Free-consulting

Фильтры

3
Темы
Отрасли
Услуги
Год 2015

Ситуация 6

С 7 апреля 2015 г. отменено ранее установленное законом требование об обязательном наличии у организации печати. Организация, которая обратилась за консультацией по этому поводу, создана до 7 апреля 2015 года и печать у нее изначально была.

Вопрос:

  1. Обязательно ли теперь проставление оттиска печати на первичных бухгалтерских документах, если организация по-прежнему имеет печать?

Читать ответ

Ответ консультантов ФинЭкспертизы

Действительно, с 7 апреля 2015 г. общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе не иметь печати 1. Исключение составляют те случаи, когда:

  • наличие у общества печати предусмотрено его уставом;
  • обязанность общества использовать печать предусмотрена федеральным законом.

Как следует из текста запроса, организация создана до 7 апреля 2015 г. и продолжает иметь печать.

В этой связи рассмотрим вопрос о необходимости оттиска печати в первичных документах бухгалтерского и налогового учета.

Статья 9 Закона о бухгалтерском учете 2 не относит оттиск печати к обязательным реквизитам первичного учетного документа. Не содержит подобного упоминания и ст. 252 Налогового кодекса РФ, определяющая требования к первичным документам, подтверждающим расходы для целей налогообложения.

В то же время формы первичных учетных документов определяются организацией самостоятельно 3. Таким образом, оттиск печати может быть элементом формы первичного учетного документа, утвержденного организацией. Об этом может свидетельствовать, например, предусмотренное в форме место для проставления печати, обозначенное символами «М.П.» или иным образом.

Аналогичная ситуация возникает в том случае, когда организацией принято решение об использовании не самостоятельно разработанных форм первичных документов, а унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата РФ (Росстата), многими из которых также предусматривается проставление оттиска печати.

Примерами таких форм могут служить, например, «Акт о приемке выполненных работ» (форма № КС-2) 4, «Товарно-транспортная накладная» (форма № 1-Т) 5, «Приходный кассовый ордер» (форма № КО-1) 6 и ряд других.

Таким образом, если после 7 апреля 2015 г. организация сохраняет печать (иными словами, наличие печати отражено в ее уставе), рекомендуем проставлять оттиск печати в тех документах, форма которых предусматривает данный реквизит. Отсутствие оттиска печати в иных первичных документах, по нашему мнению, не будет являться дефектом формы.

Сноски:

1 Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3 В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

4 Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100.

5 Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

6 Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Скрыть ответ

Ситуация 5

Предприятие озадачилось тем, что в новом Законе «О бухгалтерском учете», в отличие от ранее действовавшего Закона, отсутствует требование об утверждении руководителем перечня лиц, управомоченных подписывать первичные учетные документы.

Вопросы:

  1. Каким образом в настоящее время определяется круг лиц, имеющих право подписания первичных документов бухгалтерского учета?
  2. Может ли использоваться ранее действовавший порядок, при котором перечень сотрудников, имеющих право подписи, согласовывался с главным бухгалтером и утверждался приказом по организации?

Читать ответ

Ответ консультантов ФинЭкспертизы

Действительно, ранее в Законе «О бухгалтерском учете» было предусмотрено, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером 1.

В новом Законе 2 подобная норма отсутствует.

Таким образом, порядок утверждения перечня лиц, имеющих право подписания первичных учетных документов, в настоящее время законодательно не установлен.

Вместе с тем Закон не отменяет необходимости определения круга лиц, ответственных за подписание первичных документов.

В соответствии с п.п. 6 и 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ к обязательным реквизитам первичного учетного документа отнесены:

  1. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  2. подписи указанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При этом в Законе сохранилось положение о том, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта 3.

Таким образом, по смыслу нового Закона, руководителем организации, как лицом, ответственным за организацию ведения бухгалтерского учета, должны быть определены лица, ответственные за оформление сделок, операций и событий, т.е. фактов хозяйственной жизни 4.

По нашему мнению, перечень таких лиц может быть утвержден путем издания приказа по организации или иного распорядительного акта. При этом, в отличие от ранее принятого порядка, отсутствует необходимость согласования данного перечня с главным бухгалтером.

Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин РФ. По мнению Минфина, исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов 5.

