Нина Козлова о перспективах введения госконтроля за крупными расходами россиян в эфире "Радио-1"
13 июля 2016
Нина Козлова, управляющий партнер международной аудиторско-консалтинговой сети ФинЭкспертиза, прокомментировала возможность введения государственного контроля за крупными расходами россиян в эфире программы "Самое время" на "Радио 1".
Мира Алекса: Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ вернулись к обсуждению идеи контроля крупных расходов населения. Об этом со ссылкой на шесть федеральных чиновников сообщила газета "Ведомости". И у меня прямо сейчас на связи управляющий партнер международной аудиторско-консалтинговой сети ФинЭкспертиза Нина Козлова. Нина Андреевна, здравствуйте.
Нина Козлова: Добрый день.
М.А.: Нина Андреевна, появилась такая информация о том, что обсуждается идея контроля крупных расходов населения. И я знаю, что пока еще эта идея находится в достаточно сыром состоянии, проработанного механизма контроля за расходами нет. Как может это все выглядеть, и когда появится хоть какое-то представление об этом самом механизме?
Н.К.: В настоящий момент налоговые органы не имеют никакого права контролировать расходы физических лиц. Действительно, какое-то время назад такое право было, существовал федеральный закон о государственном контроле за соответствием крупных расходов фактически получаемым доходам. В 1999 году этот закон был отменен, были еще статьи в Налоговом кодексе, которые тоже позволяли налоговым органам какой-то контроль осуществлять, они тоже в 2003 году были отменены. Законодательных оснований для того, чтобы осуществлять контроль соответствия расходов доходам, сейчас нет. Только через внесение изменений в Налоговый кодекс можно реализовать такое право: позволить налоговым органам осуществлять контроль. Мы понимаем, что внесение изменений в законодательство – это процесс довольно длительный, наверное, ожидать каких-то изменений в этой области ранее, чем минимум через 2-3 года, не стоит.
М.А.: Нина Андреевна, если говорить о крупных расходах. От какой суммы они начинаются? Можем мы сейчас это понимать, о чем идет речь?
Н.К.: Если мы будем обращаться к практике, которая существовала у нас ранее, то контролю тогда подвергалось приобретение недвижимости, транспортных средств, акций, культурных ценностей, золота в слитках. Размеры установлены не были. Можно допустить, что будет какое-то соответствие с ответственностью за скрытые доходы, которая предусмотрена Уголовным кодексом.
М.А.: Если говорить о причинах, почему сейчас об этой инициативе сейчас говорят? Почему хотят вернуться к этому опыту в первую очередь? Зачем нужно контролировать расходы населения?
Н.К.: Прежде всего, для того чтобы пополнить бюджет. Т.е. мы понимаем, что сейчас изыскиваются любые способы для пополнения бюджета. Это один из способов, безусловно, но вопрос в том, что, наверное, он не самый быстрый. Его можно реализовать только через внесение изменений в налоговое законодательство. Начиная с 2003 года, периодически к этому вопросу возвращались, но до создания закона, который смог бы реализовать право контроля за расходами, так дело и не дошло. Возможно, сейчас тоже все остановится на уровне обсуждений.
М.А.: Понятно, т.е. остается пока только ждать. А если опять-таки возвращаться к прошлому опыту, Нина Андреевна, как это все выглядело? Допустим, человек приобретал недвижимость или дорогостоящий автомобиль, он должен был предоставить справку о доходах?
Н.К.: В течение определенного срока нужно было поставить в известность налоговые органы о том, что недвижимость приобретена, к примеру, и указать источники для ее покупки. Там тоже механизм не был достаточно проработан, именно поэтому, наверное, закон просуществовал недолго, всего год. По всей видимости, политической воли для того, чтобы запустить этот механизм, ни у кого не было, поэтому механизм контроля реализован не был.
М.А.: Если гражданин не предоставлял таких данных, то какие-то были наказания? В том числе, можно ли как-то это прогнозировать на будущий опыт, если вдруг это все будет принято, и эта инициатива будет поддержана? Что следует после того, как гражданин не предоставляет данные, по крайней мере, как было до 1999 года?
Н.К.: За неправомерное несообщение сведений лицо привлекалось к ответственности, штраф там был относительно небольшой – 1 тысяча рублей, если это повторно – 5 тысяч рублей. Ощутимого инструмента для воздействия на тех, кто не сообщает сведения, тоже не существовало.
М.А.: Спасибо, Нина Андреевна. У меня на связи была управляющий партнер международной аудиторско-консалтинговой сети ФинЭкспертиза Нина Козлова.