В 2022 году миллион посетителей вернулись в фитнес-клубы
6 февраля 2023
Скачать xlsx
За 2022 год количество постоянных посетителей фитнес-клубов и спортивных секций выросло на 1 млн человек, или на 6,8%, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании опросных данных Росстата. Однако это лишь пятая часть тех, кто прекратил системные занятия спортом в 2021 году. В то же время тренировки дома или на улице в 2022 году забросили 5 млн человек.
Сильнее всего вырос поток посетителей в спортклубах Тывы и Калининградской области (за год тренирующихся в этих регионах стало в три раза больше), Новгородской области, Пензенской области и Республики Алтай (в два раза больше), а также Карелии (+85%), Мордовии (+76,1%), Кировской (+75,5%), Орловской (+70%) и Амурской областей (+60,5%).
В 20 регионах число завсегдатаев фитнес-клубов и спортивных секций, напротив, сократилось. Особенно заметно снизилось количество тренирующихся в Чукотском автономном округе (местные спортзалы опустели на 72,9%), Ямало-Ненецком автономном округе (-55,2%), Ульяновской области (-40,9%), Псковской области (-39,3%), Еврейской автономной области (-31,8%), Рязанской области (-31,7%), Красноярском крае (-30,8%), Сахалинской области (-30,7%), Северной Осетии (-30,3%) и Свердловской области (-26,7%).
Относительно численности населения наибольшее предпочтение клубному спорту в 2022 году отдавали жители Чечни (в зале занимались 21,1% жителей республики, то есть каждый пятый), Ненецкого автономного округа (19,3%), Севастополя (18,4%), Санкт-Петербурга (17,7%), Москвы (17,3%), Хабаровского края (16,2%), Астраханской области (15,6%), Карелии (15,5%), Магаданской (15,3%) и Новгородской области (14,4%).
Клубный миллион
Расчеты основаны на данных Выборочного наблюдения состояния здоровья населения, которое ежегодно проводит Росстат. Опрос проводился среди россиян в возрасте от 3 до 79 лет. Результаты опроса были экстраполированы на все население соответствующего возраста. Респондентов спрашивали, занимаются ли они физкультурой и спортом и как проходят эти занятия: организованно (в спортивном клубе, фитнес-центре, группе здоровья, образовательной организации и т. д.) либо самостоятельно - дома или же на улице. При этом допускалось совмещение ответов. Под систематическими занятиями спортом подразумевалась физическая активность длительностью 90 мин. в неделю для возраста до 15 лет, 125 мин. - для возраста от 16 до 29 лет, 115 мин. - от 30 до 59 лет, 90 мин. - от 60 до 79 лет.
За последние годы именно в пандемийном 2020 году интерес российского населения к спорту был максимальным: о систематических походах в спортзал заявляли 14,3% жителей страны, кроме того, 23,6% тренировались дома или на улице. В 2021 году, по мере снятия карантинных ограничений и возрождения всех допандемийных видов досуга, тяга к физической активности у россиян несколько снизилась. В итоге спортзалы опустели на четверть, или на 5,1 млн человек, самостоятельные тренировки приостановили 3,7 млн человек.
В 2022 году количество занимающихся вне зала сократилось еще на 17,9%, или на 5 млн человек, до 23,4 млн. Зато постоянная аудитория фитнес-клубов выросла на 6,8%, или на 984 тыс. человек, до 15,4 млн - впрочем, этот приток смог лишь на одну пятую восполнить отток посетителей спортзалов в предшествующий год.
"В результате в 2022 году доля россиян, систематически тренирующихся вне зала, составила 17,3%, а доля постоянных посетителей фитнес-клубов - 11,4%. То есть примерно каждый шестой занимался самостоятельно, а дисциплинированно посещал спортивные клубы или секции каждый девятый. Для сравнения, в пандемию в домашних условиях занимался каждый четвертый россиянин, а в зале - каждый седьмой. Тем не менее по сравнению с 2021 годом посещать спортивные учреждения россияне стали несколько чаще. Этому могло способствовать введение налогового вычета на спорт, кроме того, в условиях снижения платежеспособного спроса многие фитнес-клубы постарались сохранить и привлечь новых клиентов за счет выгодных маркетинговых предложений и сдерживания цен на абонементы", - комментирует президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Доли населения, занимающегося спортом, 2020 - 2022 гг.
Региональный спорт
В 2022 году число посетителей спортивных учреждений выросло в 65-ти, или в трех четвертях российских регионов. Наиболее заметно тяга к физической активности усилилась в Тыве - там количество посещающих спортклубы увеличилось в 3 раза (+201%, или на 29,5 тыс. человек). Причем основной прирост обеспечили женщины.
Также почти в три раза выросла аудитория фитнес-клубов в Калининградской области (+198,6%, или +80,4 тыс. человек). Двукратный рост посетителей спортзалов был зафиксирован в Новгородской области (+110,2%, или +41 тыс. человек; одновременно на 80% увеличилось число желающих заниматься вне зала), Пензенской области (+108,5%, или +50,9 тыс. человек) и Республике Алтай (+102,3%, или +8,5 тыс. человек). Значительно увеличилась популярность организованного спорта в Карелии (+85%, или +40,2 тыс. человек; регион также вошел в десятку лидеров по росту числа тренирующихся самостоятельно), Мордовии (+76,1%, или +25,6 тыс. человек), Кировской области (+75,5%, или +48 тыс. человек), Орловской области (+70%, или +14 тыс. человек) и Амурской области (+60,5%, или +31,8 тыс. человек).