Следует отметить, что, по смыслу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, не исключается возможность подписания первичных учетных документов не только сотрудниками организации, но и иными лицами, действующими от ее имени (например, лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера).

Поскольку приказ, исходя из правовой природы данного документа, являющегося внутренним (локальным) правовым актом, не может создавать обязанностей для лиц, не являющихся работниками организации, в случае необходимости возложения функций по подписанию первичных учетных документов на таких лиц это может быть сделано путем выдачи им доверенности в порядке, предусмотренном гражданским законодательством 6.

Сноски:

1 Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3 Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4 Пункт 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5 Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

6 Статьи 185-189 Гражданского кодекса РФ.

Скрыть ответ

Ситуация 4

Организация в 2013 году привлекла для перевозки грузов транспортную компанию.

Вопрос:

  1. Обязана ли Организация на основании заключенного договора об оказании транспортных и экспедиционных услуг, при подписании акта выполненных работ получать (иметь, оформлять и пр.) транспортную накладную для подтверждения обоснованности произведенных расходов для принятия в затраты для целей налогообложения?

Читать ответ

Ответ консультантов ФинЭкспертизы

  1. Необходимость оформления транспортной накладной по форме, указанной в Приложении № 4 к Правилам перевозок, относится только к правоотношениям сторон в рамках договора перевозки, в соответствии с которым ООО «Транспортная Компания» является грузоотправителем. По нашему мнению, которое подкреплено, в том числе, позицией Минфина РФ 2013 года, оформление транспортной накладной является необходимым условием для принятия расходов на перевозку в целях налога на прибыль.
  2. Относительно оформления транспортной накладной в рамках отношений сторон по договору экспедиции необходимо отметить следующее: в соответствии с законодательством, экспедитор обязан оформлять только экспедиторские документы, в состав которых не входит транспортная накладная. Указанное относится и к ситуации, когда экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком от своего имени, и к ситуации, когда экспедитор доставляет товар собственным транспортом. Однако если стороны в договоре транспортной экспедиции предусмотрят оформление также товарно-транспортной накладной, то наличие указанного документа является обязательным.

ОБОСНОВАНИЕ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются, в частности, затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что документальное оформление отношений сторон в рамках договоров зависит от вида (правовой природы) такого договора. Договоры, представленные клиентом для примера, позволяют сделать вывод о том, что в рамках деятельности клиента заключаются как договоры перевозки, так и договоры транспортной экспедиции: в частности, Договор № 1/КСА/СТ на перевозку груза от 03.05.2011 мы квалифицируем1, как договор перевозки, тогда как Договор № 525 транспортной экспедиции от 25.04.2008, например, является договором транспортной экспедиции (равно как и Договор № 4 от 28.04.08). Указанные договоры имеют различную правовую природу и, соответственно, различные последствия документального оформления правоотношений сторон.

Для решения вопроса о необходимости оформления транспортной накладной в рамках договоров перевозки и транспортной экспедиции мы использовали следующие документы:

  • Гражданский кодекс РФ (главы 40, 41);
  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «УАТ»);
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – «Правила перевозок»);
  • Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – «Закон о ТЭД»);
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – «Правила ТЭД»);
  • Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Далее мы приведем некоторые базовые термины и определения, имеющие значение для решения поставленного вопроса:

  • Договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ): по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
  • Договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ): по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
    Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
    В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
    Договор транспортной экспедиции (п. 4 Правил ТЭД) – гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.
  • Транспортно-экспедиционные услуги (п. 4 Правил ТЭД) - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
  • Экспедитор (п. 4 Правил ТЭД) – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.
  • Клиент (п. 4 Правил ТЭД) - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.
  • Транспортная накладная является документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок, ст. 2, п. 1 ст. 8 УАТ). В настоящее время обязательной для применения при заключении договора перевозки является форма транспортной накладной, утвержденная Правилами перевозок.
  • Грузоотправитель (ст. 2 УАТ) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
    Грузоотправитель (п. 4 Правил ТЭД) - лицо, предъявившее груз к перевозке.
  • Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза (ст. 2 УАТ).
    Грузополучатель (п. 4 Правил ТЭД) - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.
  • Перевозчик (ст. 2 УАТ) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
    Перевозчик (п. 4 Правил ТЭД) - лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

Оформление транспортной накладной в рамках договора перевозки грузов

В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

С 25.07.2011 вступили в силу Правила перевозки. В них установлена новая форма транспортной накладной (Приложение № 4 к Правилам перевозки). В п. 6 Правил перевозки указано, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению № 42.

