Коммерческие и управленческие расходы российского бизнеса выросли на 17%
29 апреля 2025
Скачать xlsxРоссийские крупные и средние предприятия за 2024 год увеличили свои коммерческие и управленческие расходы на 17%, или на 5 трлн руб., до 34,5 трлн руб. - подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Среди регионов наибольший рост соответствующих расходов произошел у предприятий в Москве (+1,9 трлн руб.), Подмосковье (+848,4 млрд руб.), Санкт-Петербурге (+321,2 млрд руб.), Краснодарском крае (+205,9 млрд руб.), Свердловской области (+154,4 млрд руб.), Татарстане (+125,4 млрд руб.), Пермском крае (+89,9 млрд руб.), Самарской (+81,3 млрд руб.), Тульской (+72,8 млрд руб.) и Нижегородской (+72,7 млрд руб.) областях.
Средние затраты в пересчете на одно предприятие выросли на 13%, до 559 млн руб. Наибольшие суммы тратили компании в Ямало-Ненецком автономном округе (1,4 млрд руб.), Санкт-Петербурге (1,2 млрд руб.), Подмосковье (876,7 млн руб.), Москве (816,8 млн руб.), Кемеровской области (812 млн руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (701,7 млн руб.), Вологодской области (643,4 млн руб.), Краснодарском крае (619,8 млн руб.), Якутии (603,5 млн руб.) и Липецкой области (599,4 млн руб.).
Коммерческие и управленческие расходы особенно заметно возросли в сферах торговли (+2,5 трлн руб.), обрабатывающей промышленности (+1,1 трлн руб.), информации и связи (+372 млрд руб.), транспортировки и хранения (+233,9 млрд руб.), а также в области энергообеспечения (+177,3 млрд руб.). Суммарно эти пять макроотраслей обеспечили около 90% прироста всех коммерческих и управленческих расходов.
Плюс пять триллионов затрат
Аналитики использовали данные Росстата по форме № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", которую предоставляют все юридические лица, кроме малого бизнеса, банков, страховых компаний, государственных и муниципальных учреждений.
Коммерческие расходы - это затраты, связанные с реализацией и продвижением на рынке продукции, товаров или услуг. Они включают расходы на рекламу и маркетинг, зарплаты маркетологов и продавцов, расходы на упаковку, транспортировку и хранение готовой продукции, логистические затраты, комиссионные сборы посредникам и дистрибьюторам, расходы на сертификацию, представительские расходы.
Управленческие расходы - это затраты, направленные на общее управление организацией, обеспечение функционирования аппарата ее управления и поддержание административной деятельности. Они включают зарплаты общехозяйственного персонала (к нему относятся руководство компании, бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, IT-отдел, административный и обслуживающий персонал), арендную плату за помещения общехозяйственного назначения и оплату коммунальных услуг, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного назначения, расходы на канцелярские товары, оргтехнику, программное обеспечение, оплату услуг связи для администрации, командировочные расходы руководства, расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг, расходы на обучение и повышение квалификации, членские взносы в профессиональные ассоциации.
Состав и структура коммерческих и управленческих расходов могут варьироваться в зависимости от отрасли, что обусловлено различиями в бизнес-процессах, масштабах деятельности и специфике операционной модели.
За 2024 год коммерческие и управленческие расходы российских крупных и средних предприятий достигли 34,5 трлн руб., что является максимальным значением за весь период наблюдения. При этом рост показателя за год составил 16,8%, что в два раза выше среднегодовой потребительской инфляции (8,5%) и почти в полтора раза - промышленной инфляции (12,1%). Средние расходы на одну компанию росли несколько меньшими темпами - на 13,1%, c 494,4 млн руб. до 559 млн руб.
Коммерческие и управленческие расходы предприятий и их доля в выручке по годам
"Следует учитывать, что динамика корпоративных расходов - это не однородный процесс, где все виды трат показывают синхронный рост. С одной стороны, бизнес пытается экономить на таких традиционно относимых к управленческим расходах, как, например, затраты на обучение и маркетинг. С другой стороны, компании вынуждены преодолевать дополнительные логистические сложности при сбыте продукции и товаров за рубеж, а также покрывать возросшую стоимость внутрироссийской логистики. Свою лепту вносят и затраты на замену зарубежного программного обеспечения на российское, а также опережающее повышение зарплат IT-специалистов.
Доля управленческих и коммерческих расходов в объеме выручки компаний второй год составляет 11,8%, однако этот показатель существенно варьируется в зависимости от отрасли. Например, в сфере здравоохранения такие расходы соответствуют 6% от выручки предприятия. Похожая ситуация наблюдается в добыче полезных ископаемых, образовании, водоснабжении и обращении с отходами, а также в сфере транспортировки и хранения - управленческие и коммерческие расходы в этих отраслях составляют менее 8% от выручки. Наиболее ощутимым рост расходов становится в сфере культуры, спорта и развлечений, где траты превышают четверть от совокупной выручки предприятий. У гостиничного и ресторанного бизнеса, а также в сфере информации и связи объем расходов доходит до одной пятой части выручки", - обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Региональные расходы
Коммерческие и управленческие расходы предприятий выросли в большинстве регионов страны. Абсолютным лидером стала столица, где бизнес нарастил траты на 1,9 трлн руб., что составляет более трети от общероссийского прироста соответствующих расходов. Далее с большим отрывом следуют Подмосковье (+848,4 млрд руб.; суммарно на Московскую агломерацию пришлось 55% общестранового прироста расходов бизнеса), Санкт-Петербург (+321,2 млрд руб.), Краснодарский край (+205,9 млрд руб.), Свердловская область (+154,4 млрд руб.), Татарстан (+125,4 млрд руб.), Пермский край (+89,9 млрд руб.). Замыкают десятку Самарская (+81,3 млрд руб.), Тульская (+72,8 млрд руб.) и Нижегородская (+72,7 млрд руб.) области.
