"Не сговор, а возвращение к докризисным ценам": Агван Микаелян прокомментировал ситуацию с ростом цен на авиатопливо газете "Деловой Петербург"

20 Августа 2020


В конце минувшей недели Международное энергетическое агентство (МЭА) анонсировало две новости. По отдельности не критичные, а вот вместе - малоприятные. Во-первых, мировое предложение нефти в июле выросло на 2,5 млн баррелей в сутки и достигло дневного объема 90 млн баррелей. Повышение было ожидаемо и, скорее всего, будет только прогрессировать после августовских послаблений ОПЕК+ на добычу. Куда больше расстроил трейдеров прогноз мирового спроса на черное золото. По последним данным МЭА, до конца года он будет составлять около 91,9 млн б / с, что на 140 тыс. б / с меньше более ранних оценок. А в 2021 году спрос составит 97,1 млн б / с, хотя, согласно прошлым подсчетам, мог бы быть на 240 тыс. б / с больше.

В преддверии дефицита нефти

Впрочем, надежды на скорую капитуляцию коронавируса пока не дают обвалить застывшие котировки. По мнению члена совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агвана Микаеляна, важную роль в восстановлении цены не нефть может в ближайшее время сыграть Америка: "Радуют новости о падении заболеваемости COVID-19 в США. Американская экономика - всегда серьезный фактор для рынка нефти, при этом она больше финансовая, чем промышленная, поэтому может восстанавливаться быстрее".

Сейчас октябрьские фьючерсы на Brent покупаются за привычные $44,95 за баррель. С WTI тоже пока без сюрпризов - $42,23 за баррель. Urals слегка сдал позиции относительно Brent и торговался по $44,07 за баррель. Самые позитивно настроенные аналитики допускают, что к концу года Brent cможет достигнуть отметки $50-52 за баррель.

И на земле, и в небе

Тревогу бьют в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта из-за резкого скачка цен на авиатопливо. Как сообщают члены организации в обращении к министру транспорта РФ Евгению Дитриху, по итогам тендеров на поставку цена горючего для самолетов в Пулково поднялась на 18%, в московском Домодедово - на 33,4%, а в екатеринбургском Кольцово - на рекордные 62,1%. Отразится ли это на стоимости авиабилетов - вопрос риторический.Однако в данном случае важно понять, с чем сравнивать. Если в мае этого года авиакеросин стоил 40,5 тыс. рублей за тонну, а в июне - 36,2 тыс. рублей за тонну, то за аналогичные периоды 2019 года цена была гораздо выше - 47,3 тыс. рублей за тонну. То есть сильное повышение наблюдалось лишь относительно кризисных цен периода, когда авиасообщение фактически встало.

Агван Микаелян видит в этом положительную тенденцию: "Нынешний скачок цен на авиатопливо - это никакой не сговор, а возвращение к докризисным ценам. Относительно прошлых месяцев, конечно, все выглядит так, будто стоимость резко выросла, но ведь оживился и спрос, и предложение. Здесь мы скорее наблюдаем возвращение к былой активности".

С наземным транспортом тоже не обошлось без конфликтов. Представители Независимого топливного союза вступили в полемику с Минфином из-за ценообразования на бензин. В том числе владельцы заправок предлагают упразднить высасывающий из бизнеса деньги демпфер и "инфляцию минус", которая не дает повышать розничные тарифы. Таким образом, цена на горючее может стать более зависима от нефти. В Минфине на уступки идти не согласились, хотя признались, что готовы разрешить продажу алкоголя не крепче 16,5% на заправках. Мелочь, но все равно приятно. В Петербурге с бензином пока стабильно: АИ-92 можно заправиться в среднем за 42,59 рубля за 1 л, АИ-95 - за 46,8 руб ля за 1 л, а дизелем - за 46,9 руб ля за 1 л. Медленное, но уверенное восходящее движение без оглядки на нефть - демпфер и "инфляция минус" с задачей справляются.

Источник.