Ильгиз Баймуратов прокомментировал "Ведомостям" финансовые итоги регионов за пандемический год

19 Февраля 2021


По итогам прошлого года почти в 2 раза увеличилось количество регионов с дефицитным бюджетом. Если в 2019 г. таковых было 32, то в 2020 г. уже 60, подсчитали аналитики "Эксперт РА". Налоговые и неналоговые доходы бюджетов сократились в 41 регионе, при этом сильнее всего их падение ощутили субъекты с высокой долей поступлений от сырьевого сектора.

В 46 субъектах увеличился государственный долг, а в 49 регионах долговая нагрузка превысила 40%. Но, несмотря на это, замечают авторы исследования, благодаря своевременным антикризисным мерам, принятым на федеральном уровне, кризисный год регионы завершили лучше, чем ожидалось.

Вопреки ожиданиям некоторые отрасли экономики в 2020 г. продемонстрировали совсем незначительный спад, а некоторые даже показали рост. "Промышленность снизилась на 2,9%, при этом в структуре промышленности обрабатывающие производства продемонстрировали рост на 0,3%, - отмечает старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам "Эксперт РА" Гульназ Галиева. - Сферы строительства и сельского хозяйства показали рост на 0,1 и 1,5% соответственно". Самое сильное снижение показали розничная торговля и сфера услуг - 4,1 и 17,3%.

Доходы бюджетов снизились в среднем на 2,5%, или на 233,8 млрд руб. "Отрицательная динамика сложилась не по всем налогам: НДФЛ прибавил 7,9%, акцизы выросли на 6,3%, а УСН - на 0,6%, - отмечает Галиева. - Просели налог на прибыль организаций (на 13%) и налог на имущество организаций (на 1,1%)".

При этом снижения расходов регионы себе позволить не могли (за исключением Сахалинской области и Чукотского автономного округа): их совокупные расходы выросли на 16,8%. "Регионы выполнили свои социальные обязательства, реализовывали антикризисные меры по поддержанию экономики, увеличилось финансирование по социальным расходам, в частности по здравоохранению", - поясняет Галиева.

"Поскольку принятые в России ограничительные меры оказались менее масштабными, чем во многих других странах, совокупный дефицит бюджетов российских регионов не достиг катастрофических значений", - отмечает вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.

Более половины регионов завершили год с дефицитом: совокупный дефицит региональных бюджетов составил 708,4 млрд руб. Из этой суммы почти 20% пришлось на Москву и чуть больше 10% - на Московскую область. "На центральные развитые регионы, такие как Москва и Московская область, пришелся основной удар пандемии, здесь были приняты самые жесткие ограничительные меры, что в большей степени сказалось как на сокращении доходной базы региональных бюджетов, так и на значениях объемов мер поддержки", - объясняет Баймуратов.

Доходы регионов зависят от структуры экономики, объясняет заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная. "Визуально накладывая карту структуры экономики на карту падения налоговых доходов регионов, мы видим четкую корреляцию, - отмечает она. - Ведь нельзя не согласиться, что Москва с ее колоссальным объемом сферы услуг в структуре экономики должна была в какой-то степени иметь сопоставимые потери по выпадающим доходам регионального бюджета".

На фоне растущих бюджетных дефицитов совокупный долг регионов тоже вырос и составил 2,5 трлн руб., что на 18,1% выше уровня 2019 г. Но условно безопасный уровень долговой нагрузки удалось не превысить. "Долговая нагрузка приросла в 52 регионах, - отмечает Галиева. - Несмотря на рост долга, его структура стала более комфортной благодаря диверсификации и удлинению срока заимствований в результате размещения облигаций".

Регионы планируют постепенное сокращение бюджетных дефицитов. В частности, Москва рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет уже к 2023 г. Однако реализация этих планов зависит от темпов восстановления экономики регионов, отмечает Баймуратов. Кроме того, до сих пор существует неопределенность в развитии эпидемиологической ситуации. "2019 год не был отмечен значительным экономическим ростом, что в совокупности с результатами 2020 г. дает почву для беспокойства касательно темпов восстановления экономики", - замечает эксперт.

Не стоит забывать и о социально-политических факторах, таких как выборы в Госдуму, добавляет Школьная: "Политические решения по отдельным регионам могут оказать дополнительное воздействие на интенсификацию бюджетных процессов".

Источник.