Об эстетической стороне бизнеса

6 февраля 2007


Бизнес - это не только процесс, но еще и результат напряженного, упорного и многолетнего труда людей, которые его делают. Этот результат может иметь четкое материальное воплощение - построенный завод, открытый магазин. Иногда это воплощение менее осязаемо, его трудно, а порой и невозможно пощупать руками - успешный брэнд, построенная сеть дистрибуции. Иногда бизнес носит виртуальный характер, существует преимущественно в сознании и сухих строчках статистических сводок или биржевых котировок - завоеванная доля рынка, высокая узнаваемость, рост капитализации. Виртуальное можно обратить в материальное и наоборот - не в этом суть. Главное в том, что бизнес - это нечто, что существует, некий объект, сущность, которую мы создаем своими руками и руками своих сотрудников, год за годом вкладывая в это свое время, силы, деньги, умения и таланты. Бизнес - это некий результат коллективного труда людей.

Почти всегда главная цель бизнеса - извлечение прибыли. Таким образом, говоря о бизнесе, мы говорим о некоем инструменте с вполне определенным основным назначением - заработать денег. Когда Человек создавал свои первые инструменты, его ничего не интересовало, кроме достижения цели. Каменные топоры и кремневые скребки были просты, ненадежны, недолговечны - но функциональны. Зарождавшийся пост-перестроечный российский бизнес можно сравнить с таким каменным топором - неуклюжий и корявый, зато работает. С течением времени появились другие потребности. Во-первых - масштабы. Чем больше инструмент - тем ощутимее результат. Компании росли, появлялись гигантские "Царь-топоры" - неэффективные и неудобные в управлении, но внушающие трепет и уважение. Следующей потребностью стала надежность. Кому нужен топор, который в любую минуту, того и гляди, развалится? Собственники начали задумываться о рисках, диверсифицировать бизнес, создавать резервы и запасные пути...

Сегодня все больший вес приобретает потребность в технологичности - ведь чем больше инструментов ты будешь иметь, тем быстрее будешь продвигаться к намеченной цели. Потребность в массовом и постоянном создании и реорганизации бизнесов (инструментов) привела к тому, что технологичность и эффективность стали главными лозунгами сегодняшнего бизнеса. Нынешние лучшие компании, инструменты для зарабатывания денег, уже совсем непохожи на примитивные топоры каменного века. Эти новые инструменты - легкие, удобные, блестящие. Они как будто сошли с одного конвейера. Они всем хороши, кроме одного. Они некрасивые, безликие, в них почти всегда нет ни стиля и изящества.

Зачем, спросите вы, стиль и изящество в бизнесе, ведь оно не сказывается на эффективности или надежности, не позволяет собственнику заработать больше денег?

Ваш бизнес - это то, что является неотъемлемой частью вашего окружения, вашей среды обитания. Ваш бизнес - это то, в чём и с чем вы живете многие годы, то, чему вы отдаете большую часть своей жизни. Скажите, захочется ли вам прожить жизнь в функциональном и удобном, но безликом и некрасивом доме? Нет, если только у вас есть выбор. Но ведь строите-то этот дом вы сами - вам и решать, каким он будет. Отличие бизнеса от обычного инструмента заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев создающий его мастер и пользователь этого инструмента - одно и то же лицо. В создании и реорганизации компании могут также участвовать и консультанты - но это не меняет дела: чтобы консалтинговый проект был успешным, сотрудники компании должны принимать в нем самое активное и деятельное участие. Почему же, осознавая, что пользоваться плодами ваших усилий вы будете еще долгие годы, не потратить еще чуть-чуть энергии на то, чтобы результат бы не только функциональным, но еще и красивым, изящным, доставлял вам эстетическое удовольствие...

Что же это такое - красота, изящество и стиль бизнеса? Предположим, что вы столкнулись с какой-то задачей и есть два пути ее решения. Один - стандартный, триста раз описанный в учебниках, сто раз испробованный вами на практике. Он чуть полегче, он чуть надежнее, но он неинтересен, скучен. Другой - чуть посложнее, но доставит вам удовольствие, заставит ваших коллег и партнеров лишний раз вспомнить о вас - удивиться, позавидовать, обсудить неожиданный ход. Логика эффективности требует выбрать первый вариант. Но ведь мы с вами живые люди - и отдаем бизнесу значительную часть своей жизни. Превращать ее в монотонное и технологичное зарабатывание денег мне, например, не хочется. А вам?

