Количество опасных загрязнений российских рек и озер выросло на 9%
29 мая 2023
Скачать xlsx
В 2022 году в российских реках, озерах и водоемах выявили на 9% больше высоких и экстремально высоких загрязнений по сравнению с предшествующим годом - всего 2,47 тыс. случаев, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росгидромета.
Чаще всего загрязнения пресноводных объектов фиксировались в Свердловской области (26% от общего числа инцидентов по стране), Мурманской области (9%), Московской области (8%), Новгородской области (4%), Ханты-Мансийском автономном округе (4%), Смоленской области (4%), Челябинской области (3%), Новосибирской области (3%), Красноярском крае (3%) и Москве (2%).
Рост вопреки спаду
За 2022 год было выявлено 2470 случаев многократного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в пресных водах по всей стране. По сравнению с 2021 годом количество загрязнений выросло на 9% (с 2266 случаев) - это произошло вопреки сокращению промышленного производства на фоне санкций. Относительно пандемийного 2020 года, когда предприятия закрывались на локдаун, число загрязнений рек и водоемов увеличилось в 1,4 раза (с 1747 случаев).
Из 2470 экологических инцидентов, произошедших на воде в 2022 году, 1926 относились к высоким загрязнениям, 544 случая - к экстремально высоким. И если количество экстремально высоких загрязнений поверхностных вод, то есть наиболее опасных ввиду больших концентраций вредных веществ, сократилось год к году на 7%, или на 38 инцидентов, то число высоких загрязнений, напротив, выросло на 14%, или на 242 случая.
"Несмотря на спад промышленного производства, 2022 год по количеству высоких загрязнений пресноводных объектов обогнал не только коронакризисный 2020-й, но и 2021-й, когда экономика активно восстанавливалась после ковида. В то же время при анализе экологической ситуации важно делать поправку на качество мониторинга, который планируется постоянно совершенствовать. Определенная часть опасных загрязнений воды может быть попросту не обнаружена. Основным источником загрязнений рек и водоемов выступают неочищенные сточные воды промышленных производств. Поэтому важнейшей экологической задачей является установка очистного оборудования и модернизация технологического процесса, на чем предприятия в непростых экономических условиях зачастую предпочитают экономить", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Количество высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов в 2020 - 2022 гг.
Под высоким загрязнением (ВЗ) поверхностных вод понимается превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в 3-5 раз для веществ 1-го и 2-го классов опасности, в 10-50 раз для веществ 3-го и 4-го классов, в 30-50 раз для нефтепродуктов, фенолов, ионов марганца, меди и железа. Также критериями высоких загрязнений является повышение биохимического потребления кислорода до уровня 10-40 мг/л и снижение концентрации растворенного кислорода до 2-3 мг/л;
При экстремально высоких загрязнениях (ЭВЗ) поверхностных вод ПДК превышается в 5 и более раз для веществ 1-го и 2-го классов опасности и в 50 и более раз для веществ 3-го и 4-го классов опасности. Также может наблюдаться снижение содержания растворенного кислорода до значения 2 мг/л и менее или увеличение биохимического потребления кислорода свыше 40 мг /л.
Кроме того, критериями высокого и экстремально высокого загрязнения могут выступать визуальные признаки: покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) от 1/4 до 1/3 поверхности водного объекта (для ВЗ) и более 1/3 (для ЭВЗ) при его обозримой площади до 6 кв. км; покрытие пленкой поверхности водного объекта на площади от 1 до 2 кв. км (для ВЗ) и более 2 кв. км (для ЭВЗ) при его обозримой площади более 6 кв. км. Среди других визуальных и органолептических признаков: появление запаха вод интенсивностью более 4 баллов по пятибалльной шкале, массовая гибель моллюсков, раков, лягушек, рыб, других водных организмов и водной растительности.
