Transfer pricing

9 November 2014


Major provisions of Federal law No. 227-FZ dated 18 July 2011 "On introduction of amendments into certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of principles of price definition for tax purposes" came into effect on 1 January 2012, leading to substantial changes in the Russian legislation on transfer pricing.

Transactions between related parties and certain types of transactions between non-related parties have become subject to transfer control.

The changes that took place in the Russian tax legislation with respect to transfer pricing are to a large extent in line with international principles of transfer pricing published by the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). However, Russian regulations have a number of special features that should be considered, in particular, by international companies operating in Russia. It is possible that the Russian environment shall require adjustment of their global transfer pricing policies.

According to the new rules taxpayers are obliged to notify tax authorities of their controlled transactions until 20 May of the year following the year of execution of controlled transactions (for transactions executed in 2012 – until 20 November 2013); and starting from 1 June of the year following the year of execution of controlled transactions (for transactions executed in 2012 – starting from 1 December 2013) upon request of tax authorities taxpayers are obliged to produce documents justifying arm's length prices for controlled transactions (within 30 days of receipt of the respective request).

The definition of related parties has been broadened. Participation share still remains the major criterion of a related party, namely when one entity (together with its related parties) directly and (or) indirectly participates in another entity and the share of such participation exceeds 25 per cent. In addition to that, as it was provided for before, the court is entitled, having taken into account actual circumstances, to declare entities and (or) individuals related on other grounds should it be established that there is an influence over the terms and conditions or the outcome of transactions due to the relationship between the parties.

Not all transactions between related parties are subject to transfer control but only those that are recognized as controlled transactions subject to the criteria set forth in article 105.14 of the Russian Tax Code.

Who is subject to legislation on transfer pricing?

  1. entities and individuals that transact with Russian related parties the annual income of which exceeds 100 million roubles if one of the parties of the transaction is a taxpayer applying special tax treatment: a uniform tax for imputed earnings for certain types of activities or a uniform agricultural tax;
  2. entities and individuals that transact with Russian related parties if:
    • the object of the transaction is merchandise subject to mineral extraction tax and taxed at ad valorem tax rate;
    • or at least one of the parties of the transaction is exempted from the payment of company income tax or applies a zero per cent tax rate in accordance with item 5.1 article 284 of the Tax Code;
    • or at least one of the parties is a resident of the special economic zone (such transactions shall be controlled starting from 2014).
  3. The said transactions are subject to control if they exceed the threshold of 60 million roubles (the annual transaction amount);
  4. entities and individuals that have other transactions with Russian related parties if the aggregate amount of revenues (expenses) generated by such transactions in 2012 exceeds 3 billion roubles (2013: 2 billion roubles, 2014: 1 billion roubles);
  5. entities and individuals that have transactions with foreign:
    • related parties (without limitations);
    • third parties from countries (territories) included, inter alia, into the List of Countries determined by the Russian Ministry of Finance in accordance with subitem 1 item 3 article 284 of the Tax Code provided that the amount of revenue from such transactions exceeds 60 million roubles.
    • third parties with the object of transactions being commodities of the world exchange trade falling into the following commodity groups: oil and oil products, ferrous metals, non-ferrous metals, mineral fertilizers, precious metals and precious stones, provided that the amount of revenue from such transactions exceeds 60 million roubles.

Taxpayers are obliged to submit notices of executed controlled transactions to tax authorities if the aggregate amount of revenue from all controlled transactions executed with one party within a calendar year exceeds 100 million roubles (in 2013 - 80 million roubles, starting from 2014 this limitation is not applied).

Transactions shall not be recognized as controlled if the parties of the transaction are members of one consolidated group of taxpayers (after the law on consolidated taxpayer treatment takes effect), as well as in the event the following conditions are satisfied simultaneously: the parties of the transaction are registered in one subject of the Russian Federation; they do not have separate subdivisions on the territory of other subjects of the Russian Federation; and they do not pay income tax to the budgets of other subjects of the Russian Federation; and they do not have losses applied for income tax calculation; and there are no other reasons for control mentioned above (in respect of which the thresholds of 60 and 100 million roubles are applied).