Регионы с наибольшим приростом корпоративных расходов в 2024 г.
Лишь в семи регионах коммерческие и управленческие расходы крупного и среднего бизнеса сократились. Лидерами по экономии стали Кемеровская область и Коми - там траты предприятий просели на 77 млрд руб. и 32,5 млрд руб. соответственно. Весьма незначительное сокращение расходов было выявлено у предприятий на Чукотке (-1 млрд руб.), в Новосибирской области (-0,6 млрд руб.), Ненецком автономном округе (-0,3 млрд руб.), Ингушетии (-0,2 млрд руб.) и Калмыкии (-0,05 млрд руб.). Кроме того, минимальный номинальный рост расходов был зафиксирован в Кабардино-Балкарии (+0,4 млрд руб.), Тыве (+0,6 млрд руб.) и Северной Осетии (+0,9 млрд руб.).
Регионы с наименьшим приростом либо сокращением корпоративных расходов в 2024 г.
В среднем на предприятие
Максимальные коммерческие и управленческие расходы в пересчете на одно предприятие понес бизнес Ямало-Ненецкого автономного округа - 1,4 млрд руб. Чуть меньше составили средние корпоративные расходы в Санкт-Петербурге (1,2 млрд руб.). Далее с заметным разрывом следует Подмосковье (876,7 млн руб.), опережая столицу, которая заняла только четвертое место (816,8 млн руб.). На пятом месте Кемеровская область, средние коммерческие и управленческие расходы предприятий здесь сопоставимы с московскими (812 млн руб.). В десятку также вошли Ханты-Мансийский автономный округ (701,7 млн руб.), Вологодская область (643,4 млн руб.), Краснодарский край (619,8 млн руб.), Якутия (603,5 млн руб.) и Липецкая область (599,4 млн руб.).
Напротив, самые низкие траты фиксировались у предприятий Калмыкии - в среднем всего 19 млн руб. Далее следуют Ингушетия (52,7 млн руб.), Кабардино-Балкария (66,4 млн руб.), Дагестан (73,4 млн руб.), Северная Осетия (77,3 млн руб.), Тыва (113,4 млн руб.), Чечня (116 млн руб.), Адыгея (137,6 млн руб.), Ивановская область (139,9 млн руб.) и Севастополь (140,4 млн руб.).
Регионы с наибольшими и наименьшими корпоративными расходами на одно предприятие в 2024 г.
Наиболее значительный рост продемонстрировали средние корпоративные расходы у предприятий в Чечне - на 41,6%, до 116 млн руб. Далее следуют Сахалинская область (+39,7%, до 329,2 млн руб. в среднем на организацию), Севастополь (+37%, до 140,4 млн руб.), Мордовия (+31,9%, до 207,8 млн руб.), Смоленская область (+31,6%, до 192,7 млн руб.), Пермский край (+31,3%, до 397,7 млн руб.), Новгородская область (+30,6%, до 449,9 млн руб.), Московская область (+30,5%, до 876,7 млн руб.), Забайкальский край (+29,8%, до 325,4 млн руб.) и Тверская область (+29,4%, до 206,8 млн руб.).
Регионы с наибольшим ростом корпоративных расходов на одно предприятие в 2024 г.
Затраты по отраслям
Общеотраслевой прирост корпоративных коммерческих и управленческих расходов почти на три четверти обеспечили торговля и обрабатывающая промышленность - соответствующие траты предприятий этих двух сфер увеличились год к году на 2,5 трлн руб. и 1,1 трлн руб. соответственно. Также заметно возросли расходы у предприятий в сферах информации и связи (+372 млрд руб.), транспортировки и хранения (+233,9 млрд руб.), энергообеспечения (+177,3 млрд руб.).
Средние траты в зависимости от отрасли могут различаться до 47 раз. Критическое значение в миллиард рублей превышают расходы в расчете на одно предприятие в сфере добычи полезных ископаемых (1,3 млрд руб.) и в торговле (1,1 млрд руб.). Также много тратят на управление бизнесом и реализацию товаров предприятия в сферах обрабатывающей промышленности (в среднем 768,7 млн руб.), энергетики (682,6 млн руб.), информации и связи (635,3 млн руб.).
Напротив, минимальные управленческие и коммерческие расходы несли в среднем образовательные учреждения (28 млн руб.), бизнес в сфере персональных услуг (ремонт, химчистки, бани, салоны красоты и т.д.; 29,3 млн руб.), предприятия в области водоснабжения и обращения с отходами (60,6 млн руб.), бизнес в сфере недвижимости (84,7 млн руб.), а также учреждения в сфере здравоохранения (113,2 млн руб.).
Коммерческие и управленческие расходы в среднем на одно предприятие отрасли в 2024 г., млн руб.
* В категорию входят лизинговые, факторинговые, брокерские и другие финансовые компании, за исключением банков и страховых организаций.