К 1-му классу опасности относятся такие вещества, как бензпирен, дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ), ионы мышьяка и ртути. Ко 2-му классу опасности относятся ионы кадмия, молибдена, свинца, формальдегид. К 3-му классу - ионы меди, никеля, хрома, цинка, лигнин, сульфиды, фенолы, нефтепродукты, фтор и фториды. К 4-му классу - азот аммонийный и нитритный, дитиофосфат крезиловый, ионы алюминия, общего железа, марганца, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), сульфаты, фосфаты, хлоpиды и др.
Летний всплеск
В первой половине 2022 года значительное число загрязнений пресных вод пришлось на март: тогда было выявлено 246 инцидентов. Из 66 наиболее опасных (экстремально высоких) наибольшая часть фиксировалась в реке Омь (на участке ее течения в Омской области отмечено 5 случаев ЭВЗ), реке Тобол (Курганская и Тюменская области; 5 случаев ЭВЗ) и в Оби (на участке в Ханты-Мансийском автономном округе; 4 случая ЭВЗ).
Из менее опасных, но более распространенных, высоких загрязнений наибольшее число фиксировалось в водоемах, относящихся к бассейнам рек Тобол (всего 35 инцидентов, из них 29 случаев ВЗ на участке в Свердловской области, 6 случаев ВЗ в Челябинской области), Ока (всего 35 инцидентов, из них 24 ВЗ на участке в Московской области, по 3 случая ВЗ в Москве, Тульской и Рязанской областях, 2 ВЗ во Владимирской области) и Обь (всего 23 инцидента, из них 10 случаев ВЗ в Ямало-Ненецком автономном округе, 6 ВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе, 4 ВЗ в Кемеровской области, 3 ВЗ в Новосибирской области).
Как правило, годовой максимум водных загрязнений приходится именно на первую половину года, что связано с весенним половодьем, затем инциденты обычно сходят на нет. Однако в 2022 году больше всего загрязнений произошло во втором полугодии, а именно в июле (282 случая, из них 217 высоких и 65 экстремально высоких) и августе (277 случаев, из них 206 ВЗ и 71 ЭВЗ) *. Так, в течение двух летних месяцев многочисленным экстремально высоким загрязнениям подвергалась река Вязьма (г. Вязьма, Смоленская область) - всего было выявлено 58 инцидентов (27 ЭВЗ в июле и 31 ЭВЗ в августе), все они были связаны с дефицитом кислорода в воде. Причиной этого, как показало обследование, явилось поступление в реку загрязненных сточных вод. Впрочем, негативная экологическая нагрузка на Вязьму продолжилась и в сентябре (29 случаев ЭВЗ), после чего критические значения показателей регистрироваться перестали.
Наибольшее число высоких загрязнений в июле и августе пришлось на бассейны тех же рек - Тобола (пострадали водоемы в границах Свердловской, Курганской и Челябинской областей; 47 случаев ВЗ в июле и 44 случая ВЗ в августе) и Оки (Владимирская, Московская и Тульская области, Москва, Нижегородская, Рязанская и Тамбовская области; 60 ВЗ в июле и 29 ВЗ в августе). Кроме того, большое число экологических инцидентов было зафиксировано в водоемах бассейна реки Невы (Новгородская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область; 14 ВЗ в июле и 27 ВЗ в августе).
Количество высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов в 2022 г. по месяцам
Региональные инциденты
Наибольшее число высоких и экстремально высоких загрязнений в 2022 году было выявлено в водоемах Свердловской области (647 случаев, из них: 514 высоких загрязнений - бассейны рек Тобол, Кама, Обь, малые водные объекты; 133 экстремально высоких загрязнения - реки Черная, Тальтия, Салда и 20 других). Из-за обилия промышленных предприятий экология региона традиционно испытывает на себе значительную нагрузку. Именно на Свердловскую область приходится более четверти всех высоких и экстремально высоких загрязнений пресных вод по всей стране.
