Продажи крепкого алкоголя в России выросли на 4%

27 марта 2025

Скачать xlsx

В 2024 году продажи крепких алкогольных напитков, за исключением водки (коньяк, ликероводочные изделия, виски, ром, джин, текила и прочие), выросли на 10,2%, до 3,2 л в год на душу населения, опередив по динамике продаж водку - подсчитали аналитики FinExpertiza. Розничные продажи водки остались на уровне предыдущего года - 5,3 л на душу населения. Совокупные продажи крепкого алкоголя увеличились на 3,7%. В два раза большую интенсивность показали продажи пива и сидра (рост на 8%, до 57,7 л на душу). Реализация винодельческой продукции, напротив, демонстрировала умеренную динамику (рост на 1,3%, до 6 л на душу).

По реализации водки, на которую приходится более 60% продаж крепкого алкоголя в стране, лидерами стали Сахалин (11,8 л на душу), Чукотка (11,7 л), Карелия (11,2 л), Коми (10,6 л) и Магаданская область (10,3 л).

По продажам крепких напитков неводочного сегмента в первую пятерку вошли Карелия (6,5 л в год на душу населения), Мурманская область (6,1 л), Ленинградская область (5,2 л), Московская область (5,1 л) и Архангельская область (5 л).

Винодельческая продукция пользовалась наибольшей популярностью в Санкт-Петербурге (продажи составили 10,6 л на душу), Московской области (10,3 л), Карелии и Ленинградской области (по 9,9 л), а также Мурманской области (9,4 л).

Пива и сидра продали больше всего в Хакасии (91,6 л на душу), Сахалинской области (90,8 л), Ненецком автономном округе (90,3 л), Мурманской области (88,9 л) и Коми (86,5 л).

Неводочные и хмельные

Аналитики использовали данные Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении, включая реализацию алкоголя в заведениях общепита. В категории крепкого алкоголя выделяются водка и неводочный сегмент, в том числе коньяк, ликероводочные изделия, виски, ром, джин, текила и др. К винодельческой продукции относятся тихие и игристые вина, а также винные напитки, произведенные из винограда (то есть исключая плодовые вина). Пивоваренная и сопутствующая ей продукция включает в себя пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Данные об объемах розничной реализации алкоголя были сопоставлены со среднегодовой численностью населения за рассматриваемые периоды.

Водка, удельный вес которой составляет 62% от реализации всего крепкого алкоголя, на протяжении последних трех лет демонстрирует стабильный уровень продаж - 5,3 л в год на человека. Заметный рост в сегменте "огненной воды" был зафиксирован в 2022 году (+6%). До этого среднедушевые продажи водки не менялись по крайней мере с 2017 года и составляли 5 л на человека.

Продажи алкогольных напитков неводочного сегмента стабильно растут из года в год. За 2024 год реализация таких горячительных напитков в магазинах и заведениях общественного питания выросла в натуральном выражении на 10,2%, с 2,9 до 3,2 литра на душу населения в год. Это рекордное значение как минимум с 2017 года, то есть за восемь лет.

Розничные продажи винодельческой продукции (в эту категорию входят вина тихие, игристые, ликерные, винные напитки, изготовленные из винограда, но исключаются плодовые вина) за год выросли весьма незначительно - на 1,3%, с 5,9 л до 6 л на человека. Таким образом, как пиковое значение допандемийного 2019-го года в 6,8 л, так и уровень пандемийного 2020-го в 6,4 л все еще не были достигнуты, однако тенденция к росту весьма устойчива.

Объемы розничных продаж пивной и сопутствующей продукции (помимо пива и пивных напитков сюда также входят сидр, пуаре и медовуха) также обновили восьмилетний рекорд, составив 57,7 л на человека, что на 8% выше, чем годом ранее. Впрочем, такая годовая динамика также максимальна с 2017 года. В целом объемы реализации пивоваренной продукции опережают весь остальной алкоголь более чем в 3,5 раза.

Розничные продажи алкоголя в литрах на человека в год, 2017-2024 гг.

