратом акцизов, уменьшением поступлений по НДС и налогу на имущество.
Регионы с наибольшим сокращением налоговых сборов в марте 2022 г. к марту 2021 г., млрд руб.