С 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Одним из нововведений стала отмена обязательного использования унифицированных форм первичной документации. Согласно п. 4 ст. 9 указанного Закона бланки первичной документации может самостоятельно разрабатывать и утверждать руководитель хозяйствующего субъекта, единственное условие - документы должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 указанного Закона.

В Информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Минфин указывает:

  • Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.
  • С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

По мнению Минфина РФ, организация не вправе разрабатывать свою форму транспортной накладной. Финансовое ведомство убеждено, что с 01.01.2013 продолжает действовать форма транспортной накладной, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Если заказчик перевозки (грузоотправитель) получил транспортную накладную по форме, отличающейся от формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ, налоговые органы могут исключить расходы на транспортировку из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. В своих письмах Минфин РФ делает вывод о том, что утвержденная Постановлением Правительства РФ форма транспортной накладной является обязательной и не может разрабатываться самостоятельно3, с чем мы согласны.

Таким образом, оформление транспортной накладной по форме, указанной в Приложении № 4 к Правилам перевозки, обязательно для оформления в рамках оказания услуг по перевозке грузов. Соответственно, с точки зрения налога на прибыль наличие транспортной накладной необходимо в целях документального подтверждения расходов на перевозку.

Минфин России в Письмах от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014, от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36 указал, что затраты на перевозку ТМЦ автомобильным транспортом в целях исчисления налога на прибыль с 2013 г. должны подтверждаться транспортной накладной, которая оформляется для подтверждения заключения договора перевозки груза. Ранее финансовое ведомство разъясняло, что налогоплательщики могут подтверждать расходы на перевозку грузов по договору с транспортной организацией как транспортной накладной, так и накладной по форме 1-Т4.

Оформление транспортной накладной в рамках договора транспортной экспедиции

В целом, что касается документооборота по ТЭД, то Правила ТЭД предусматривают специальный комплект экспедиторских документов, оформляемых сообразно ситуации и в соответствии с видом предоставляемых экспедиторских услуг (организация перевозки с принятием груза для перевозки или без такового и/или дополнительные услуги).

Экспедиторскими документами5 в общем случае являются (п. 5 Правил ТЭД):

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, когда такое хранение имеет место).

Пунктом 6 правил ТЭД определено то, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 Правил.

Таким образом, если экспедитор выдал клиенту корректно оформленные экспедиторские документы в соответствии с характером оказываемых услуг, то он в полной мере выполнил требования по документальному оформлению оказанной услуги транспортной экспедиции. Вышеизложенное относится к ситуации, когда экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком от своего имени, а также к ситуации, когда экспедитор организует перевозку собственным транспортом, поскольку Правила перевозок, регулирующие вопросы оформления транспортной накладной, применимы исключительно к договору перевозки, который в данном случае с клиентом не заключается.

В ситуации, когда экспедитор организует перевозку собственным транспортом, заключенный договор ТЭД не может толковаться как договор перевозки, то есть, не меняет своей гражданско-правовой природы, оставаясь именно договором ТЭД. Поэтому законодательство не требует составления транспортной накладной (по новой форме). Иной (дополнительный) документооборот может быть установлен только договором. Но если стороны согласовали обязательный обмен именно транспортными накладными, то, конечно, такой документ должен иметься в комплекте документов как предусмотренный договором.