Далее с большим отрывом по числу загрязнений водоемов следуют Мурманская область (215 случаев, из них: 163 высоких загрязнения - малые водные объекты; 52 экстремально высоких загрязнения - безымянный ручей в Кандалакше и ручей Варничный в Мурманске, река Кумужья и 8 других), Московская область (194 высоких загрязнения - бассейны рек Ока и Волга), Новгородская область (110 случаев, из них: 101 высокое загрязнение - бассейн реки Нева, малые водные объекты; 9 экстремально высоких загрязнений - оз. Валдайское в деревне Станки, приток р. Питьба в Великом Новгороде), Ханты-Мансийский автономный округ (109 случаев, из них: 80 высоких загрязнений - бассейны рек Обь и Иртыш; 29 экстремально высоких загрязнений - реки Обь, Сороминская, Нягань-Юган, Негусъяун, Ватинский Еган и Черная).
Также в антирейтинг вошли Смоленская область (95 случаев, из них 8 высоких загрязнений - бассейны рек Днепр и Волга; 87 экстремальных загрязнений - река Вязьма), Челябинская область (75 случаев, из них: 70 высоких загрязнений - бассейны рек Тобол и Кама, малые водные объекты; 5 экстремальных загрязнений - реки Увелька, Уй, Миасс, вдхр. Аргазинское), Новосибирская область (72 случая, из них: 47 высоких загрязнений - бассейны рек Обь и Иртыш, малые водные объекты; 25 экстремально высоких загрязнений - реки Тула, Нижняя Ельцовка, Каменка и 7 других), Красноярский край (62 случая, из них: 44 высоких загрязнения - бассейны рек Енисей, Ангара и Обь, малые водные объекты; 18 экстремально высоких загрязнений - реки Тея, Черемушка, Большая Уря и 6 других), замыкает десятку Москва (61 высокое загрязнение - бассейн реки Ока).
По итогам 2022 года Москва улучшила свои позиции, переместившись на десятое место, хотя в первом полугодии была на шестом (тогда в столице было зафиксировано 50 случаев высокого загрязнения, во втором же полугодии количество инцидентов сократилось до 11). Все выявленные экологические инциденты произошли в бассейне Оки, основными загрязнителями выступали соединения цинка, азот аммонийный и нитритный, а также легкоокисляемые органические вещества.
Регионы с наибольшим количеством высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов в 2022 г.
Основные загрязнители
Экстремально высокие и высокие уровни загрязнения поверхностных пресных вод в 2022 году фиксировались по 25 загрязняющим веществам и 5 показателям качества воды. Чаще всего инциденты были связаны с переизбытком в воде соединений марганца (572 случая ВЗ и ЭВЗ), соединений цинка (268 случаев), легкоокисляемых органических веществ (глюкоза, мальтоза, белки, низшие алифатические спирты и др.; 257 случаев), нитритного азота (245 случаев), соединений меди (213 случаев). Кроме того, часто в пресных водах наблюдался дефицит растворенного кислорода (необходим для водных организмов и самоочищения водоемов; 190 случаев), соединений общего железа (132 случая), аммонийного азота (112 случаев), соединений никеля (106 случаев) и алюминия (68 случаев).
Остальные 307 случаев пришлись на прочие загрязнители: сульфаты, соединения молибдена, ртути, кадмия, мышьяка, натрия, кобальта, свинца, хрома шестивалентного, нефтепродукты, бензпирен, фосфаты, фтоpиды, трудноокисляемые органические вещества, хлоpиды, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), дитиофосфат крезиловый, фенолы, метанол, а также на загрязнения, выявленные по органолептическим показателям.
Распределение случаев высокого и экстремально высокого загрязнения пресноводных объектов в 2022 году по загрязняющим веществам
* На июль 2022 года пришелся годовой максимум по числу высоких загрязнений и суммарному значению высоких и экстремально высоких загрязнений, на август - максимум по числу экстремально высоких загрязнений.