Please note that for the purpose of determining the amount of revenues for transactions for the calendar year in order to recognize the transactions as controlled based on the respective aggregate amount, the transaction revenues should be summed up for the calendar year with respect to each counterparty to such transactions. Accordingly, generally the fact of exceeding the aggregate amount for recognition of the transactions as controlled shall be established with respect to each set of transactions executed with each related party.

In order to comply with transfer pricing legislation requirements (section V.1 of the Russian Tax Code) companies should work out a set of organizational procedures that shall include:

  • detection of controlled transactions,
  • collection, processing of information with respect to prices, comparing the adequacy of controlled transactions prices against market prices (profitability),
  • preparation and submission of all necessary documentation to tax authorities within prescribed time limits.

The taxpayer is not only obliged to provide information to the tax body with respect to execution of controlled transactions by serving notices, but it is also obliged, upon request of the tax body, to provide it with information with regard to each controlled transaction (a group of similar controlled transactions) by way of showing documentation containing certain details provided for in article 105.15 of the Russian Tax Code. Thus, the documentation shall contain description of the subject of the transaction, types of activities the taxpayer is engaged in, the group structure of the taxpayer, a detailed description of the transaction, information on the functions of the parties to the transaction, the risks assumed by the parties, the assets used (functional analysis).

One of the most important sections of documentation is the choice of method of determining the adequacy of transaction prices compared to market prices, with the types of methods being stipulated by chapter 14.3 of the Russian Tax Code. The Tax Code does not contain provisions matching certain methods with certain types of transactions. Therefore, the taxpayer shall choose the most appropriate method taking into account certain circumstances of the transaction, circumstances of similar transactions with non-related counterparties, open sources of information In order to find similar transactions, companies may need to use specialized databases such as Bloomberg Terminal, Thomson Reuters Eikon, SPARK Interfax and others.

The adequacy of prices applied in a transaction compared to market prices is determined by way of comparing the price (profitability) against the market price range (profitability range). If the transaction price (profitability) does not fall within the computed price range, the taxpayer should evaluate the risks and take the decision on adjustment of the tax base.

To have an understanding of the usual types of procedures required in order to comply with the transfer pricing legislation please see below a sample plan of such procedures with respect to communication of the company’s structural departments in order to comply with transfer pricing regulations (section V.1 of the Russian Tax Code).

Participation of several company departments having necessary information with respect to transfer pricing analysis and reporting shall be required to increase report generation efficiency (the efficiency of producing notices and documentation with respect to controlled transactions) in order to comply with transfer pricing regulations.

Well-organized communication of company departments shall speed up the process of reports’ generation and shall improve the quality of reports.

FinExpertiza advisors have developed a sample plan wherewith you can estimate the number of necessary procedures and the time for their implementation as well as the number of departments involved required to comply with the transfer pricing requirements. Direct application of the recommended plan in particular circumstances shall require its adaptation subject to the existing organizational structure of the company and the functional profile of its departments.

