Трудовой передел: в России установлен рекорд по увольнениям и найму работников
26 декабря 2022
Скачать xlsx Скачать xlsx
В третьем квартале 2022 года с крупных и средних предприятий уволились 3,24 млн человек, в то же время на работу было принято сопоставимое число сотрудников - 3,17 млн. На фоне экономической неопределенности количество увольнений и трудоустройств оказалось рекордным как минимум за последние 10 лет, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В большинстве регионов трудоустройства уравновесили увольнения, но в некоторых субъектах выбытие работников заметно превышало наем. Среди таких регионов - Камчатский край (увольнения превысили трудоустройства на 53,7%), Мурманская область (на 22,3%), Адыгея (19,6%), Ненецкий автономный округ (17,1%), Калмыкия (15,6%).
Однако в трети регионов принятых на работу оказалось больше, чем расторгнувших трудовые отношения. В лидеры выбились Ингушетия (трудоустройства превзошли увольнения на 60,3%), Чечня (на 14,4%), Кабардино-Балкария (13,8%), Кировская область (13,7%), Сахалинская область (13,3%).
Одновременно в июле - сентябре отмечалась максимальная частичная занятость, превышающая даже пандемийный уровень: 4,66 млн человек работали неполный день или побывали в отпуске за свой счет.
Кадровая сверхтекучка
Аналитики использовали данные Росстата по форме № П-4 (НЗ) о приеме и выбытии работников списочного состава на предприятиях, за исключением малого бизнеса, со средней численностью сотрудников более 15 человек. В число принятых и выбывших включаются работающие по трудовым договорам, в том числе срочным, при этом среди них не учитываются внешние совместители и исполнители по гражданско-правовым договорам.
Призванные по мобилизации и добровольцы на весь период прохождения военной службы продолжают числиться в штате предприятия и не включаются в численность выбывших. Однако пришедшие на место мобилизованных сотрудники, с которыми оформляется срочный трудовой договор, попадают в статистику нанятых.
В III квартале 2022 года российские крупные и средние предприятия покинули 3241 тыс. человек, что является абсолютным квартальным рекордом за весь доступный период статистики с 2013 года. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество сотрудников, получивших расчет, увеличилось на 8,2%, или на 245,9 тыс. человек.
Примерно такими же темпами росло и число трудоустройств - на 7,1% в годовом выражении, или на 208,8 тыс. человек. Всего в третьем квартале на работу были приняты 3166 тыс. новых сотрудников, что также является квартальным максимумом (предыдущий рекорд по увольнениям и найму пришелся на третий квартал 2021 года).
В результате разница между уволенными и нанятыми составила лишь 75,1 тыс. человек. И в этом плане третий квартал выглядит лучше предыдущего: в апреле - июне перевес в пользу уволенных составлял 484 тыс. человек. Однако, помимо уволившихся сотрудников, свои рабочие места в конце третьего квартала оставили мобилизованные работники - они продолжили числиться в штате, хотя по факту прекратили трудовую деятельность, трудовые договоры с ними были приостановлены. Вместе с тем влияние мобилизации на показатели третьего квартала было ограниченным, поскольку призывные мероприятия начались с 21 сентября, то есть под конец рассматриваемого нами периода.
"В третьем квартале с крупных и средних предприятий уволились около 9,8% сотрудников, то есть примерно каждый десятый, им на смену пришло почти аналогичное количество человек. Эта рекордная ротация происходила на фоне минимальной в истории безработицы 3,8%. В то же время на 7,3%, или на 319 тыс. человек, увеличилась численность работающих неполный день и отправленных в отпуск без сохранения зарплаты. В результате общее количество частично занятых достигло также рекордных 4,66 млн человек, превысив пиковые значения времен пандемии. Из них 3,3 млн человек находились в неоплачиваемом отпуске. Перевод сотрудников на неполную ставку является традиционной адаптивной стратегией российских предприятий в кризисные периоды, это позволяет оптимизировать расходы и при этом избежать массовых увольнений. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы оперируем показателями исключительно официальной, "белой" занятости, причем на крупных и средних предприятиях, где права работников максимально защищены", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Увольнения и наем сотрудников по кварталам, млн человек
Большая часть уволившихся - 78,2%, или 2,5 млн человек - ушла по собственному желанию (по сравнению с третьим кварталом 2021 года таких людей стало больше на 164,1 тыс.). Около 7,2%, или 234,8 тыс. человек (+64,5 тыс.), расторгли трудовой договор по соглашению сторон. Менее 1%, или 26,6 тыс. человек, были сокращены (-7,7 тыс. к аналогичному прошлогоднему периоду). Наконец, 13,8%, или 446,1 тыс. человек (-25,1 тыс.), покинули свои организации по другим причинам, числе которых увольнения "по статье", прекращение срока трудового договора, перевод в другое юридическое лицо, призыв на военную службу (не включая мобилизованных) и т. д.
