Возрождение рынка консалтинга сопровождается падением цен. Комментарий Нины Козловой в РБК+

26 июля 2017


Российская экономика переживает не самые простые времена, тем не менее рынок консультационных услуг демонстрирует оживление.

Нина Козлова

генеральный директор ФинЭкспертизы

- Налоговый консалтинг по-прежнему является одним из самых востребованных видов консалтинга, и спрос на него, по нашему мнению, будет только расти. Эта тенденция связана как с ужесточением контроля налоговых органов за правильностью формирования налоговой базы и полнотой уплаты налогов в бюджет, так и со все возрастающим количеством судебных решений, принятых не в пользу налогоплательщиков. В таких условиях вкупе с общей экономической ситуацией предприятия и физические лица все чаще обращаются к налоговым консультантам, стремясь снизить налоговые риски по проводимым ими хозяйственным операциям и, как следствие, уменьшить вероятность наступления негативных последствий, связанных в том числе и с серьезными финансовыми потерями в случае применения государственными органами соответствующих санкций. Кроме того, на ситуацию во многом влияет и стремление налогоплательщиков законно оптимизировать свою налоговую нагрузку с целью наиболее эффективного использования имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов.

В последние годы рынок консультационных услуг в России сохраняет спрос и на IT-консалтинг, в том числе методологические материалы для автоматизации различных бизнес-процессов — учетных, бюджетирования, трансферного ценообразования, управления производством и т. д. Видны темпы роста спроса на услуги аутсорсинга и налогового консалтинга, в том числе в сфере ТЦО. Данный тренд позволяет сделать вывод о приоритетных для российских компаний вопросах: оптимизация операционной деятельности и повышение ее эффективности за счет автоматизации бизнес-процессов и передачи непрофильных функций на подряд. В ближайшее время тренд сохранится.

Уже сейчас цены на рынке консалтинговых услуг демонстрируют снижение, особенно в сегменте стандартных услуг,  — клиенты не готовы платить больше за стандартные виды услуг, куда попадает и оценка, что поощряет "ценовую войну", на полях битвы которой мы все чаще видим и представителей "большой четверки". За получение в свой портфель крупных проектов нередко разворачиваются настоящие ценовые баталии.