Новое налогообложение: с кого, сколько, почему? Комментарий Агвана Микаеляна "Известиям"

21 мая 2024


Трансформировать налоговую систему в России планируют по трем направлениям: сборы с граждан, взносы бизнеса и перераспределение средств между регионами. Об этом на заседании экспертного совета комитета Госдумы по налогам заявил министр финансов Антон Силуанов. Концептуально с тем, что изменения назрели, согласились все участники обсуждения - и общественники, и предприниматели, и региональные власти. Однако все предложения властям еще предстоит изучить. Для кого правила останутся неизменными, на что пойдут собранные средства и какие новые налоговые вычеты обсудили во время дискуссии в ГД - в материале "Известий".

Когда в России планируют скорректировать систему налогообложения

В России началось обсуждение модернизации системы налогообложения. Первая дискуссия состоялась 20 мая на заседании экспертного совета по налоговому законодательству при комитете Госдумы по бюджету и налогам. Как заявил его председатель Андрей Макаров во вступительном слове, главное, чтобы обновленная система была более справедливой.

"Строго говоря, справедливость у каждого своя. <...> Перед нами стоит очень сложная задача, ведь налог в соответствии с нашим законом, и не только с нашим, - это обязательный безвозмездный платеж. Справедливость налоговой системы определяется не только и не столько ставками налогов, а тем, как и на что государство расходует эти средства", - сказал Андрей Макаров.

Главная задача обновления системы налогообложения - соблюсти интересы граждан, бизнеса и государства, заявил на заседании министр финансов Антон Силуанов. Изменения готовятся в ответ на запрос общества на социальную справедливость, еще раз подчеркнул он. "Параметры этого процесса предложит правительство исходя из результатов, которые озвучат при обсуждении", - сообщил Антон Силуанов.

Он уточнил, что систему будут трансформировать по трем основным направлениям:

- налоги на физлиц (в частности, развитие прогрессивной шкалы НДФЛ);
- налоги на бизнес, в том числе малый и средний;
- распределение средств между региональными и муниципальными бюджетами.

Антон Силуанов подчеркнул, что собираемость налогов не пострадает.

У правительства достаточно инструментов для предотвращения схем ухода от обязанностей перед бюджетом со стороны "богатых" налогоплательщиков, убежден министр.

Большинство участников обсуждения - представители и бизнеса, и региональных властей - отметили, что изменения нужно принять как можно раньше - в весеннюю сессию. Это необходимо, чтобы новые условия заработали уже с 2025 года. Антон Силуанов поддержал: по его словам, поправки должны быть внесены и приняты до августа. Как заявил "Известиям" глава "Опоры России" Александр Калинин, несмотря на большое количество нюансов, которые требуется учесть, изменения примут в срок. Самая активная фаза обсуждений будет на ПМЭФ-2024.

Как предлагается поменять налогообложение граждан

Важно, чтобы в справедливой налоговой системе повышение сборов не затронуло большинство граждан и касалось только тех, у кого высокие доходы, заявил Антон Силуанов. При этом нужно, чтобы в выигрыше от изменений оказались семьи с детьми.

"В этой связи одно из конкретных решений: семьям с двумя и более детьми, имеющим невысокие доходы, будет предложен вычет по НДФЛ", - сказал министр.

Эксперты предостерегают, что механизм предоставления налоговых вычетов и субсидий может быть достаточно сложен для граждан, неподготовленных к формальным процедурам их получения.

При этом граждане, в том числе и те, для кого повысят порог ставки НДФЛ, должны видеть, на что идут уплачиваемые ими дополнительные средства, подчеркнул министр финансов. Он напомнил, что в РФ уже есть опыт, когда доходы от повышенных НДФЛ (15% для тех, кто зарабатывает более 5 млн рублей в год) направляли в фонд "Круг добра" для помощи детям с редкими заболеваниями.

При этом глава Минфина подчеркнул, что спектр расходов, которые станут финансировать за счет изменения ставок и порогов по НДФЛ, будет шире: это и новые объявленные президентом нацпроекты ("Семья", "Молодежь России", "Продолжительная и активная жизнь"), и ряд других госпрограмм.

При обсуждении прогрессивной шкалы налогообложения необходимо учитывать разницу зарплат в стране, заявила глава Общественной палаты Лидия Михеева. Она привела пример: в Алтайском крае в среднем она составляет около 43 тыс. рублей, а в Москве - 135 тыс. Да и доходы специалистов одного и того же уровня в разных регионах могут значительно отличаться, добавила Лидия Михеева. При этом один из них заплатит повышенные налоги, а другой - нет.