Отраслевая ротация
Среди отраслей наибольшая разница между численностью уволившихся и нанятых отмечалась в торговле: количество выбывших сотрудников превысило число получивших работу на 72,6 тыс., это примерно 2,5% от трудящихся в этой сфере. Здравоохранение и социальные услуги лишились 43,4 тыс. работников (-1,1%), обрабатывающая промышленность - 25,7 тыс. (-0,5%), транспортировка и хранение - 21,3 тыс. (-0,9%), госуправление, соцобеспечение и безопасность - 15,2 тыс. (-0,5%), сельское хозяйство - 9,5 тыс. (-1%).
Одновременно приток рабочей силы фиксировался в сфере образования (количество нанятых превысило число уволившихся на 116,6 тыс., это около 2,3% от всех работников), энергетике и ЖКХ (+20 тыс., +1,6%), строительстве (+4,5 тыс., +0,4%), сфере культуры, спорта и развлечений (+4,4 тыс., +0,6%) и добыче полезных ископаемых (+2,4 тыс., +0,2%).
Отрасли с наибольшим притоком и оттоком работников, тыс. человек
Региональный актив
Среди российских регионов показатель увольнений в подавляющем большинстве случаев примерно соответствовал трудоустройствам. Интенсивность кадровой ротации во многом зависела от экономического благополучия территории. Так, чем выше в регионе зарплаты и чем ниже безработица, тем больший процент работников готов увольняться и искать новую работу. Более низкая трудовая мобильность часто наблюдалась в менее благополучных регионах - с невысокими заработками, повышенными безработицей и неформальной занятостью (последняя выступает характерным индикатором развитости местного рынка труда: высокая неформальная занятость присуща небогатым регионам и отчасти компенсирует нехватку "официальной" работы). В таких регионах у людей меньше возможностей в выборе подходящей работы и сильнее стремление держаться за текущее место.
Тем не менее в большинстве регионов в третьем квартале уволившихся было больше, чем нанятых, пусть этот перевес и составлял лишь 2,4%. Однако в ряде субъектов разрыв оказался куда ощутимее. Так, в Камчатском крае увольнения превысили наем на 53,7%, или на 7,7 тыс. - с региональных крупных и средних предприятий выбыли 22,1 тыс. работников, а трудоустроились 14,3 тыс. Далее следуют Мурманская область (увольнения превзошли наем на 22,3%, или на 4,7 тыс.), Адыгея (на 19,6%, или на 1,2 тыс.), Ненецкий автономный округ (на 17,1%, или на 0,4 тыс.), Калмыкия (на 15,6%, или на 0,7 тыс.), Мордовия (на 12%, или на 1,6 тыс.), Самарская область (на 11,7%, или на 6,9 тыс.), Ленинградская область (на 11,3%, или на 4,6 тыс.), Башкортостан (на 10,5%, или на 7,2 тыс.), замыкает десятку Республика Коми (на 10,4%, или на 2 тыс.).
Регионы с наибольшим превышением уволившихся над нанятыми в III кв. 2022 г., %
В 11 регионах количество выбывших и нанятых работников практически не отличалось. Однако в 29 субъектах трудоустройства превысили увольнения более чем на 1%. Особенно заметный относительный перевес в пользу трудоустройств наблюдался в Ингушетии (на 60,3%, или на 1,8 тыс.), Чечне (на 14,4%, или на 1,5 тыс.), Кабардино-Балкарии (на 13,8%, или на 0,8 тыс.), Кировской области (на 13,7%, или на 4,2 тыс.), Сахалинской области (на 13,3%, или на 2,7 тыс.), Курской области (на 11,3%, или на 2,3 тыс.), Тыве (на 11%, или на 0,8 тыс.), Иркутской области (на 8,8%, или на 4,7 тыс.), Марий Эл (на 8,1%, или на 1,1 тыс.) и Ивановской области (на 6,4%, или на 1 тыс.).
