Число люксовых автомобилей в России выросло на четверть
9 октября 2023
Скачать xlsx
За 2022 год в России количество премиальных автомобилей дороже 10 млн руб. выросло почти на четверть, или на 3,6 тыс. штук, до 19,8 тыс., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных Федеральной налоговой службы. Общая сумма начисленного на люксовый автопарк "налога на роскошь" увеличилась на 31%.
Больше всего элитных машин ездит по дорогам Москвы (8140 автомобилей), Санкт-Петербурга (2035), Московской области (1575), Краснодарского края (903), Свердловской области (509), Татарстана (433), Новосибирской области (334), Ростовской области (326), Красноярского края (283), а также Иркутской области (260).
Практически невозможно встретить автомобили премиум-класса в Еврейской автономной области и на Чукотке (в этих регионах зарегистрировано лишь по одному люксовому автомобилю), в Тыве (2), Ненецком автономном округе (3), Хакасии и Республике Алтай (по 12), Мордовии (13), Орловской области (14), Сахалинской области (15) и Карелии (16).
Ставки повышенного налога в зависимости от региона могут отличаться до трех с лишним раз. Например, за автомобиль со средней для люкса мощностью двигателя 430 лошадиных сил по минимуму заплатят автовладельцы из Магаданской области (58,1 тыс. руб.), Ингушетии и Ненецкого автономного округа (по 64,5 тыс. руб.), Забайкальского края (83,9 тыс. руб.) и Бурятии (107,6 тыс. руб.). Для сравнения, жители Москвы, Санкт-Петербурга и еще 48 регионов отдадут за такой автомобиль 193,5 тыс. руб.
Автобум вопреки санкциям
Размер транспортного налога зависит главным образом от мощности двигателя (количества лошадиных сил), при этом регионы могут самостоятельно варьировать ставку. С 2014 года для дорогих машин были введены повышающие налоговые коэффициенты, получившие неофициальное название "налога на роскошь". Повышенные налоговые ставки распространяются на марки, внесенные в специальный список Минпромторга. Изначально в перечень включались автомобили стоимостью от 3 млн руб., однако с 2022 года нижняя ценовая планка была сдвинута до 10 млн руб., то есть для автомобилей дешевле этой суммы повышенный налог был отменен. Предпосылкой этому послужил стремительный рост цен на автомобили, начавшийся еще в период пандемии, в результате чего в премиальный список стали попадать машины из массового сегмента. Для автомобилей средней стоимостью 10-15 млн руб. налог с тройным коэффициентом придется платить в течение 10 лет с момента выпуска, для автомобилей от 15 млн руб. и выше - в течение 20 лет.
Число люксовых автомобилей в России стабильно растет из года в год. По сравнению с доковидным 2019-м годом в 2022 году количество роскошных машин от 10 млн руб. на дорогах страны увеличилось почти в 2,5 раза - с 8,1 тыс. до 19,8 тыс. штук, то есть в среднем прибавлялось по 3,9 тыс. авто в год. Причем восходящий тренд не смогли переломить ни разразившийся в 2020 году коронакризис, ни западные санкции, ограничившие доступ россиян к люксовому сегменту в 2022 году и приведшие к резкому скачку цен.
Правда, темп роста автопарка премиальных машин периодически замедлялся: после практически двукратного роста в 2019 году в коронакризисном 2020-м число элитных машин увеличилось только на 29,6%. Далее в постковидном 2021 году автопарк расширился на 53,7%, после чего по итогам санкционного 2022 года темп роста снова сократился, составив 22,2%.
Общие налоговые начисления за автомобили дороже 10 млн руб. также ежегодно растут, причем быстрее, чем расширяется автопарк. Так, в 2021 году они увеличились на 73,1%, с 1,47 до 2,55 млрд руб., в 2022-м - еще на 31%, до 3,34 млрд руб. Региональные ставки транспортного налога практически не меняются, зато у вновь выпускаемых премиальных машин постепенно увеличивается мощность двигателя, что также влияет на рост совокупных сборов "налога на роскошь".
Количество зарегистрированных в РФ премиальных автомобилей по годам
Региональный люкс
Роскошные автомобили дороже 10 млн руб. чаще всего можно наблюдать на дорогах благополучных и густонаселенных регионов. Так, по количеству люкс-каров абсолютным лидером является столица: в 2022 году в Москве на учете стояло более 40% премиального автопарка страны, или 8140 машин (к премиальному сегменту относится примерно каждый 430-й автомобиль в городе). Далее следуют Санкт-Петербург (2035 автомобилей, то есть каждый 790-й автомобиль - люксовый), Московская область (1575 автомобилей - один из 1760), Краснодарский край (903 автомобиля - один из 2220), Свердловская область (509 автомобилей - один из 1300), Татарстан (433 автомобиля - один из 3070), Новосибирская область (334 автомобиля - один из 2810), Ростовская область (326 автомобиля - один из 4000), Красноярский край (283 автомобиля - один из 3210), а также Иркутская область (260 автомобилей - один из 2770).
