Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

С 1 января 2006 года в целях применения НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат отгрузки или оплаты.

Банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Таким образом, при утверждении банком в учетной политике на 2006 год указанного порядка исчисления налога уплата налога в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, производится по мере получения оплаты. При этом суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для основной производственной деятельности банков, включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, также включаются суммы НДС, уплаченные при приобретении коллекционных монет.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 марта 2006 г. N 03-03-04/2/82)

Расходы организации по выплате авторских вознаграждений работникам за уступку прав на созданные ими изобретения могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда, если указанные выплаты (вознаграждения) предусматриваются в трудовом договоре.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 марта 2006 г. N 03-03-04/1/207)

Оплата сдельщикам и повременщикам за нерабочие праздничные дни может быть отнесена к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль, если размер такой оплаты не только установлен локальным нормативным актом организации, но и закреплен в трудовых (коллективных) договорах.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/1/154)

Минфин объясняет, что вычеты по НДФЛ распространяются только на доходы по ставке 13 процентов.

Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30 процентов. Поэтому налоговая база физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, по доходам от операций купли-продажи ценных бумаг, может рассчитываться только как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком без применения налоговых вычетов.

(Письмо Минфин РФ от 15 марта 2006 года № N 03-05-01-04/62)

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Следовательно, при определении срока полезного использования арендованных средств, компании нужно руководствоваться договором аренды.

(Письмо Минфин РФ от 27 марта 2006 года № 03-06-01-04/77)

Минфин РФ высказался по вопросу налогообложения НДС дебиторской задолженности, переданной в 2005 году правопреемнику в результате реорганизации организации в форме выделения.

Чиновники разъяснили, что при списании дебиторской задолженности, полученной по разделительному балансу от реорганизуемого общества, правопреемнику необходимо исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

(Письмо N 03-04-11/50 от 15 марта 2006 года)

Минфин РФ высказался по вопросам налогообложения при реализации после 1 января 2005 года квартир.

Чиновники напомнили, что с 1 января 2005 года согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации жилых помещений не подлежат налогообложению НДС.

Суммы НДС по квартирам, принятые к вычету до 1 января 2005 года, подлежат восстановлению и уплате в бюджет при реализации квартир после 1 января 2005 года.

(Письмо N 03-04-11/47 от 15 марта 2006 года)

Минфин объяснил, когда компании должны признавать доход от оказания агентских услуг.

В частности, для целей налогообложения прибыли организации, доходы от оказания агентских услуг признаются на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

(Письмо Минфина РФ от 15 марта 2006 года № N 03-03-04/1/231)


Вернуться в начало


Правовые новости

Таможенное законодательство

ФТС России о таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет

Приводится заключение Правового управления ФТС России на обращение Центрального таможенного управления по вопросу таможенного оформления программного продукта, мобильного контента и другой информации, передаваемой по сети Интернет, при помощи оптико-волоконной связи или при помощи спутниковых систем связи.

Таможенные органы осуществляют таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и соответствующих транспортных средств. Под товарами (п. 1 ст. 11 ТК РФ, п. 26 ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") понимаются перемещаемое через таможенную границу любое движимое имущество и транспортные средства.

Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и ее законодательству. К информационным продуктам (продукции) (ст. 2 ФЗ от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене") относится только документированная информация, то есть зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Передача информационной продукции по электронным средствам связи не относится к международному информационному обмену, а под ввозом(вывозом) на(с) территорию(и) РФ информационной продукции определяется перемещение информации (документов) на материальном носителе.

ТН ВЭД и Таможенный тариф РФ не содержат ни классификационных кодов, ни ставок таможенных пошлин в отношении программного обеспечения или какой-либо иной информационной продукции. Действующее законодательство РФ о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по электронным средствам связи.

Таким образом, таможенному оформлению подлежит не информация (компьютерная программа, мобильный контент), перемещаемая в Международной сети Интернет при помощи оптико-волоконной связи или по каналам спутниковой связи, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий указанную информацию, т.е. материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.).

(Письмо Федеральной таможенной службы от 17 марта 2006 г. N 15-14/8524 "О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет")

Правительством Российской Федерации утвержден перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим СТЗ в Калининградской области

Утвержден перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. В список вошли: живой крупный рогатый скот, кроме чистопородных племенных животных массой не более 80 кг; живые свиньи, кроме чистопородных племенных животных массой менее 50 кг; живая домашняя птица; мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное, кроме обваленного; другие продукты питания; товары промышленного и бытового назначения.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2006 г.

(Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 186 "О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области")

Правительством Российской Федерации утверждены Правила применения критериев достаточности переработки товаров

Определен порядок применения критериев достаточной переработки, установленных Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Определен также порядок выдачи сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области.

Установлено, что сертификат происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны, оформляется и удостоверяется органом, выдающим сертификат, после заполнения и при предъявлении отправителем письменного заявления о выдаче сертификата и документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении, включая копии таможенных деклараций на товары, использованные при переработке и не происходящие с таможенной территории РФ, а также документацию о технологии переработки товаров. Срок выдачи сертификата или мотивированного решения об отказе в его выдаче не может превышать 5 рабочих дней с даты предъявления в орган, выдающий сертификат, необходимых документов.