Регионы с наибольшим превышением нанятых над уволившимися в III кв. 2022 г., %
Лидерами по абсолютному числу уволившихся и нанятых сотрудников закономерно стали крупнейшие трудовые рынки страны - Москва (417 тыс. уволившихся, или 10,8% штата столичных крупных и средних предприятий; 400 тыс. нанятых, или 10,4%), Московская область (195,3 тыс. уволившихся и 204,1 тыс. нанятых), Санкт-Петербург (151,3 тыс. и 143,5 тыс.), Краснодарский край (121,2 тыс. и 111,2 тыс.), Татарстан (107,6 тыс. и 105,8 тыс.) и Свердловская область (102,4 тыс. и 100,2 тыс.). На эти регионы пришлось по трети всех увольнений и трудоустройств в стране за июль - сентябрь.
Альтернатива увольнениям
В кризисные периоды в России растет частичная занятость, представляющая собой определенный "компромисс" между предприятием и работником, который помогает сэкономить на зарплатном фонде и одновременно избежать увольнений. Массовое расторжение трудовых договоров воспринимается как социально негативное явление, которое власти и бизнес всегда стараются минимизировать. В то же время перевод на неполную ставку рассматривается как более приемлемый вариант.
В третьем квартале 2022 года количество частично занятых на крупных и средних предприятиях достигло 4,66 млн человек, что является квартальным рекордом как минимум с 2010 года. Предыдущий максимум фиксировался в период локдауна, во втором квартале 2020 года - 4,59 млн человек.
Среди всех частично занятых около 3,3 млн человек пришлось оформить отпуск без сохранения зарплаты, 1,06 млн перешли на неполный день по соглашению сторон, а еще 58,3 тыс. - по инициативе работодателя, наконец, 239,8 тыс. находились в простое. По сравнению с ковидным периодом в третьем квартале 2022 года была существенно ниже доля простаивающих работников, хотя в первом и втором кварталах она заметно подросла вследствие сокращения ряда производств из-за "санкционного шока".
В среднем по стране в режиме неполной занятости в июле - сентябре трудились 14% работников крупных и средних предприятий. Однако этот процент крайне разнился.в зависимости от региона. Высокая частичная занятость наблюдается преимущественно в регионах с высокими зарплатами и низкой безработицей. И наоборот, чем хуже ситуация на местном рынке труда, тем ниже показатели частичной занятости. Это связано с тем, что в благополучных регионах предприятия скорее стремятся сохранить рабочие места, хотя бы за счет перевода сотрудников на неполный день. В менее благополучных регионах у бизнеса меньше возможностей в случае ухудшения своего финансового положения держать избыточный штат и сохранять места за неработающими сотрудниками. Если в развитых регионах альтернативой увольнению становится частичная занятость, то в менее развитых такой альтернативой является неформальная занятость (то есть работа на ИП или небольшое предприятие без официального статуса юрлица, а также самозанятость). Поэтому между показателями частичной занятости и неформальной занятости существует обратная зависимость.
Наибольшая доля частично занятых отмечалась в Санкт-Петербурге - 18,4%, или 281,3 тыс. человек, Самарской области (18,0%, или 132,5 тыс. человек), Пермском крае (17,8%, или 102,9 тыс. человек), Крыму (17,5%, или 58,1 тыс. человек), Челябинской области (16,8%, или 132,5 тыс. человек), Калужская область (16,7%, или 40,1 тыс. человек), Нижегородской области (16,7%, или 133,4 тыс. человек), Ленинградской области (16,6%, или 65,9 тыс. человек), Новгородской области (16,1%, или 20,8 тыс. человек) и Свердловской области (16,1%, или 178,2 тыс. человек). Москва не вошла в первую десятку, но заняла одиннадцатое место (16%, или 617,5 тыс. человек).
Регионы с максимальной долей частично занятых в III кв. 2022 г., %
Наименьшая доля частично занятых характерна для Северо-Кавказского федерального округа (7%). На минимуме этот показатель в Чечне (1,8%), Ингушетии (2,9%), Калмыкии (4,7%), Карачаево-Черкесии (5,5%), Северной Осетии (5,6%), Дагестане (5,6%), Кабардино-Балкарии (7,6%), Тыве (8%), Ямало-Ненецком автономном округе (9,1%) и Адыгее (9,2%). За исключением Ямала, это регионы с самой высокой безработицей по стране и низкими зарплатами.
Регионы с минимальной долей частично занятых в III кв. 2022 г., %