Регионы с наибольшим количеством премиальных автомобилей в 2022 году
Минимальное количество автомобилей премиальных марок закономерным образом фиксируется в малонаселенных регионах. Под одному роскошному автомобилю было зарегистрировано в Еврейской автономной области и на Чукотке (при общем автопарке 44 тыс. и 9 тыс. машин соответственно), всего два люкс-кара ездят по дорогам Тывы (общий автопарк - 74 тыс.), три машины в Ненецком автономном округе (общий автопарк 9,9 тыс.). Далее следуют Хакасия и Республика Алтай (по 12 премиум автомобилей), Мордовия (13 автомобилей), Орловская область (14 автомобилей), Сахалинская область (15 автомобилей), а также Карелия (16 автомобилей).
Регионы с наименьшим количеством премиальных автомобилей в 2022 году
Премиальный прирост
Увеличение количества дорогих автомобилей в 2022 году отмечалось в 76 регионах. Из-за эффекта низкой базы наибольший относительный рост автопарка премиальных марок продемонстрировала Калмыкия, где за год число роскошных машин выросло в 6,3 раза, с 4 до 25 шт. Далее следуют Бурятия (рост на 92,3%, также до 25 автомобилей), Дагестан (+62,7%, до 122 автомобилей), Амурская область (+55%, до 31 автомобиля), Челябинская область (+44,9%, до 200 автомобилей), Смоленская область (+44,4%, до 39 автомобилей), Чечня (+44%, до 131 автомобиля), Приморский край (+41%, до 189 автомобилей), Калининградская область (+40,7%, до 121 автомобиля), а также Курганская область (+40%, до 21 автомобиля).
Регионы с наибольшим относительным ростом числа премиальных автомобилей в 2022 году
По абсолютному приросту количества дорогих машин лидируют регионы с наиболее многочисленным люксовым автопарком. Это прежде всего Москва, где за 2022 год число премиальных автомобилей увеличилось на 1800, что составило половину общероссийского прироста. Далее следуют Московская область (+270 автомобилей), Санкт-Петербург (+209 автомобилей), Свердловская область (+107 автомобилей), Новосибирская область (+68 автомобилей), Челябинская область (+62 автомобиля), Ростовская область (+57 автомобилей), Приморский (+55 автомобилей), Красноярский край (+55 автомобилей), а также Самарская область (+51 автомобиль) и Татарстан (+51 автомобиль).
Регионы с наибольшим абсолютным ростом числа премиальных автомобилей в 2022 году
Впрочем, в нескольких регионах люкса на колесах больше не стало. В четырех субъектах (Тульской области, Тыве, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе) число премиальных автомобилей осталось неизменным. В пяти регионах количество роскошных автомобилей в качестве объектов повышенного налогообложения и вовсе сократилось (это могло произойти по ряду причин, например, из-за физического устаревания автомобиля и отмены повышенного коэффициента, в связи с перерегистрацией машины в другом регионе либо ее утратой вследстие угона или критических повреждений). Особенно заметным это стало для Кабардино-Балкарии, где из-под повышенного налога выбыли 15 машин, или примерно треть от люксового автопарка. Также на 4 премиальных автомобиля стало меньше в Сахалинской области, по одной машине было снято с учета в Марий Эл, Чувашии и Республике Алтай.
Что получат бюджеты регионов
Денежные сборы от транспортного налога направляются в региональные бюджеты. Очевидно, что наибольшие поступления "налога на роскошь" получают те регионы, где зарегистрировано больше всего премиальных машин. На первом месте располагается Москва, где владельцам люксовых авто за 2022 год в общей сложности придется заплатить * 1,5 млрд руб., или 44% от общероссийских начислений, далее следуют Санкт-Петербург (354 млн руб.), Подмосковье (260,1 млн руб.), Краснодарский край (164,3 млн руб.), Татарстан (72,5 млн руб.), Свердловская область (61,9 млн руб.), Новосибирская область (58,5 млн руб.), Ростовская область (58 млн руб.), Самарская область (45,4 млн руб.) и Нижегородская область (35,6 млн руб.).
Регионы с максимальной суммой начисленного транспортного налога на премиальные автомобили в 2022 году
"В среднем по стране налоговый платеж за премиальный автомобиль составил около 169 тыс. руб. При этом обслуживание люкса подорожало в связи с уходом с российского рынка западных компаний, ограничениями на импорт запчастей и прекращением гарантийного обслуживания. Однако спрос на такие автомобили гораздо менее зависит от ценовой конъюнктуры по сравнению с масс-маркетом и потому остается более стабильным даже в кризисные периоды. И если поставки массовых автомобилей западных марок по параллельному импорту для дистрибьюторов зачастую оказываются низкорентабельными, то в части люкс-каров такая схема ввоза является более востребованной. Тем не менее в том числе премиальному сегменту российского авторынка предстоит серьезная трансформация, связанная с развитием специализированной и более сложной системы обслуживания, а также повышением доли автомобилей незападного производства", - говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Налоговое неравенство
Налог на премиальные автомобили рассчитывается следующим образом: мощность двигателя умножается на региональную налоговую ставку, а затем на трехкратный повышающий коэффициент. При этом размер транспортного налога, уплачиваемый за один и тот же премиальный автомобиль, в зависимости от региона регистрации может отличаться до трех с лишним раз.
