Что такое BEPS

1 июля 2016


Что такое BEPS

Размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения (англ. Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) – это стратегия налогового планирования во многих транснациональных компаниях, которые пытались уклониться от уплаты налога в юрисдикции, в которой они осуществляют свою деятельность. Свою прибыль они выводили в налоговые оазисы, в которых у них зарегистрированы связанные компании, в результате уплачивая налог на прибыль организаций в меньшем размере или не уплачивая его вообще. Особенно это касалось большинства развивающихся стран, в которых прибыль в большинстве случаев выводится в связи с налогом на прибыль организаций.

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) представляет собой централизованную группу, состоящую из 34 стран, которая внедрила правила и нормы в борьбе с двойным налогообложением.

Что такое трансфертное ценообразование и как это связано с BEPS

Трансфертное ценообразование – это установление цены на товары и услуги, реализуемые между связанными юридическими лицами в рамках одного бизнеса. Например, если дочерняя компания продает товары материнской компании, стоимость этих товаров, выплаченная материнской компанией дочерней компании, является трансфертной ценой.

Трансфертное ценообразование может применяться в качестве метода распределения прибыли с целью отнесения чистой прибыли (или убытка) до налогообложения транснациональной корпорации на страны, где она ведет свой бизнес.

ОЭСР и G20 объединились, чтобы работать вместе по указанному налоговому вопросу. Более десятка развивающихся стран непосредственно участвовали в работе, а также свой вклад внесли более 80 юрисдикций, не входящих в ОЭСР и G20.

Взвешенная оценка по результатам исследования ОЭСР, начиная с 2013 года, показывает, что BEPS приводит к ежегодному убытку в размере $100 – 240 млрд.

Отчет 2013 по вопросам BEPS, подготовленный ОЭСР, и последующие обсуждения привели к поиску ключевой области, на которой следует сосредоточиться; другими словами, какие действия бизнеса порождают BEPS и, следовательно, на чем ОЭСР следует сосредоточить усилия в процессе мониторинга и контроля. Обсуждения сузились до таких ключевых областей, как: контроль над рисками и нематериальными активами, использование гибридных схем, налогообложение цифрового бизнеса, вопросы транспарентности, внутригрупповые финансовые операции и меры против уклонения от уплаты налогов.

Как будут выполняться меры в области BEPS

Некоторые из этих мер можно немедленно применять, например, измененная редакция руководства по трансфертному ценообразованию. Некоторые меры требуют внесения изменений в двусторонние налоговые соглашения, что может быть реализовано посредством многостороннего инструмента в рамках Action 15. И наконец, другие меры требуют выполнения закона на национальном уровне.

Какой характер носят действия в области BEPS? Являются ли они юридически обязательными?

Это инструменты "мягкого права", которые не являются юридически обязательными, но ожидается, что они будут надлежащим образом реализованы в странах с единой позицией в этом вопросе. Результаты прошлых лет в этой области были скорее положительными. Были согласованы минимальные стандарты, в частности в тех случаях, когда действия со стороны отдельных стран не оказывали негативного влияния на другие страны (в том числе неблагоприятное влияние, связанное с конкуренцией). Признавая необходимость создания равных условий для всех, члены ОЭСР и G20 сохраняли приверженность последовательной реализации мер в контексте необоснованного применения налоговых соглашений (англ. treaty shopping), обмена информацией между странами, борьбы с вредоносной налоговой практикой и совершенствования методов разрешения споров. Кроме того, существующие стандарты были обновлены, и будут выполняться. Однако стоит отметить, что не все участники одобрили базовые стандарты по налоговым договорам или трансфертному ценообразованию в области BEPS. В других областях, например, рекомендации по гибридным схемам налогового планирования и передовая практика по вычету процентных расходов, страны согласовали общее направление налоговой политики – ожидается достижение общей позиции со временем за счет согласованных общих подходов, что позволит определить необходимо ли закрепление таких мер в качестве минимальных стандартов в будущем. Страны, присоединяющиеся к инициативам об обязательном раскрытии информации или к законодательству о контролируемых иностранных компаниях, будут также опираться на методическое руководство, основанное на передовом опыте.

Окончательный пакет мер в области BEPS предоставляет странам инструменты, гарантирующие, что прибыли облагаются налогом там, где выполняется хозяйственная деятельность, приносящая прибыль, и где создается стоимость. В то же время он обеспечивает большую определенность для бизнеса за счет сокращения споров по применению международных налоговых правил и стандартизации требований о соответствии.

Вы можете связаться с нами для получения дополнительной информации.

Материал подготовлен компанией FinExpertiza Cyprus HPA (входит в сеть ФинЭкспертиза)