Получаем ли мы что-нибудь кроме эстетического наслаждения, выбирая более сложные, но неожиданные и красивые решения? Как ни странно - да. Это в первую очередь сказывается на узнаваемости вашего бизнеса, он обретает стиль и собственную индивидуальность. Ведь даже за экранами с сухими биржевыми котировками сидят живые люди, которым тоже, наверное, безмерно скучно быть придатком к электронной базе данных. В пространстве, где все компании однотипны и безлики, обретение бизнесом своего собственного неповторимого стиля уже означает получение конкурентного преимущества, увеличение инвестиционной привлекательности, снижение расходов на PR и рекламу… Делая в следующий раз выбор между двумя вариантами решения - вспомните про это, и, возможно, ваш выбор изменится, сделав вас счастливее, вашу компанию - заметнее, ваш бизнес - ярче.

Красота, конечно, понятие субъективное. То, что один человек сочтет изящным и стильным, другой посчитает безвкусицей. По-своему правы и те и другие. Пусть вас это не беспокоит, ни вы, ни ваш бизнес совершенно не обязаны пользоваться всенародной любовью - всегда найдутся люди, которые будут разделять ваши взгляды. Главное - чтобы решение нравилось вам самим - тогда, сами того не подозревая, вы приложите гораздо больше старания к осуществлению задуманного. Изящество и стиль проекта являются дополнительным, и весьма существенным, мотивирующим фактором, побуждающим исполнителей к максимальной отдаче.

Предположим, поставлена задача выдавить из рынка крупного конкурента. Можно планомерно и монотонно вести борьбу, день за днем отвоевывая процент за процентом. А можно составить красивый многоходовый план, результатом которого станет не просто потеря конкурентом лидирующей позиции, а яркое и красочное, неожиданное для всех выбрасывание конкурента из рынка с песнями, плясками, фейерверком и дождем конфетти. Да, второй план, возможно, потребует больше усилий и ресурсов - но наверняка можно утверждать, что посвященные в эти планы сотрудники приложат все возможные и невозможные усилия для его осуществления. И не потому, что вы им больше заплатите - нет, просто потому, что им это интересно, это доставит им удовольствие, сделает их работу и жизнь ярче. А искренняя вовлеченность сотрудников значит очень много, а иногда даже больше, чем точный расчет и скрупулезный анализ.

Предположим, что вы строите завод. Кто сказал, что заводские корпуса обязательно должны быть безликими серыми коробками? Проект строительства, который будет проработан не только с технологической, но и с эстетической точек зрения, увеличит стоимость объекта на какие-нибудь доли процента. Но, уверяю вас, он будет гораздо более совершенен - потому что проектировщики отнесутся к нему со значительно большим вниманием - для них это будет удовольствием, отдушиной в череде серый будней. Вдобавок ко всему вырастет инвестиционная привлекательность - потому что любому инвестору с первого взгляда будет ясно, что собственник не бросит проект на полдороге, что он искренне заинтересован в успехе. И это не всё - еще на стадии проектировки у вас появится красивый повод для PR кампании. А еще такой завод будет испытывать гораздо меньший дефицит в рабочей силе - у него будет дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. Выгоды можно перечислять долго - вполне вероятно, что они с лихвой окупят ваши дополнительные расходы "на красоту". Но главное даже не это. Главное - то, что вы сами получите от реализации этого проекта куда большее удовольствие. Недавний пример, когда "Вимм-Билль-Данн" заказал проект оформления своих 33 заводов известному дизайнеру-модельеру - не курьез, а, полагаю, продуманный и взвешенный шаг, который принесет свою пользу.

Все сказанное выше может показаться пустым теоретизированием, но это не так. История бизнеса знает примеры, когда красивые решения ценились больше выгодных, изящные ходы увеличивали авторитет бизнесменов даже в тех случаях, когда оканчивались неудачей. Джордж Сорос знаменит не только своими феноменальными успехами, но и не менее яркими поражениями - и, тем не менее, все они достойны изучения и, иногда, восхищения. Стив Джобз нарушил за свою жизнь, наверное, все до единого правила из учебников по бизнесу - что не помешало компании "Apple Computers" стать одним из лидеров мирового рынка. Да, в истории этой компании были спады и кризисы. Да, Microsoft гораздо больше. Но Билла Гейтса - уважают, а Стива Джобза - любят. Любопытно, кто из них счастливее?

Вспомните, какая ваша сделка доставила вам наибольшее удовольствие? Скорее всего, это будет что-то изящное, неожиданное, смелое, по-своему красивое. И далеко не обязательно это будет самая выгодная сделка. Ну и что? Бизнес - не только средство, инструмент для зарабатывания денег. Бизнес - это то, чем мы живем и что создаем на протяжении большей части своей жизни, по сути своей - это значительная часть нашей жизни. А жить нужно красиво и в удовольствие. А иначе - зачем?