Например, один из популярных люкс-каров ушедшего года, кроссовер Maserati Levante в комплектации Gransport или Granlusso (бензиновый тип двигателя, модификация S 3.0 V6 AT, мощность ¬- 430 л. с., год выпуска - 2021 г.), обойдется своему владельцу в 193,5 тыс. руб. в год, в случае если автомобиль зарегистрирован в одном из 50 регионов страны, включая Москву и Санкт-Петербург. Но сумма налога за этот же автомобиль уменьшится в 3,3 раза, до 58,1 тыс. руб., если машина числится в Магаданской области.
Помимо Магадана, на транспортном налоге значительно сэкономят владельцы люкса в Ненецком автономном округе и Ингушетии (так, за новый автомобиль мощностью 430 л. с. там придется заплатить по 64,5 тыс. руб.), Забайкальском крае (83,9 тыс. руб.), Бурятии (107,6 тыс. руб.), Омской области и Чукотском автономном округе (по 116,1 тыс. руб.), Свердловской области (128 тыс. руб.), Северной Осетии, Крыму и Севастополе, Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе (по 129 тыс. руб.), Красноярском крае (131,6 тыс. руб.), Хакасии (134,2 тыс. руб.), Дагестане, Иркутской и Сахалинской областях (по 135,5 тыс. руб.).
Размер "налога на роскошь" за 2022 год в регионах за автомобиль мощностью 430 л. с.
Ставки по округам
Поскольку транспортный налог является региональным, величину ставки каждый субъект может определять для себя самостоятельно, однако она не должна отличаться более чем в 10 раз в большую или меньшую сторону от той, что установлена в Налоговом кодексе.
В Центральном федеральном округе транспортный налог на рассматриваемый нами автомобиль практически во всех регионах составит 193,5 тыс. руб. Исключениями являются Брянская и Ивановская области, где за машину придется заплатить 167,7 тыс. руб. и 154,8 тыс. руб. соответственно.
В Северо-Западном федеральном округе также почти во всех регионах плата составит 193,5 тыс. руб., кроме Калининградской области - там налог сократится до 189,6 тыс. руб., а также Ненецкого автономного округа, где платеж будет одним из самых низких по стране - всего 64,5 тыс. руб.
В Северо-Кавказском федеральном округе во всех субъектах установлены пониженные ставки "налога на роскошь", правда, они существенно отличаются: налог за новый автомобиль мощностью 430 л. с. составит от 154,8 тыс. руб. в Ставропольском крае до 64,5 тыс. руб. в Ингушетии.
Регионы Южного федерального округа используют стандартную высокую ставку, за исключением Крыма и Севастополя, в которых налог за рассматриваемую машину составит 129 тыс. руб.
В Приволжском федеральном округе также стандартный высокий налог заплатят во всех регионах, кроме Пермского края и Ульяновской область (в них - 174,2 тыс. руб. и 167,7 тыс. руб. соответственно).
В Уральском федеральном округе заплатить по максимуму придется лишь автовладельцам из Курганской и Челябинской областей, в Ханты-Мансийском автономном округе налог составит 154,8 тыс. руб., в Тюменской области и на Ямале - по 129 тыс. руб., в Свердловской области - 128 тыс. руб.
Похожая ситуация и в Сибирском федеральном округе: за Maserati Levante, зарегистрированный в Новосибирской области, налог будет максимальным. В остальных регионах он значительно ниже - от 174,2 тыс. руб. в Кемеровской области до 116,1 тыс. руб. в Омской области.
Дальневосточный федеральный округ оказался самым контрастным: в трети регионов (Приморском, Хабаровском, Камчатском краях и Амурской области) за люксовый кроссовер автолюбители заплатят стандартный высокий налог (193,5 тыс. руб.), на 20-30% меньше отдадут автовладельцы в Якутии, Еврейской автономной области и на Сахалине, на 40-44% - на Чукотке и в Бурятии, наконец, в 2-3 раза меньше - в Забайкальском крае (83,9 тыс. руб.) и Магаданской области (58,1 тыс. руб.).
Размер "налога на роскошь" за 2022 год в регионах за автомобиль мощностью 430 л. с.
* Организации, владеющие автотранспортом, уже должны были оплатить транспортный налог за 2022 год; граждане и индивидуальные предприниматели обязаны оплатить транспортный налог за 2022 год до 1 декабря 2023 года.