Документооборот на предприятии
1 апреля 2007
- Какое значение вы придаете документообороту на предприятии?
- Какова роль документооборота как управленческого инструмента?
- Используются ли государственные делопроизводственные стандарты и методические разработки в сфере документоведения?
- Какую роль в оптимизации управления играет электронный документооборот?
- Какие критерии выбора систем электронного документооборота вы используете?
- Должен ли документооборот на предприятии в перспективе целиком стать безбумажным?
- Какие типичные ошибки в организации документооборота и делопроизводства совершают руководители?
Какое значение вы придаете документообороту на предприятии?
Документооборот предприятия отображает движение элементов материальных, финансовых, информационных потоков, а также потоков кадров, работ и директив 1.
В условиях системной организации значение документооборота трудно переоценить.
- Во-первых, документооборот - это организованная память предприятия, которая может быть использована для восстановления истории любого интересующего вопроса с целью извлечения опыта, анализа различных сторон деятельности, установления причинно-следственных связей, репродуцирования знаний и т.п.;
- Во-вторых, документооборот - это учет и контроль результатов деятельности;
- В-третьих, это информационная технология, обеспечивающая квалифицированное функционирование персонала и подразделений;
- В-четвертых, - это средство для управления предприятием.
Какова роль документооборота как управленческого инструмента?
Инфраструктурой управления предприятием являются информационные коммуникации и информационные технологии. Информационные технологии включают, наряду со средствами обработки данных, показателями и формами документов - порядок движения, оформления и обработки документов. Последние позиции относятся к документообороту.
Основой для принятия решений и последующих действий по их реализации является информация. Документы - это легитимные носители информации. Документы содержат в себе информацию, побуждающую к действию, а также информацию, обеспечивающую деятельность.
Информация, документы - это ресурсы для управления и функционирования.
Используются ли государственные делопроизводственные стандарты и методические разработки в сфере документоведения?
Крупные предприятия и корпорации стремятся организовать документооборот по образу и подобию государственных учреждений. В этом случае используются государственные стандарты и принятые методики документоведения.
Для малых и средних компаний, в силу малочисленности персонала и неглубокой специализации, технологии, культивируемые в государственных предприятиях, весьма обременительны, хотя отдельные руководители, понимающие толк в управлении, считают, что затраты на поддержание документальной бюрократии оправдывают себя. Я присоединяюсь к этому мнению. Эффективно организованный документооборот сокращает время поиска информации для выработки решений, укорачивает функциональные циклы и в итоге оборачиваемость капитала. Однако переход на новую информационную культуру требует больших усилий и затрат.
Какую роль в оптимизации управления играет электронный документооборот?
Я не применял бы в этом случае термин оптимизация, который заимствован из математики. Оптимальный вариант - значит лучший из всех допустимых. В управлении такого не бывает, поскольку решения принимаются при недостатке информации. Это означает, что мы не можем определить, какой вариант будет действительно оптимальным.
Я бы сформулировал вопрос следующим образом: Что дает электронный документооборот для повышения эффективности управления?
С моей точки зрения электронный документооборот любого поставщика, работающего на рынке более 10 лет, повышает управляемость и прозрачность предприятия.
Электронный документооборот обеспечивает скорость движения информации, эффективный контроль, учет и доступ к документам, а также большую конфиденциальность.
Какие критерии выбора систем электронного документооборота вы используете?
Все зависит от финансовых возможностей предприятия и способности его воспринять революционизирующую технологию, а самое главное новую организационную культуру.
Большинство отечественных малых, а тем более больших корпораций, монополий, находящихся вне конкуренции, такими качествами не обладают. Однако, руководителям и больших, и малых предприятий приходится все же принимать решений по развитию документооборота и делопроизводства.
Для малых предприятий важным является возможность постепенного, помодульного внедрения функций и рабочих станций, по мере финансовых возможностей и вживления функциональностей новой технологии. Соответственно должно быть поэтапное внедрение модулей и функции электронного документооборота. Ни в коем случае нельзя поддаваться давлению поставщика приобрести "не менее установленного числа рабочих станций и функциональных модулей".
Другими факторами являются опыт и имя поставщика на рынке программных продуктов, а также логичность меню, простота интерфейсов и доступность для понимания инструктивных материалов.
Немаловажным фактором является способность электронного документооборота интегрироваться в действующую практику управления потоками работ.
Прежде всего надо четко понимать место документооборота на карте бизнес- процессов. Без этого возможности электронного документооборота не будут использованы в полной мере.
Должен ли документооборот на предприятии в перспективе целиком стать безбумажным?
Хотелось бы. Хотя бы в части копий документов. Думаю, что лет через 10...
Какие типичные ошибки в организации документооборота и делопроизводства совершают руководители?
Документооборот - сам по себе, а бизнес-процессы - сами по себе.
- Документооборот не достаточно интегрирован в систему управления. Это означает, что документооборот не интегрирован в систему бизнес-процессов. При этом, например, директивы сами по себе, информационные потоки сами себе. Суть в том, что каждая директива для своего воплощения требует информационного обеспечения (нормативных документов, технологических описаний и т.п., образцов документов из прошлого опыта). Документооборот, как часть информационной системы управления, например, офисом выполняет ту же функцию, что и подготовка производства на машиностроительном заводе. Документооборот обслуживает основную деятельность.
- Нельзя подчинять функции делопроизводства функциональным руководителям начальнику АХО, руководителю IT подразделения, директору по финансам и т.п. Делопроизводство и управление документооборотом необходимо возложить на исполнительного директора, который должен быть первым заместителем руководителя предприятия. Функция делопроизводства входит в состав информационно-обеспечивающего комплекса, который включает:
- методологическое направление, возглавляемое квалифицированным системным аналитиком;
- информационно-техническое обеспечение (IT);
- координацию и регулирование движения информации, включая недокументированную (делопроизводство, архив);
- информационное обслуживание функционирования (экспертиза, кодирование, формирование базы знания, поиск, комплектование);
- информационную логистику (почтовые отправления, курьерские функции).
- Не желательно децентрализованное хранение документов (создание и ведение локальных архивов по функциональной принадлежности).
- Недопустимо децентрализованное управление движением документов.
- Отсутствие стратегии развития информационного обеспечения.
- Вред также наносят:
- несопряженность баз данных;
- отсутствие учета о состоянии и движении документов;
- неупорядоченность форм и реквизитов документов.
1 Директива - управленческое решение в документированной форме: приказа, распоряжения, протокола, резолюции на документе, плана, программы, графика, документированного устного распоряжения.