SAMPLE PLAN OF PROCEDURES WITH RESPECT TO COMMUNICATION BETWEEN COMPANY’S STRUCTURAL DEPARTMENTS IN ORDER TO COMPLY WITH TRANSFER PRICING LEGISLATION REQUIREMENTS
# Name of the procedure Time for implementation Responsible department Notes
1 2 3 4 5
1 Identifying related parties and parties with similar status Until 31.01 Legal department, corporate security department The status of related parties is established based on the criteria indicated in article 105.1 of the Russian Tax Code
2 Agreeing the final list of related entities and individuals Until 05.02 Department responsible for compliance with the requirements of Section V.1 of the Russian Tax Code (hereinafter, responsible department) Responsible department agrees the list.
3 Producing the register of transactions with related parties and parties with similar status for the reporting year Until 15.02 Department of bookkeeping and tax accounting  
4 Producing a comprehensive list of transactions with related parties and parties with similar status Until 20.02 Responsible department The list shall be filled in with details of contracts, subjects of transactions. Responsible department shall communicate with appropriate department with regard to provision of necessary contracts.
5 Identifying controlled transactions Until 22.02 Responsible department Controlled transactions ar selected out of the list of transactions with related parties and parties with similar status taking into account the criteria set forth in article 15.14 of the Russian Tax Code
6 Arranging similar controlled transactions in groups Until 25.02 Responsible department  
7 Agreeing the final list of controlled transactions (groups of transactions) Until 28.02 Responsible department Notices are completed and documentation is prepared in accordance with the final list.
8 Preparing notices and documentation with respect to all controlled transactions (groups of transactions) Until 01.05    
9 Providing information on the type of business, major competitors, factors influencing pricing Up to 2 days for 1 request Marketing department This information is required to complete documentation.
10 Providing information on transaction profitability Up to 2 days for 1 request Economics department This information is required to apply methods based on profitability provided for by the Russian Tax Code.
11 Agreeing, adjusting and submitting notices to the tax body Until 20.05 Chief accountant and the responsible department  
12 Agreeing, adjusting and approving documentation Until 01.07 Chief accountant and the responsible department  
13 Submitting documentation to tax bodies 30 days from the day of receipt of request Chief accountant and the responsible department Item 6 article 105.17 of the Russian Tax Code. There is no option of extending the time for submission of documents.

Connect us!

Choose file
Loading

* - mandatory fields

By submitting this form, you agree to the Privacy Policy

To top
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

E-mail имеет неверный формат

Мы заботимся о персональных данных и ни при каких обстоятельствах не будем передавать их третьим лицам.

Трансфертное ценообразование

9 Ноября 2014


С 1 января 2012 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", что привело к существенным изменениям в российском законодательстве о трансфертном ценообразовании.

Под трансфертный контроль попали сделки между взаимозависимыми лицами и отдельные типы сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Предлагаем Вам принять участие в тренинге: Трансфертное ценообразование - актуальные вопросы (теория и практика).

Произошедшие изменения в российском налоговом законодательстве в области трансфертного ценообразования во многом согласуются с международными принципами трансфертного ценообразования, изданными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако российские нормы имеют ряд особенностей, что следует учитывать, в частности, международным компаниям, ведущим деятельность в России. Возможно, российская специфика потребует корректировки их глобальной политики трансфертного ценообразования.

Новые правила обязывают налогоплательщиков до 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (по сделкам 2012 года – до 20 ноября 2013 года), представить в налоговые органы уведомления о совершенных ими контролируемых сделках, а начиная с 1 июня года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (по сделкам 2012 года – с 1 декабря 2013 года), по требованию налогового органа представить документацию, обосновывающую рыночный уровень цен в контролируемых сделках (в течение 30 дней со дня получения такого требования).

Определение взаимозависимых лиц расширилось. Основным критерием взаимозависимости остается доля участия, а именно когда одна организация (совместно с ее взаимозависимыми лицами) прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%. Кроме того, как и прежде, суд с учетом фактических обстоятельств вправе признать организации и (или) физические лица взаимозависимыми по иным основаниям, если доказано наличие влияния, которое оказывается на условия или результаты сделок в силу отношений, сложившихся между лицами.

В сферу контроля налоговыми органами на предмет соответствия цен, примененных в сделках, рыночному уровню, входят не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые признаются контролируемыми с учетом критериев ст. 105.14 НК РФ.

На кого распространяется законодательство о трансфертном ценообразовании?

