Если у недвижимого объекта из перечня нет кадастровой стоимости, то нет и налога на имущество -

19 октября 2017


такие выгодные для налогоплательщиков инструкции дает Минфин России налоговым органам для руководства в практической деятельности  в письме от 29.09.2017 № 03-05-04-01/62799.

Указанный вывод ведомства предваряют три значимых, по его мнению аргумента:

во-первых, положения статьи 378.2 Кодекса не подлежат применению, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, что следует из пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ,

во-вторых, в НК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае,

и, наконец, в-третьих, согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ после принятия закона субъекта РФ об особенностях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, переход к расчету налоговой базы по административно-деловым, торговым и офисным центрам, исходя из среднегодовой стоимости, не допускается.

На этом основании Минфин России утверждает, что если кадастровая стоимость у объекта, включенного в перечень, не определена, то и налог на имущество по такому объекту платить не надо.

Внимание: не надо платить налог совсем, даже исходя из среднегодовой стоимости!

Пожалуй, уверенно согласиться с Минфином можно лишь в одном – что в НК РФ действительно отсутствуют прямые нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае. Но разве есть основания отвергать необходимость системно толковать закон? По нашему мнению, нет.

И тут следует отметить, что из упомянутого в письме чиновниками пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ следует, что налог за период, в котором кадастровая стоимость будет определена, считать надо, но по общим правилам, используя среднегодовую стоимость.

А в логике Минфина получается, что если кадастровая оценка будет отсутствовать несколько лет, то за предыдущие периоды налог совсем не надо платить, а за период появления оценки надо заплатить по среднегодовой стоимости.

Согласитесь, такой подход выглядит как минимум несколько странным. Ведь ст. 378.2 НК РФ не содержит для российских организаций правила, аналогичного установленному для иностранных организаций, у которых отсутствие кадастровой стоимости приводит к нулевой налоговой базе в силу прямого законоположения (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).

Позиция Минфина выглядела бы более обоснованной, если бы чиновники, например, обосновали ее, опираясь на принципы равенства и недискриминации налогообложения (п. 1, 2 ст. 3 НК РФ) и используя ссылку на правила для иностранных организаций (п. 14 ст. 378.2 НК РФ) как на нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

В то же время в качестве такой аналогии закона в равной степени может выступать и проанализированная нами выше норма пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ. А ее применение порождает противоположный мнению Минфина вывод - за все налоговые периоды, истекшие до появления у объекта кадастровой оценки, налог на имущество надо платить по среднегодовой стоимости.

Вот такая непростая история…

Мы привели эти рассуждения с тем, чтобы показать, что мнение налоговых органов, хотя и выгодно налогоплательщикам, не является безупречным в плане аргументации  предложенного решения и, как мы показали, единственно возможным.  Противоречия лежат на поверхности – с одной стороны, чиновники говорят о принципиальной неприменимости к рассматриваемой в письме ситуации положений ст. 378.2 НК РФ, и вдруг тут же ссылаются в обоснование неуплаты налога на пункт 2 именно этой статьи! Кроме того, данный пункт 2, исходя из его буквального толкования, к рассматриваемой в письме ситуации вообще неприменим.

В сухом остатке: следовать выгодным рекомендациям Минфина или нет, решать, конечно, вам. Но, пожалуйста, тщательно взвешивайте все «за» и «против» и оценивайте риски со всех сторон. Цена ошибки уж очень велика.