Сумма среднего налогового доначисления бизнесу выросла на 9%
22 апреля 2025
Скачать xlsxВ 2024 году сумма налоговых доначислений и штрафов, выписанных бизнесу по итогам камеральных и выездных налоговых проверок, выросла на 8% по сравнению с показателем 2023 года, до 466,1 млрд руб. - подсчитали аналитики FinExpertiza на основе статистики ФНС. Выездных контрольных мероприятий стало меньше на 10%, однако средняя величина назначенного платежа выросла примерно в той же степени - на 9%, до 70,1 млн руб.
В среднем наибольшие доначисления по итогам выездных налоговых проверок назначили предприятиям Санкт-Петербурга (139,6 млн руб.), Челябинской области (115,2 млн руб.), Москвы (111,9 млн руб.), Свердловской области (108,4 млн руб.) и Нижегородской области (77,4 млн руб.).
Минимальные суммы в результате выездных налоговых проверок были взысканы с предприятий Чечни (2,8 млн руб. в среднем за проверку), Чукотки (2,9 млн руб.), Камчатки (4,6 млн руб.), Псковской области (6,5 млн руб.) и Рязанской области (7,3 млн руб.).
Меньше выездов, больше сборов
Аналитики использовали данные ежеквартальной статистики ФНС по форме №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов. Налоговые доначисления возникают в результате перерасчета налоговой базы предприятия и включают в себя непосредственно сумму недоимки и штрафы. До 2023 года общий размер налоговых доначислений также включал пени, однако затем ФНС изменила методологию и исключила соответствующую строку из агрегированной суммы. С целью сопоставимости данных в настоящем исследовании при анализе показателей 2022 года и более ранних периодов пени также не учитываются.
В течение 2024 года налоговые органы дополнительно начислили 466,1 млрд руб. налогов и штрафов по итогам камеральных и выездных проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (из них 394,1 млрд руб. - непосредственно неуплаченные вовремя налоги). Это на 7,7% больше по сравнению с 2023 годом, когда доначисления составили 432,7 млрд руб. (согласно обновленным данным, без учета пеней).
Суммарные налоговые доначисления по итогам проверок
Количество камеральных проверок (обычно проводятся без участия налогоплательщиков, на основе сданных налоговых деклараций) за год выросло незначительно - на 2,6%, составив 54,1 млн (в 2023 году - 52,7 млн). Нарушения были выявлены по результатам 4,6% камеральных проверок, или в 2,5 млн случаев. Всего по итогам проверок документов бизнесу доначислили 132,6 млрд руб., в среднем 53,8 тыс. руб. на каждую проверку, выявившую нарушения - на 30,2% больше, чем в 2023 году (41,3 тыс. руб.). Это рекордная сумма как минимум с 2019 года.
Количество же выездных проверок сократилось на 9,9%, до 4,9 тыс. (с 5,4 тыс. в 2023 году). 97% из них закончились доначислениями, общая сумма которых составила 333,5 млрд руб. А средний налоговый платеж по итогам выездных проверок, в ходе которых инспекторы выявили нарушения, достиг 70,1 млн руб. Среднее доначисление в 2024 году на 9% превышает показатель 2023 года (64,3 млн руб. согласно обновленным данным) и является максимальным значением за последние шесть лет.