  1. на лиц, у которых есть сделки с российскими взаимозависимыми лицами, годовой объем которых превышает 100 млн. руб., если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из специальных налоговых режимов: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единый сельскохозяйственный налог;
  2. на лиц, у которых есть сделки с российскими взаимозависимыми лицами, если:
    • предметом сделки является товар, признаваемый объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых и облагаемый по адвалорной налоговой ставке;
    • либо хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций или применяет ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 Кодекса;
    • либо хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны (такие сделки будут контролироваться с 2014 г.).
  3. Указанные сделки подпадают под контроль при преодолении порога в 60 млн. рублей. (годовой объем сделок);
  4. на лиц, у которых есть иные сделки с российскими взаимозависимыми лицами, если сумма доходов (расходов) от всех таких сделок в 2012 году превышает 3 млрд. рублей (данная сумма будет снижена до 2 млрд. в 2013 году, до 1 млрд. в 2014 году);
  5. На лиц, у которых есть сделки с иностранными:
    • взаимозависимыми лицами (без ограничений);
    • третьими лицами, находящимися в государствах (территориях), входящих в т.ч. в Перечень стран определяемых Минфином РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, при условии, что сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. рублей.
    • третьими лицами, предметом которых являются товары мировой биржевой торговли, входящие в состав следующих товарных групп: нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, при условии, что сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. рублей.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы уведомления о совершенных ими контролируемых сделках, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом, превышает 100 млн. рублей (данная сумма будет снижена до 80 млн. рублей в 2013 году, а с 2014 г. данное ограничение не применяется).

При этом сделки не будут признаваться контролируемыми, если стороны сделки являются участниками единой консолидированной группы налогоплательщиков (после вступления в силу закона о режиме консолидированного налогоплательщика), а также в ситуации, когда одновременно выполняются следующие условия: стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ; и они не имеют обособленных подразделений на территории других субъектов РФ; и не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ; и не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль; и нет иных оснований для контроля, перечисленных выше (для которых применяется порог в 60 млн. или 100 млн. рублей).

Обращаем внимание, что для целей  определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

В целях соблюдения требований законодательства о трансфертном ценообразовании (раздел V.1 Налогового кодекса РФ) Компаниям следует провести серьезную работу по разработке комплекса организационных мероприятий, которые будут включать:

  • выявление контролируемых сделок;
  • сбор, обработку информации о ценах, проверку соответствия цен (рентабельности) контролируемых сделок рыночному уровню;
  • подготовку и предоставление всей необходимой документации в налоговые органы в установленные сроки.

Обязанностью налогоплательщика является не только информирование налогового органа о совершении контролируемых сделок путем подачи уведомления, но также по требованию налогового органа предоставление информации по каждой контролируемой сделке (группе однородных контролируемых сделок), в форме документации, в которой должны содержаться определенные сведения, предусмотренные ст.105.15 НК РФ. Таким образом, документация должна содержать описание предмета сделки, сферы деятельности налогоплательщика, структуры группы налогоплательщика, подробную характеристику сделки, сведения о функциях сторон сделки, принимаемых ими рисков, используемых активах (функциональный анализ).

Одним из важнейших разделов документации является выбор метода определения соответствия цен, примененных в сделке, рыночному уровню из методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ. Налоговый Кодекс РФ не регламентирует и не разъясняет, при каких типах сделок следует использовать тот или иной метод. Соответственно, налогоплательщик должен осуществить наиболее оптимальный выбор метода с учетом конкретных обстоятельств сделки, имеющихся у налогоплательщика сопоставляемых сделок с независимыми контрагентами, доступных источников информации. В целях поиска сопоставимых сделок, организаций может потребоваться использование специализированных баз, таких как Bloomberg Terminal, Thomson Reuters Eikon, СПАРК Интерфакс и др.

Определение соответствия цен, примененных в сделке, рыночному уровню определяется путем сопоставления цены (рентабельности), примененной в сделке с интервалом рыночных цен (рентабельности). В случае не соответствия цен (рентабельности), примененных в сделке, рассчитанному интервалу, налогоплательщик должен оценить риски и принять решение о корректировке налоговой базы.