Исследование 1

На фоне общего роста продаж крепких напитков реализация национального алкобренда - водки - стагнирует третий год подряд, зато неводочный сегмент стабильно увеличивается в среднем на 10% в год. Помимо традиционного коньяка, продажи которого выросли всего на 1,9%, в неводочный сегмент входят виски, ром, текила, джин, ликеры и более нишевая продукция. Некоторые виды алкоголя из этого сегмента попали в России под активное импортозамещение, при этом сравнительно невысокие цены на отечественные "аналоги" сделали их более доступными. Кроме того, крепкие напитки из неводочного сегмента широко применяются в коктейлях и по этой причине пользуются популярностью у молодежи. Водка же чаще употребляется в чистом виде и нацелена на более старшую и консервативную аудиторию.

Адепты огненной воды

Лучше всего водка "расходилась" на Дальнем Востоке и на Севере. Регионами-лидерами по розничным продажам в 2024 году стали Сахалин и Чукотка - там показатели составили 11,8 л и 11,7 л на душу соответственно. Далее с небольшим отрывом следуют Карелия (11,2 л), Коми (10,6 л) и Магаданская область (10,3 л). В этих регионах было реализовано в два раза больше водки, чем в среднем по стране. В десятку также вошли Камчатский край (9,2 л), Ненецкий автономный округ и Архангельская область (по 9,1 л), Вологодская область (8,9 л), а также Еврейская автономная область (8,8 л).

Регионы с наибольшими розничными продажами водки, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 2

Напротив, наименьшие объемы водки на душу приходились преимущественно на северокавказские регионы. Минимальные официальные продажи водки отмечались в Чечне (0,05 л на человека; это в 115 раз меньше, чем в среднем по стране), Ингушетии (0,4 л), Северной Осетии (1,1 л), Кабардино-Балкарии и Дагестане (по 1,2 л), Карачаево-Черкесии (1,8 л), Ставропольском крае (3 л), Тыве (3,2 л), Саратовской области (3,4 л) и Адыгее (3,5 л).

Регионы с наименьшими розничными продажами водки, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 3

Наибольший рост продаж водки фиксировался в Кабардино-Балкарии (+20,8%, до 1,2 л на душу), Северной Осетии (+18,8%, до 1,1 л), на Чукотке (+12,2%, до 11,7 л), в Хакасии (+8,5%, до 4,5 л), Оренбургской области (+7,3%, до 5,4 л), Забайкальском крае (+7,2%, до 6,9 л), Дагестане (+7,1%, до 1,2 л), Ростовской области (+6,7%, до 3,6 л), Карачаево-Черкесии (+6,5%, до 1,8 л), а также Омской области (+5,8%, до 4 л). За исключением Чукотки и Забайкальского края, это регионы с минимальными либо невысокими продажами "огненной воды".

Не водкой единой

Чаще всего покупали крепкий алкоголь из неводочного сегмента жители Севера. Показатели розничных продаж в Карелии (6,5 л в год на душу населения) и Мурманской области (6,1 л) были в два раза выше среднероссийского показателя. Несколько меньший спрос на коньяк, виски, ром и другой крепкий алкоголь фиксировался в Ленинградской (5,2 л на душу), Московской (5,1 л) и Архангельской (5 л) областях. В десятку лидеров вошли также Вологодская область (4,9 л), Коми (4,7 л), Камчатский край (4,6 л), Сахалинская область и Тверская область (по 4,5 л).

Регионы с наибольшими розничными продажами крепкого алкоголя в неводочном сегменте, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 4

В то же время минимальные розничные продажи крепкого алкоголя без учета водки наблюдались преимущественно на Северном Кавказе. Антилидерами по реализации этой продукции стали Чечня (0,02 л на душу населения в год; это в 160 раз ниже, чем в среднем по стране), Ингушетия (0,1 л), Дагестан (0,4 л), Тыва (0,5 л), Кабардино-Балкария (0,6 л), Карачаево-Черкесия (0,8 л), Северная Осетия (0,9 л), Калмыкия (1,2 л), Якутия (1,7 л), а также Забайкальский край (1,8 л).

Регионы с наименьшими розничными продажами крепкого алкоголя в неводочном сегменте, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 5

Наибольший относительный рост продаж за год в неводочном сегменте фиксировался в Республике Алтай (+21,4%, до 2,4 л на душу), Забайкальском крае (+19,9%, до 1,8 л), Оренбургской области (+19,7%, до 2,4 л), Северная Осетия (+19,5%, до 0,9 л), Кабардино-Балкарии (+18,6%, до 0,6 л), Карачаево-Черкесии (+18,1%, до 0,8 л), Курганской (+17,8%, до 2,1 л), Тамбовской (+17,4%, до 2,4 л), Белгородской (+17,1%, до 2 л), а также Омской области (+16,5%, до 2,3 л). Такая интенсивная динамика продаж объяснялась в основном эффектом низкой базы, поскольку, как и в случае с водочным сегментом, реализация крепких напитков неводочного сегмента в этих регионах была минимальна либо невысока.