Количество выездных налоговых проверок и средний размер доначисления на одну проверку
«Если говорить о крупнейших налогоплательщиках, а их администрируют межрегиональные налоговые инспекции, то за 2024 год им было доначислено 35,3 млрд руб. Наибольшие доначисления получили компании-налогоплательщики, участвующие в реализации национальных проектов и прочих инициатив, финансируемых из бюджета - 7,7 млрд руб. Чуть меньше было доначислено игрокам финансового сектора - 7 млрд руб. Далее следуют газодобывающие предприятия - 5 млрд руб. и металлурги - 4,7 млрд руб. Также значительные суммы было предложено доплатить транснациональным компаниям - их доначисления составили 3,8 млрд руб.», - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Региональные доначисления
По совокупному размеру платежей, назначенных по итогам камеральных и выездных налоговых проверок, среди регионов закономерно лидирует столица с показателем в 199 млрд руб., что составляет более 40% от суммарных налоговых доначислений российскому бизнесу за 2024 год. Далее с огромным отрывом следуют Московская область (34,6 млрд руб.), Санкт-Петербург (22,8 млрд руб.), Свердловская область (18,7 млрд руб.), Челябинская область (11,9 млрд руб.), Новосибирская область (8,5 млрд руб.), Самарская область (7,8 млрд руб.), Краснодарский край (6,6 млрд руб.), Татарстан (6,4 млрд руб.) и Башкортостан (5,2 млрд руб.). В целом это наиболее экономически развитые регионы с большим количеством предприятий.
Регионы с наибольшими суммарными налоговыми доначислениями по итогам проверок в 2024 г.
Минимум платежей по итогам проверочных мероприятий было выписано бизнесу Чукотского автономного округа (41,7 млн руб.), Республики Алтай (66,4 млн руб.), Псковской области (131 млн руб.), Еврейской автономной области (169,5 млн руб.), Камчатского края (202,7 млн руб.), Тывы (269,3 млн руб.), Калмыкии (286,2 млн руб.), Адыгеи (301,3 млн руб.), Новгородской области (321,9 млн руб.), а также Севастополя (328,7 млн руб.).
Регионы с наименьшими суммарными налоговыми доначислениями по итогам проверок в 2024 г.
Средние недоимки
Наибольшие суммы доначислений в пересчете на среднюю выездную проверку зафиксированы в Санкт-Петербурге. Здесь по итогам 116 визитов за год, 114 из которых были результативными, налоговики предписали предприятиям доплатить в бюджет 15,9 млрд руб., то есть в среднем 139,6 млн руб. за одну выездную проверку. Заметно меньше было доначислено предприятиям Челябинской области - в среднем 115,2 млн руб. по итогам 86 проверок. Около трети от общего количества визитов налоговиков в стране пришлось на Москву (1492 проверки). Столичным предприятиям по итогам выездных проверок в среднем было доначислено 111,9 млн руб. С внушительными взысканиями столкнулись также корпоративные налогоплательщики в Свердловской области (в среднем 108,4 млн руб., 153 проверки), Нижегородской области (в среднем 77,4 млн руб., 58 проверок), Воронежской области (в среднем 77,1 млн руб., 35 проверок), Новосибирской области (в среднем 76,5 млн руб., 84 проверки), Чувашии (в среднем 73,4 млн руб., 12 проверок), Иркутской области (в среднем 67,1 млн руб., 29 проверок) и Ульяновской области (в среднем 63,5 млн руб., 24 проверки).
Регионы с наибольшими налоговыми доначислениями в среднем на одну выездную проверку в 2024 г.
На противоположном конце списка Чечня - за год в регионе было проведено 16 выездных налоговых проверок, в результате которых местным предприятиям в среднем доначислили по 2,8 млн руб. Далее следуют Чукотка (за год в регионе была выполнена лишь одна выездная проверка, закончившаяся доначислением в 2,9 млн руб.), Камчатка (в среднем 4,6 млн руб., 5 проверок), Псковская (в среднем 6,5 млн руб., 5 проверок) и Рязанская области (в среднем 7,3 млн руб., 13 проверок). В десятку регионов с минимальными начислениями в результате выездных проверок также вошли Адыгея (в среднем 8,2 млн руб., 7 проверок), Северная Осетия (в среднем 8,4 млн руб., 9 проверок), Архангельская область с учетом Ненецкого автономного округа (в среднем 8,5 млн руб., 25 проверок), Севастополь (в среднем 11,4 млн руб., 11 проверок) и Ингушетия (в среднем 11,7 млн руб., 17 проверок).
Регионы с наименьшими налоговыми доначислениями в среднем на одну выездную проверку в 2024 г.