Для понимания мероприятий, которые обычно требуется осуществить в рамках подготовки к соблюдению требований трансфертного законодательства, приводим примерный план мероприятий в области взаимодействия структурных подразделений организации в целях соблюдения требований законодательства о трансфертном ценообразовании (раздел V.1 Налогового Кодекса РФ).

Для повышения эффективности при подготовке отчетности (уведомления и документации по контролируемым сделкам) в рамках ТЦО необходимо участие нескольких структурных подразделений организации, которые обладают требуемой информацией для анализа ценообразования и формирования отчетности.

Правильная организация взаимодействия структурных подразделений позволит ускорить процесс подготовки отчетности, повысить её качество.

Консультанты ФинЭкспертизы разработали примерный план, с помощью которого вы сможете оценить перечень, срок необходимых мероприятий и периметр задействованных подразделений организации, необходимых для решения задач ТЦО. Непосредственное применение рекомендуемого плана в конкретной организации требует его адаптации с учетом имеющейся структуры организации и функционального профиля структурных подразделений.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРАНСФЕРТНОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
№ пп Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный Примечание
1 2 3 4 5
1 Выявление взаимозависимых и приравненных к ним лиц До 31.01 Правовой департамент, Департамент корпоративной безопасности Взаимозависимость выявляется на основе критериев , указанных в ст. 105.1 НК РФ
2 Согласование итогового перечня взаимозависимых юридических и физических лиц. До 05.02 Подразделение, ответственное, за реализацию требований раздела V.1 НК РФ (далее ответсвенное подразделение) Ответственное подразделение осуществляет согласование перечня
3 Формирование регистра хозяйственных операций с взаимозависимыми лицами и приравненными к ним за отчетный год До 15.02 Департамент бухгалтерского и налогового учета  
4 Формирование полного перечня сделок с взаимозависимыми лицами и приравненными к ним До 20.02 Ответственное подразделение Перечень заполняется с учетом реквизитов договоров, предмета сделки по договору. Ответственное подразделение взаимодействует с соответствующим Департаментом по поводу предоставления необходимых договоров.
5 Выявление контролируемых сделок До 22.02 Ответственное подразделение Контролируемые сделки отбираются из полного перечня сделок с взаимозависимыми лицами и приравненными к ним с учетом критериев ст. 15.14 НК РФ
6 Группировка однородных контролируемых сделок До 25.02 Ответственное подразделение  
7 Согласование итогового перечня контролируемых сделок (групп сделок) До 28.02 Ответственное подразделение В соответствии с итоговым перечнем осуществляется заполнение уведомления и подготовка документации
8 Подготовка уведомления и документаций по всем контролируемым сделкам (группам сделок) До 01.05    
9 Предоставление информации о сфере деятельности, основных конкурентах, факторах ценообразования До 2 дней на 1 запрос Департамент маркетинга Указанная информация требуется для заполнения документации
10 Предоставление информации о рентабельности по сделке До 2 дней на 1 запрос Департамент экономики Указанная информация требуется при использовании для исследования методов, основанных на рентабельности, предусмотренных НК РФ.
11 Согласование, корректировка и подача уведомления в налоговый орган До 20.05 Главный бухгалтер и ответственное подразделение  
12 Согласование, корректировка и утверждение документации До 01.07 Главный бухгалтер и ответственное подразделение  
13 Представление Документации в налоговые органы 30 дней со дня получения требования Главный бухгалтер и ответственное подразделение п.6 ст.105.17 НК РФ. Возможность продления срока представления документации не предусмотрена

Свяжитесь
с нами!

Выберите файл
Загрузка

* - поля обязательные для заполнения

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

E-mail имеет неверный формат

Мы заботимся о персональных данных и ни при каких обстоятельствах не будем передавать их третьим лицам.