Отсутствие транспортных накладных в составе комплекта первичной документации в случае, если обязанность их оформления и предоставления закреплена договором, влечет для ООО «Транспортная Компания» налоговые риски, связанные с непризнанием затрат в налоговой базе. В этом случае, вероятность решения вопроса в пользу ООО «Транспортная Компания» на досудебной стадии урегулирования налогового спора невысока. В суде вероятность положительного исхода дела достаточно высока, учитывая, что арбитражная практика считает достаточным для подтверждения расходов на ТЭД стандартных экспедиторских документов, а также обычных актов об оказании услуг. Указания на решения судов:

  • Постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 N А55-13299/2010
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 по делу N А55-13299/2010
  • Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.10.2010 N Ф03-6475/2010 по делу N А59-6885/2009
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 N А56-52305/2008
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 N А12-14314/2008
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 N А56-52305/2008
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 по делу N А12-17030/2008
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 N А12-14314/2008 г. ООО "Европейская химическая компания"
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 N А12-17030/2008 по ОАО "Альянс полиграфических предприятий "Югполиграфиздат"
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 N А12-11207/07-С65 по ГУП "Волгофарм"
  • Постановление ФАС Центрального округа от 25.03.2008 N А62-1289/2007 по ООО "Гагаринское молоко"

Сноски:

1 В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

2 См., например, Постановление ФАС УО от 19.02.2013 N Ф09-13653/12. В указанном Постановлении суд указал, что «заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, путевой лист данное действие не подтверждает».

3 См., например, Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36: «В соответствии с п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ составление и выдача транспортной накладной подтверждают заключение договора перевозки груза. В п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением N 272, сказано, что оформление транспортной накладной, подтверждающей заключение договора перевозки груза, производится по форме, приведенной в Приложении N 4 к данным Правилам».

4 См. Письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123.

5 Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Скрыть ответ

Ситуация 3

Предприятие закупает у сторонних поставщиков хряков с высокой PIC генетикой. Прежде чем их ввести в эксплуатацию как ОС, они содержатся в карантине 2-3 месяца. Делается это для того чтобы исключить риск заболевания животных. За этот период животные не используются в основном виде деятельности, не приносят экономической выгоды, могут быть проданы (какое-то количество) на другие площадки сегмента, т.е. условия определения их как ОС не выполняются. Когда животные находятся на карантине, для них используются медпрепараты и их кормят.

Вопросы:

  1. Может ли Предприятие в учете затрат по их содержанию (кормление и медпрепараты) капитализировать на 08 счете?

Читать ответ

Ответ консультантов ФинЭкспертизы

Считаем, что расходы на содержание хряков до момента их готовности к использованию по назначению должны капитализироваться в стоимость животного.

ОБОСНОВАНИЕ. Как нам стало понятно из постановки вопроса, изначально предприятие приобретает племенных животных (хряков-производителей) всё же не с целью перепродажи, а с целью использования в репродукции. В этом случае не следует опасаться возможной последующей продажи некоторых особей, так как важны общие намерения предприятия относительно партии животных. При ответе на вопрос мы будем исходить из этого предположения.

Описанный в запросе карантинный процесс предписан стандартными ветеринарными и санитарно-эпидемиологическими правилами подготовки животных к эксплуатации. Во время карантина производится вакцинация, дегельминтизация и другие обязательные ветеринарные манипуляции с особями животных, без проведения которых невозможно использование животного по назначению из-за существенной угрозы падежа всего стада. Поэтому действительно критерии признания основного средства в период карантина животного, как указано в запросе, не выполняются, но только потому, что объект еще не готов к использованию, а не потому, что он временно не служит цели получения дохода.

Племенные и продуктивные животные, предназначенные для разведения, в итоге формируют основное стадо предприятия и, согласно положениям ПБУ 6/01 «Учет основных средств» учитываются как основные средства1. При этом предполагается, что выполняются критерии для признания объекта основных средств, которые приведены в п. 4 ПБУ 6/012:

  • 4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
    • а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
    • б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    • в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
    • г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Но до момента полной готовности к эксплуатации приобретенные взрослые животные приходуются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. И только затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства" (Инструкция по применению плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций).

Завершенными операции по формированию основного стада станут после окончания карантинного периода, который является обычной и нормальной стадией подготовки основного средства, обеспечивающей полную готовность объекта к эксплуатации. Соответственно, затраты на содержание животных и проведение собственно карантинных мероприятий, которые несет предприятие до перевода хряков в основное стадо, призваны довести животное до состояния, пригодного к использованию.

В силу п. 83 ПБУ 6/01 такие затраты наравне с иными затратами на приобретение основного средства формируют первоначальную стоимость объекта.