Организациям, выпускающим товары в соответствии с постоянной номенклатурой, может выдаваться сертификат на производимую этими организациями продукцию сроком действия до 1 года.

(Постановление Правительства РФ от 30 марта 2006 г. N 171 "Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области")

ФТС России разъясняла особенности производства должностными лицами таможенных органов по делам об административных правонарушениях

ФТС РФ разъясняет особенности производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами таможенных органов, в связи с наделением их полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях.

(Письмо ФТС РФ от 31.03.2006 N 18-12/10613)


Вернуться в начало


Банковская деятельность

Банк России утвердил порядок эмиссии облигаций Банка России

Эмиссия осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций и утвержденного Советом директоров решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций.

Объем каждого выпуска облигаций определяется с учетом рассчитанного предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров Банка России решения об утверждении соответствующего решения о выпуске облигаций.

Банк России присваивает выпуску идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Выпуск облигаций оформляется сертификатом облигаций.

Размещение облигаций может производиться отдельными частями (траншами). Размещение облигаций начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет.

Установлен порядок и сроки размещения информации о принятии решения о размещении облигаций, о выпусках облигаций, об исполнении обязательств по облигациям.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня опубликования в "Вестнике Банка России".

(Положение ЦБР от 29 марта 2006 г. N 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России")

Банк России разъяснил порядок установления размеров (лимитов) открытых валютных позиций

Разъясняются условия предъявления требования о представлении сведений о размерах (лимитах) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах на внутримесячную дату (внутримесячные даты). Территориальные учреждения Банка России могут потребовать от кредитной организации представления на внутримесячную дату отчетности, если лимиты открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах нарушены кредитной организацией на любую из отчетных дат, если результаты анализа финансового состояния кредитной организации свидетельствуют о том, что есть основания для применения к ней мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), и при признании недостаточной финансовой устойчивости банка для участия в системе страхования вкладов либо кредитная организация не может быть признана финансово устойчивой в соответствии с методикой оценки финансовой устойчивости кредитных организаций, определенной Банком России.

В других случаях вопрос о предъявлении к кредитной организации требований о представлении сведений о лимитах открытых валютных позиций на внутримесячную дату может быть рассмотрен Банком России на основании обращения территориального учреждения Банка России.

(Письмо ЦБР от 20 февраля 2006 г. N 25-Т "О применении главы 4 Инструкции Банка России от 15 июля 2005 года N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями")

Банк России обобщил практику применения законодательства о противодействии легализации полученных преступных путем доходов

Центральный банк РФ обобщил практику применения федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

(Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 N 9)

Банк России обобщил практику применения валютного законодательства

Центральный банк РФ обобщил практику применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля.

(Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 N 34)


Вернуться в начало


Земельное законодательство

Правительством Российской Федерации утверждены правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование

Определяются условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности земельных участков, временно не используемых для указанных нужд, юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения.

Действие Правил не распространяется на земельные участки, которые предназначены для обеспечения деятельности особорежимных объектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют в установленном порядке из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, перечни земельных участков, и не позднее 1 мая направляют их с приложением проектов границ участков в Росимущество.

В 2-недельный срок с даты поступления перечней информация об указанных земельных участках размещается в печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте Росимущества в сети Интернет.

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка принимается Росимуществом в 2-недельный срок со дня поступления соответствующего заявления юридического лица или гражданина.

(Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования")


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

ФНС России утвержден порядок осуществления лицензирования

Утвержден Регламент организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Приказ ФНС РФ от 20.03.2006 N САЭ-3-07/159@)

ФНС России установлены сроки представления документов на получение новых лицензий

Организациям, осуществляющим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо подготавливать и представлять в лицензирующий орган документы на получение новых лицензий как минимум за 60 дней до наступления указанного срока.

(Письмо ФНС РФ от 24.03.2006 N ШТ-6-07/322@)


Вернуться в начало


Судебная практика

Дела, рассмотренные ФАС Северо-Западного округа

Отказывая ИФНС во взыскании с ООО штрафа на основании ст. 119 НК РФ за нарушение сроков представления декларации по ЕСН, суд указал, что представление налоговой декларации в налоговый орган на один день позднее установленного налоговым законодательством срока, а также заполнение декларации по форме, которая в последующем была изменена нормативным правовым актом МНС РФ, не влечет ответственности по названной статье.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2006 по делу N А42-8146/2005)

Суд признал недействительным решение ИФНС в части доначисления обществу НДС, поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика восстановить НДС в бюджет в случае утраты (хищения) товарно-материальных ценностей, в отношении которых последним был применен налоговый вычет.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 по делу N А26-4963/2005-29)

Признавая недействительным требование ИФНС об уплате НДС и пеней, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у общества недоимки по налогу, указав, что оно предъявило в банк в установленный НК РФ срок платежное поручение на перечисление налога в бюджет, при этом ошибочное указание ИНН и КПП другой инспекции не меняет сущности действий общества по уплате налога, поскольку денежные средства поступили в бюджет в полном объеме.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2006 по делу N А56-23188/2005)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.