Елена Трубникова прокомментировала Deutsche Welle данные о "смертности" российского бизнеса

3 марта 2020


Елена Трубникова, президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, рассказала Deutsche Welle о причинах высокой "смертности" бизнеса в России. Как выяснили аналитики FinExpertiza, в 2019 году в России закрылась каждая пятая компания. Тенденция к "депопуляции" бизнеса усилилась - число ликвидированных предприятий превысило количество новых в 2,3 раза. Вопреки расхожему мнению, сворачивают бизнес в России далеко не одни новички: более половины закрывшихся фирм просуществовали более года, из них почти 50 тысяч - более пяти лет.

"В числе ушедших с рынка молодых компаний есть однодневки, их ликвидацию нельзя не приветствовать. Однако вторая и более важная часть закрывшихся предприятий - это добросовестные компании, которым не удалось закрепиться на рынке. Именно высокий процент ликвидаций таких фирм вызывает самое большое беспокойство. В качестве основных причин "смертности" бизнеса можно выделить слабый спрос и стагнирующие доходы населения. Бизнесу трудно развиваться, если его продукцию некому покупать, а ожидать существенного повышения спроса не приходится. В результате предпринимательская деятельность для многих, особенно для малого бизнеса, становится тяжелым и обременительным трудом, который не приносит существенных прибылей. "Смертность" бизнеса становится тенденцией, что, в свою очередь, в страновом масштабе приводит к сокращению темпов роста экономики, снижению конкуренции, усилению роли госсектора и сохранению сырьевой зависимости", - подчеркнула Елена Трубникова.

В 2019 году сокращение предприятий произошло практически во всех регионах РФ, за исключением Ленинградской области (прирост на 585 предприятий), Чечни (+154 компании), Бурятии (+37 компаний), Ингушетии (+27 компаний) и Чукотки (+2 компании). Наибольшая убыль предприятий зафиксирована в Москве (-124 497 компаний), Санкт-Петербурге (-31 782), Краснодарском крае (-16 626), Свердловской области (-10 472) и Подмосковье (-9 686). Чаще всего в прошлом году закрывались компании в сфере оптовой и розничной торговли, как наиболее чувствительные к потребительским настроениям.

Подробнее.

Исследование FinExpertiza.