Напиток богов

Больше всего винодельческой продукции в пересчете на жителя продается на Северо-Западе. Наилучшие показатели розничных продаж фиксировались в Санкт-Петербурге (10,6 л на душу; это почти в два раза выше среднероссийского показателя). Далее следуют Московская область (10,3 л), Карелия и Ленинградская область (по 9,9 л), Мурманская область (9,4 л), Калининградская область (9,3 л), Ненецкий автономный округ (9,1 л), Севастополь (9 л), а также Архангельская и Сахалинская области (по 8,5 л).

Регионы с наибольшими розничными продажами вина, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 6

Меньше всего вина приобреталось на Кавказе и в других национальных республиках. Антилидерами по розничным продажам винодельческой продукции стали Чечня (0,02 л на душу; это более 300 раз меньше, чем в среднем по стране), Ингушетия (0,04 л), Дагестан (0,5 л), Кабардино-Балкария (0,6 л), Тыва (1 л), Карачаево-Черкесия и Северная Осетия (по 1,1 л), Калмыкия (1,5 л), Бурятия (2,8 л) и Астраханская область (3 л).

Регионы с наименьшими розничными продажами вина, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 7

Наибольший рост среднедушевых продаж вина наблюдался в Крыму (+7,6%, до 7,8 л на человека), Марий Эл (+7,3%, до 4 л), Пензенской области (+6,9%, до 4,1 л), Мордовии (+6,8%, до 3,4 л), Ростовской (+6%, до 4,6 л), Смоленской (+6%, до 6,3 л), Владимирской (+5,9%, до 6,7 л), Ульяновской (+5,8%, до 4,6 л), Тульской области (+5,8%, до 5,6 л), а также Чувашии (+5,6%, до 3,7 л). Это регионы с невысоким и средним потреблением вина.

Пивной рацион

В отличие от более крепкого алкоголя, продажи пива и сопутствующих напитков - сидра, пуаре и медовухи - не так значительно отличаются в зависимости от региона, за исключением, разумеется, северокавказских республик, где объемы реализации алкоголя в принципе минимальны. Больше всего розничных продаж пивоваренной продукции в расчете на жителя пришлось на Хакасию - 91,6 л, то есть среднестатистический житель этой сибирской республики приобрел пива в 1,5 раза больше, чем средний россиянин. Далее следуют Сахалинская область (90,8 л на душу), Ненецкий автономный округ (90,3 л), Мурманская область (88,9 л), Коми (86,5 л), Еврейская автономная область (85,7 л), Свердловская область (85,2 л), Кировская и Амурская области (по 83,9 л) и Камчатский край (81,5 л).

Регионы с наибольшими розничными продажами пива, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 8

Наименьшие продажи пива, сидра, пуаре и медовухи вновь фиксировались на Кавказе. Меньше литра в год приходилось на среднего жителя Ингушетии (0,6 л). Также минимум хмельного и сопутствующих ему напитков было продано в Чечне (3,3 л на человека), Дагестане (5,4 л), Карачаево-Черкесии (7,3 л), Кабардино-Балкарии (7,8 л) и Северной Осетии (11 л). Хоть и с заметным отрывом, но также оказались в десятке антилидеров по розничным продажам Тыва (32,4 л), Ставропольский край (33,6 л), Москва (37,4 л) и Астраханская область (43,7 л).

Регионы с наименьшими розничными продажами пива, литров на душу населения в 2024 г.

Исследование 9

Наиболее заметно относительно предыдущего года выросли продажи пива в Чечне (+45,4%, до 3,3 л на человека), Ростовской области (+34,6%, до 49,3 л), Мордовии (+28,6%, до 59,1 л), Адыгее (+24,7%, до 65,6 л), Ставропольском крае (+24,4%, до 33,6 л), Красноярском крае (+23,8%, до 70,2 л), Тамбовской области (+23,5%, до 50,1 л), Омской области (+22,6%, до 62,2 л), Липецкой области (+22,4%, до 62,6 л) и Краснодарском крае (+22%, до 64,4 л). Кроме того, практически с нуля до 0,6 л на человека выросла реализация пива в Ингушетии.