- Было бы справедливо прийти к налогообложению семьи, - отметил член совета директоров аудиторско-консалтинговой группы FinExpertiza Агван Микаелян. - Человек, который воспитывает троих детей, платит столько же налогов, сколько человек, который при том же уровне доходов содержит только себя самого. Правильнее было бы доходы семьи разделить на всех членов и исходя из этого или облагать налогами, или стимулировать, предоставлять различные льготы.

Какие изменения налогообложения предлагают для бизнеса

Необходимо создавать условия, при которых малый и средний бизнес рос бы, заявил Антон Силуанов. С одной стороны, нужно, чтобы увеличение ставок не затронуло добросовестных предпринимателей, но с другой - чтобы компании, созданные для дробления, платили в бюджет в полном объеме. Министр финансов добавил, что планируется запустить налоговую амнистию для тех, кто раньше уходил от уплаты денег в казну, но теперь хочет "обелиться".

Налоговые изменения должны обеспечивать стабильные и предсказуемые условия для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, отдельно подчеркнул Антон Силуанов. Правила надо сохранить для тех, кто реализует проект в преференциальных режимах - по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в особых экономических зонах (ОЭЗ), в территориях опережающего развития (ТОР).

"Считаем, что поддержка должна оказываться прежде всего тем, кто не выводит полученную прибыль в офшоры, не откладывает ее в дивиденды на проедание, а направляет на расширение производства, на инновации, вкладывает их в инфраструктуру, в первую очередь тех регионов, где они работают", - уточнил глава Минфина.

Представители бизнеса, участвовавшие в обсуждении, заявили, что поддерживают изменение системы налогообложения - этот вопрос назрел. В частности, глава Wildberries Татьяна Бакальчук подчеркнула, что в компании рады инициативе. При этом для микробизнеса требуется оставить простые, понятные условия, чтобы налоги не стали преградой для выхода на рынок.

На поддержке небольших компаний остановился и глава "Опоры России" Александр Калинин. Он считает, что налог для самозанятых нужно сохранить до 2028-го (эксперимент действует именно до этого года). В ином случае люди могут снова начать выводить свои поступления в тень.

По словам главы РСПП Александра Шохина, предпринимателям нужна системность и предсказуемость налоговой системы - не только до 2030-го, но и до 2036 года. Он призвал отказаться от временных решений, приведя в пример налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023-м.

Глава союза промышленников также подчеркнул необходимость поддержки организаций, которые вкладываются в свое развитие. Он предложил ввести специальное понятие - "активно инвестирующая компания": такой бизнес нужно поощрять. Особенно поддерживать требуется тех, кто направляет средства на научные исследования (НИОКР), добавил глава ТПП Сергей Катырин.

В налогообложении бизнеса следует действовать по правилу: все то, что на данный момент выглядит наиболее актуальным, животрепещущим и прорывным, нужно меньше облагать сборами, стимулируя тем самым развитие, сказал Агван Микаелян из FinExpertiza. В отношении тех видов деятельности, которые приносят большой доход, но при этом не выступают стратегически и общественно значимыми, нужно вводить повышенные ставки.

Как справедливо распределить доходы между регионами

Понятие справедливости актуально не только для граждан, но и для регионов и муниципалитетов, чьи бюджеты формируются за счет налогов, сказал Антон Силуанов. Он напомнил: поэтому президент предложил важнейшее решение по списанию 2/3 долгов субъектов перед федеральным бюджетом.

Сейчас многие муниципальные образования бедны и не всегда могут выступить партнерами для бизнеса по созданию инфраструктуры, подтвердил проблему зампредседателя "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.

Проблема в том, что размеры бюджетов регионов отличаются в разы, заявил на заседании губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Разницу, по его мнению, необходимо снижать через перераспределение средств. Глава субъекта предложил: сделать это реально за счет дополнительных отчислений от туристической деятельности. Может потребоваться полномасштабное внедрение туристического налога, полагает Глеб Никитин. Он напомнил, что практика такого сбора уже сложилась. Эту идею поддержал и глава Мурома Евгений Рычков. Он пожаловался: несмотря на то что город стал активнее привлекать туристов, денег в местный бюджет больше не поступило.

Главным индикатором того, что налогообложение становится более справедливым, по мнению руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольги Беленькой, станет снижение разрыва среднедушевых доходов. Причем как по стране в целом, так и на межрегиональном уровне.

Источник.