Регионы с наибольшим ростом числа посетителей спортклубов в 2022 г.
В четверти регионов организованный спорт стал менее популярен. Особенно наглядно это проявилось в Чукотском автономном округе - там число посетителей фитнес-клубов и спортивных секций упало на 72,9%, однако такая динамика была обусловлена эффектом низкой базы - в абсолютном значении сокращение спортивной аудитории составило лишь порядка 9 тыс. человек.
Значительно сократили посещение спортклубов жители Ямало-Ненецкого автономного округа (-55,2%, или -72,8 тыс. человек), Ульяновской области (-40,9%, или -51,4 тыс. человек), Псковской области (-39,3%, или -17,6 тыс. человек), Еврейской автономной области (-31,8%, или -4,8 тыс. человек, что частично было компенсировано ростом числа "дворовых" и "домашних" спортсменов), Рязанской области (-31,7%, или -24,4 тыс. человек), Красноярского края (-30,8%, или -78,7 тыс. человек), Сахалинской области (-30,7%, или -18,3 тыс. человек), Северной Осетии (-30,3%, или -20,5 тыс. человек; при этом число занимающихся дома или на улице выросло в 2,5 раза, на 81,9 тыс. человек) и Свердловской области (-26,7%, или -153 тыс. человек). В большинстве перечисленных регионов падение популярности спортклубов не было компенсировано ростом интереса к неорганизованному спорту. Напротив, численность занимающихся вне зала также снижалась.
Регионы с наибольшим сокращением посетителей спортклубов в 2022 г.
Наибольшая доля населения, посещающего фитнес-клубы и спортзалы, отмечалась в Чечне - там спортом в организованной форме занимались 21,1% жителей, или каждый пятый (примерно столько же в регионе составляет доля тренирующихся вне зала). Чуть меньше доля приверженцев системных тренировок в Ненецком автономном округе (19,3%) и Севастополе (18,4%; город также вошел в пятерку лидеров по доле тренирующихся самостоятельно). Далее следуют Санкт-Петербург (17,7%), Москва (17,3%), Хабаровский край (16,2%), Астраханская область (15,6%), Карелия (15,5%; при этом в регионе зафиксирована наибольшая доля адептов неорганизованного спорта - 31,3%, то есть самостоятельно тренируется практически каждый третий житель), Магаданская область (15,3%) и Новгородская область (14,4%).
Регионы с наибольшей долей населения, посещающего спортклубы
С другой стороны, менее всего популярны фитнес-клубы в Псковской области - их посещает лишь 4,8% населения региона. Также невелика доля любителей физкультурно-оздоровительных учреждений в Орловской области (5,1%), Рязанской области (5,2%), Марий Эл (5,6%), Дагестане (5,8%; в то же время 25,8% населения республики занимается спортом самостоятельно - это один из самых высоких показателей по стране) и Забайкальском крае (5,8%), Тамбовской области (6%), Оренбургской области (6,1%), Крыму и Адыгее (по 6,2%).
Регионы с наименьшей долей населения, посещающего спортклубы
Гендерные пропорции
В целом по стране количество мужчин и женщин среди посетителей спортклубов было примерно одинаковым, с незначительным перевесом мужской половины. Однако если в 2021 году спортсменкам удалось несколько нарастить свою долю - с 47% до 48%, то по итогам 2022 года она вновь сократилась - до 46%. Но в отдельных регионах эта пропорция может резко смещаться в пользу одного или другого пола.
В десятку регионов, где клубный спорт является скорее мужской прерогативой, вошли Еврейская автономная область (83% посетителей клубов составляют мужчины и всего 17% - женщины), Северная Осетия (78% - мужчины, 22% - женщины), Чечня (75% - мужчины, 25% - женщины), Дагестан (73% - мужчины, 27% - женщины), Адыгея (72% - мужчины, 28% - женщины), Орловская область (69% - мужчины, 31% - женщины), Забайкальский край (67% - мужчины, 33% - женщины), Карачаево-Черкесия (67% - мужчины, 33% - женщины), Мордовия (66% - мужчины, 34% - женщины), Чукотский автономный округ (65% - мужчины, 35% - женщины).
Регионы с наибольшей долей мужчин среди посетителей спортклубов
Численное преимущество женщин над мужчинами в спортивных клубах и секциях, да и то весьма незначительное, отмечается лишь в 15 регионах. Наиболее ярким примером выступает Республика Алтай, где женщин среди посетителей фитнес-клубов оказалось в полтора раза больше (60% - женщины, 40% - мужчины). Примерно такое же соотношение в Магаданской области (59% на 41%). Далее в списке регионов с преобладанием женщин-спортсменов следуют Самарская область (55%), Карелия (54%), Вологодская область (54%), Кировская область (54%), Башкирия (53%), Ростовская область (53%), Свердловская область (52%) и Брянская область (52%).
Регионы с наибольшей долей женщин среди посетителей спортклубов