Таким образом, расходы на корма для животных и ветпрепараты в карантинный период, по нашему мнению, должны увеличивать первоначальную стоимость животных по аналогии с такими же затратами, возникающими, скажем, в процессе доставки животных в организацию (см. п. 48 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008, п. 148 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 19.06.2002 N 559):

  • 48. Отдельно от операций по формированию основного стада за счет выращивания собственного молодняка учитываются фактические затраты по приобретению взрослого продуктивного и рабочего скота для формирования основного стада.
    В фактические затраты по формированию основного стада за счет покупки взрослого продуктивного и рабочего скота включается стоимость их покупки и расходы по доставке его в организацию.
    Стоимость взрослых животных, приобретенных у племзаводов и при покупке со стороны у других организаций, отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 7 "Приобретение взрослых животных" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в сумме фактических затрат на приобретение, включая расходы по доставке. Отдельно отражается сумма НДС записью по дебету счета 19 и кредиту счета 60.
    Законченные операции по формированию основного стада за счет покупки взрослых животных списываются с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства" в полной сумме затрат без налога на добавленную стоимость. Суммы НДС в общеустановленном порядке списываются со счета 19 в дебет счета 68.
    Затраты по доставке взрослых животных в сельскохозяйственную организацию отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 7 "Приобретение взрослых животных" и кредиту счетов в зависимости от способа доставки: 23 "Вспомогательные производства" - при доставке собственным автотранспортом, 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - при использовании транспортных услуг сторонних организаций, 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - оплата труда с отчислениями при перегоне скота, 10 "Материалы" - на стоимость кормов, ветпрепаратов и др.
  • 148. Затраты по доставке взрослых животных в сельскохозяйственную организацию относятся на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты с органами социального страхования и обеспечения", 23 "Вспомогательные производства", при перевозке скота автотранспортом, 10 "Материалы" на стоимость кормов и др.

То обстоятельство, что в период карантина хряк фактически никак не используется, не означает, что он «экономической выгоды не приносит» и поэтому расходы на его содержание необоснованны. Это объясняется тем, что карантин в данном случае временная неотъемлемая часть процесса подготовки животного к использованию. Опасений в необоснованном увеличении первоначальной стоимости хряка в налоговом учете ожидать, по нашим оценкам, не стоит, поскольку в налоговом учете прибыли действует тот же принцип формирования первоначальной стоимости основного средства, при котором затраты на доведение объекта до пригодного состояния капитализируются (п. 1 ст. 2574, п. 5 ст. 270 НК РФ).

Сноски:

1 К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

2 Относительно критерия «в» из данного пункта мы уже оговорились, что продажа животных вне изначальных планов по реализации возможна и может привести к переквалификации вида актива (из внеоборотного в оборотный), если между переменой планов и фактической продажей предприятием будет составляться бухгалтерская отчетность - в этом случае для достоверного представления информации в бухгалтерской отчетности потребуется изменение вида актива (с учетом существенности оценки предназначенных к продаже животных для характеристики финансового положения организации).

3 Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

4 Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 настоящего Кодекса.

Скрыть ответ

Ситуация 2

Компания была создана в апреле 2014 г. в Москве, а в 2014 г. место нахождения Компании изменено на г. Севастополь, в связи с чем в мае 2014 г. в ЕГРЮЛ внесены изменения и Компания поставлена на учет в г. Севастополе.

Вопросы:

  1. Каким налоговым законодательством, начиная с мая 2014 года, следует руководствоваться Компании?
  2. Распространяются ли положения о переходном периоде на Компанию?

Читать ответ

Ответ консультантов ФинЭкспертизы

Город Федерального значения Севастополь принят в состав Российской Федерации 18 марта 2014 года. Таким образом, сведения о месте нахождения Компании на территории Севастополя включены в ЕГРЮЛ уже после принятия Севастополя в состав РФ.

На основании п. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе, по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии со ст. 18 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период», законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории города федерального значения Севастополя в отношении юридических лиц, местом нахождения которых является территория города федерального значения Севастополя, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, в переходный период Компания применяет российское законодательство в части налогообложения (за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины).

Скрыть ответ

Свяжитесь
с нами!

Выберите файл
Загрузка

* - поля обязательные для заполнения

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

E-mail имеет неверный формат

Мы заботимся о персональных данных и ни при каких обстоятельствах не будем передавать их третьим лицам.