ГЛАВБУХ-2013
29 января 2013
Вряд ли можно говорить о том, что закон № 402-ФЗ что-то существенно меняет, усложняет или упрощает для бухгалтера. Необходимость его принятия вызвана не простым стремлением что-то упростить или усложнить, а экономическими реалиями сегодняшнего дня.
Старый закон устарел, он не позволяет формировать в полной мере достоверную отчетность и поэтому - неэффективен. Следовательно, основная идея нового закона заключается в приведении законодательства в соответствие настоящему экономическому моменту, а также повышении качества бухгалтерской отчетности для ее пользователя. А вот понять, что и насколько будет сложнее или проще непосредственно в учетном процессе, мы сможем только после принятия новых стандартов.
Но со временем российские бухгалтеры привыкнут к новым правилам учета, так как в России налоговое законодательство достаточно подвижно, и отслеживать его изменения приходится в течение всего года.
Плюсами нового закона можно признать: открытость в принятии и обсуждении стандартов учета, привлечение к формированию и обсуждению профессиональных стандартов саморегулируемых организаций предпринимателей, аудиторов, а также их ассоциаций и союзов, т. е. субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Экспертиза проектов федеральных стандартов будет проводиться специально созданным советом по стандартам бухгалтерского учета, что должно означать более качественную их проработку.
Действующие стандарты учета и рекомендации по их применению давно устарели, так как содержат в себе противоречивые положения. На практике это порождает массу вопросов, и в такой ситуации минфин упорно открещивается от разъяснения спорных моментов бухгалтерского учета, которые и создавали конфликты аудиторов и аудируемых субъектов. Такое положение вещей, безусловно, не соответствует назревшим потребностям бизнеса. К минусам можно отнести то, что процесс принятия новых бухгалтерских стандартов в определенной степени усложнен. Поэтому появления новых стандартов не стоит ожидать слишком быстро.
Нацеленность национальных стандартов на МСФО, ведь крупный и даже средний бизнес в целом уже давно ориентирован на них как на наиболее отвечающие современным реалиям, можно отнести к глобальным плюсам. Однако тут можно усмотреть и локальные минусы - большинство бухгалтеров в России не имеют базовых знаний по международной отчетности, поэтому воспринимать новые национальные стандарты им будет сложнее. Это приведет их к мысли переобучения "на МСФО" - пока национальные стандарты в разработке, и время в запасе еще есть.
Самостоятельное утверждение форм первичных учетных документов и бухгалтерских регистров внутри организации, электронная первичка и регистры, составление только годовой отчетности - очевидные плюсы. Следует ожидать существенного снижения числа споров налогоплательщиков и налоговых органов относительно форм применяемых первичных документов, в настоящее время суды завалены такими делами, хотя суть спора есть лишь формальная сторона.
Государственное регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять минфин и Банк России. Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета - негосударственного регулирования - являются, в частности, саморегулируемые организации (СРО) и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе специально создается совет по стандартам бухгалтерского учета.
Лично вести бухгалтерский учет теперь может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства. В остальных случаях руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.
Унифицированные формы первичной учетной документации не обязательны к применению большинством организаций, за исключением форм документов, обязательных к применению. Продолжает действовать порядок подписания этих документов, утвержденный уполномоченными органами в соответствии с законодательством.
Все формы первичных учетных документов, кроме обязательных к применению, и регистров бухучета, утверждает руководитель. Первичные документы и регистры бухучета могут быть электронными, если подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Интересно то, что закон не предусматривает обязательного подписания отчетности главным бухгалтером. Отчетность считается составленной, если подписана руководителем на бумажном носителе. Минфин, обобщая практику применения законодательства (ПЗ10/2012 от 4.12.12), указал, что после вступления в силу нового закона о бухучете бухгалтерская отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством РФ, или учредительными документами организации, или по решению соответствующих органов управления экономическим субъектом.
Причем в случаях представления отчетности в несколько адресов она должна быть подписана одними и теми же лицами. Аудиторское заключение и пояснительная записка теперь не входят в состав бухгалтерской отчетности. Однако при публикации отчетности размещается также и заключение аудитора.
Законом прямо не установлен срок подготовки годовой бухгалтерской отчетности, но с учетом норм закона о представлении обязательного экземпляра бухотчетности в орган госстатистики годовая отчетность должна быть подготовлена и представлена в указанные органы в течение 3 месяцев со дня окончания отчетного года. В те же сроки годовая отчетность представляется в налоговый орган (ст. 23 НК РФ). Промежуточная отчетность, если предприятие ее составляет "для себя", в налоговый орган с 1 января не предоставляется. Прочие адресаты отчетности определяются иным законодательством (например, об унитарных предприятиях, о страховом деле, о рынке ценных бумаг).
Установлены особые требования к главбухам ряда экономических субъектов при приеме на работу: ОАО, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ, экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Они сводятся к следующему: высшее профессиональное образование; стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухучета и аудита - не менее 5 лет из последних 7 лет; отсутствие неснятой/непогашенной судимости за экономические преступления.
С УЧЕТОМ НОРМ ЗАКОНА О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА БУХ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАН ГОССТАТИСТИКИ ГОДОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА В УКАЗАННЫЕ ОРГАНЫ В ТЕЧЕНИЕ 3 МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ОКОНЧАНИЯ ОТЧЕТНОГО ГОДА