Руслан Галеев в интервью телеканалу «Вести 24» рассказал о налоговом маневре

5 октября 2016


Руслан Галеев, директор Департамента аудита, в интервью телеканалу «Вести 24» рассказал о реализации четвертого налогового маневра в России.

Руслан Галеев

Директор Департамента аудита
ФинЭкспертиза

На каком этапе находится налоговый маневр, и в чем он заключается?

Налоговый маневр на настоящий момент находится в процессе реализации. Условно это можно обозначить как четвертый этап (первый налоговый маневр был произведен еще в 1994 году). Его развитие напрямую зависит от тех событий, которые происходят сейчас. Однако, по сравнению с 1994 годом, сегодня мы имеем более 20 лет опыта. Все предлагаемые идеи рассматриваются всесторонне, с привлечением большого числа экспертов из различных сфер.

Главный вопрос сейчас - в какой пропорции должны распределяться экспортная пошлина, НДПИ и акцизы. Этот вопрос комплексный и сложный, со множеством заинтересованных сторон. Все изменения затрагивают государство, предприятия отрасли, инвесторов, потребителей. И найти необходимый баланс – главная задача на сегодня.

Если чуть-чуть вернуться в историю, то в первом налоговом маневре закладывались такие изменения в отрасли, чтобы российские компании начали переориентацию своих производств с темных продуктов на более светлые, со старых технологий на новые. В это время как раз и были заложены основные идеи для того, чтобы отказаться от экономической модели развития только как страна-экспортер. Снизить нашу зависимость от экспорта – вот главная цель, которая ставилась. Отчасти она была достигнута.

Когда эта реформа закончится?

Первоначально в сроках окончания реформы был указан 2017 год. На мой взгляд, это слишком оптимистичный прогноз. Санкции, нестабильность в экономике, несомненно, внесли свои коррективы. Но эти факторы стали приниматься во внимание только после 2014 года. Тем не менее, уверен, какие-то результаты и очевидное движение вперед мы увидим уже в 2018 году. Налоговый маневр не внедряется прямолинейно, он растет, развивает, охватывает все большее количество сфер и участников.

Как это сказывается на компаниях?

Те маневры, которые уже реализованы, серьезно изменили отрасль. Предприятия прошли путь от первичной, достаточно простой перегонки нефтепродуктов из страны в страну до значительной модернизации производств. Было реализовано большое количество инвестиционных программ. Одна из задач налогового маневра – принести в отрасль обновления и высокую производительность, отказаться от неэффективных процессов.

Характерная российская особенность – удаленность производств от рынков сбыта. Это накладывает, конечно, свой отпечаток на всю деятельность нефтеперерабатывающих компаний. Методом проб и ошибок, используя опыт зарубежных стран, была проведена большая работа по повышению эффективности добывающей отрасли, отрасли переработки и логистики.

Глобальная цель налогового маневра?

Глобальная цель маневра достаточно сложная, но главное здесь: внесение изменения в отрасль; внесение дополнительного источника доходов в бюджет страны; контроль, планирование и прогнозирование расходов при вхождении Евразийский союз

До какого уровня в 2017 году могут быть повышены НДПИ и акцизы?

В текущий момент времени это обсуждаемая величина. Пока не сложилось единого мнения, в каком соотношении должны находиться НДПИ и акцизы. Возможны разные варианты. Конечная стоимость может быть переложена на потребителя (повышение акцизов), либо на производителя (увеличение НДПИ). У этого процесса много сторон, много участников, много ожиданий, и необходимо найти компромиссный, устраивающий всех вариант. Нужно найти баланс с учетом мнения всех сторон, а для этого необходимо привлечь как можно больше экспертов из разных областей. В текущий момент времени сказать конкретную величину нельзя. Это обсуждается.

Есть ли предел повышения, что даст это государству?

Система равновесная, и повышение одной величины дает нам снижение другой. Трудно говорить, кто выиграет, кто проиграет. НДПИ и акцизы – это, в любом случае, дополнительный расход. Но задача стоит заставить работать экономику эффективно и с максимальной производительностью. Если идет речь о НДПИ, то, значит, речь идет о бюджете России. Вопрос в том, насколько будет поднята та или иная величина. При значительном повышении НДПИ и акцизов, может сложиться дефицит бензина на внутреннем рынке, что вызовет цепную реакцию – повышение стоимости всех остальных продуктов.

Если говорить о неблагоприятном исходе событий для компаний, сколько они потеряют?

Компании рассматривают различные сценарии, в том числе и неблагоприятные для себя. Увеличение НДПИ вызовет задержку инвестиционных программ, уменьшение доходов компании, придется думать об эффективности реализуемых проектов, привлечении заемных средств.

Если говорить, насколько неблагоприятным может быть воздействие, то это порядка 10% средств, запланированных на развитие (на примере Газпрома). На мой взгляд, это достаточная величина, чтобы пересматривать те программы, которые были заложены в плане. В текущий момент времени компании рассматривают различные сценарии, чтобы не допустить негативных последствий. Я думаю, это нормальное течение экономики. Есть внешние факторы, их нужно принимать во внимание при построении прогнозного бюджета.

Стоит отметить, что этот вопрос является многомерным и сложным не только для страны. Каждая компания, являясь участником системы, будет для себя выбирать те действия, которые являются наиболее эффективными.

Но и с точки зрения государства, возможны более гибкие подходы. Еще в 2015 году президент компании «Роснефть» Игорь Сечин предложил налоговый эксперимент - НДД (налог на добавленные доходы) и НФР (налог на финансовый результат) как альтернатива НДПИ.

В каком виде это может быть, каковы плюсы и минусы такой системы?

Основной целью было создание условий более гибкой системы налогообложения. Например, новые месторождения должны облагаться повышенным налогом (налогом на добавленный доход). Старые – НФР (налогом на финансовый результат). Предлагалась некая компромиссная модель. Причем, каждый из налогов также должен состоять из нескольких ступеней, и каждая ступень, в свою очередь, должна применяться при достижении компанией определенных результатов. Очевидный плюс такой системы – гибкость. Вопрос в том, насколько осуществима эта идея с точки зрения фискальных органов.

Также есть информация о повышении НДПИ на газ для Газпрома. Как это отразится на деятельности компании?

Очевидно, повышение НДПИ на газ для компании «Газпром» повлечет за собой те же самые мероприятия, как и для других участников рынка. И основные из них, это пересмотр инвестиционных программ и увеличение заимствований.

Будет ли введен повышенный НДПИ для независимых поставщиков газа?

«Газпром» является самым сильным игроком на рынке, и, в основном, это звучит как адресное направление. Однако, на мой взгляд, повышение НДПИ может иметь место и для всех участников отрасли.