Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Утверждены новая форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (форма по КНД 1152027) и рекомендации по ее заполнению.

Расчет представляется налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения транспортных средств. Приказ применяется, начиная с представления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу за первый квартал 2006 г.

(Приказ Минфина РФ от 23 марта 2006 г. N 48н)

Утверждена декларация для налогоплательщиков, выполняющих соглашение о разделе продукции

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России.

(Приказ Минфина РФ от 07 апреля 2006 г. № 55н)

России проинформировал о порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

При оформлении налогоплательщиками НДС справки о кредиторской задолженности следует учитывать, что в случае неполучения налогоплательщиками-покупателями до 31 декабря 2005 г. включительно счетов-фактур по принятым к учету до 1 января 2006 г., но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, рекомендуется такие счета-фактуры отражать по мере их получения в виде приложений к справке и направлять данные приложения в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации за налоговый период, в котором были получены указанные счета-фактуры. При этом налогоплательщики, определявшие ранее момент определения налоговой базы как день отгрузки, которые применяют налоговые вычеты, вправе предъявить к вычету суммы НДС по принятым к учету до 1 января 2006 г., но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), указанные в счетах-фактурах, полученных в первом полугодии 2006 г., равными долями в течение налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 г., то есть до 1 июля 2006 г.

По договорам, заключенным в иностранной валюте (условных денежных единицах), по условиям которых оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (или в условных денежных единицах), в графах 4 и 5 Справки о дебиторской (кредиторской) задолженности отражаются суммы задолженности, сформированной по данным бухгалтерского учета. При погашении указанной дебиторской (кредиторской) задолженности налогоплательщиками, определявшими ранее момент определения налоговой базы как день оплаты, налоговая база для таких налогоплательщиков определяется с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу на дату погашения задолженности, а налоговые вычеты применяются исходя из сумм фактической оплаты при наличии соответствующих счетов-фактур.

(Письмо ФНС РФ от 19 апреля 2006 г. N ШТ-6-03/417@)

Минфин пояснил, как налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, учесть суммы уплаченных страховых взносов по договорам страхования при расторжении договора и возврате указанных сумм.


Если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, учел в расходах ранее уплаченные страховые взносы (премии), то при возврате в связи с расторжением договора страхования эти суммы учитываются в налоговой базе. Если же страховые взносы в состав расходов не включались, при их возврате дохода не возникает.

(Письмо Минфина РФ от 29 марта 2006 г. № 03-11-04/2/72)

Поставка медикаментов не облагается ЕНВД

Аптеки, которые поставляют медикаменты, изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства в детские сады, школы, больницы, поликлиники, интернаты, парикмахерские и т. д. и отгружают указанный товар по накладным, на ЕНВД по этому виду деятельности не переводятся.

(Письмо Минфина РФ от 10 марта 2006 г. № 03-11-04/3/123)

Минфин констатировал, что компенсация, которую компания выплачивает работнику за использование личного сотового телефона в служебных целях, не облагается НДФЛ и ЕСН.

По мнению главного финансового ведомства, под налогообложение не подпадает только та сумма компенсации, которая установлена организацией. При этом такие суммы должны быть экономически обоснованны. Для этого организации необходимо иметь документы или их заверенные копии, которые подтверждают как право собственности работника на телефон, так и его расходы при использовании телефона в служебных целях.

(Письмо Минфина РФ от 02 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43)

Когда отпуск приходится на два отчетных периода, расходы нужно учитывать пропорционально количеству дней отпуска, приходящихся на каждый отчетный период.

То есть, например, в декабре учитываются расходы на отпускные за дни, которые приходятся на декабрь, а в январе - за дни, которые приходятся на январь.

(Письмо Минфина РФ от 04 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/315)


Вернуться в начало


Правовые новости

Земельные правоотношения

С 1 июля 2006 г. изменены Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Изменения касаются вопросов разграничения государственной собственности на землю. Перечисляются земельные участки и земли, относящиеся к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Устанавливается порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю.

Изменениями предусматривается, что распоряжение земельными участками, относящимися к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется только после государственной регистрации права собственности на них. Что касается земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то ими можно распоряжаться без государственной регистрации права собственности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, - органами местного самоуправления указанных поселений, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

(Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

Вносятся изменения в отдельные акты Правительства РФ, регулирующие вопросы кадастровой оценки земель и перераспределением полномочий органов государственной власти

Корректируются правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316. Функции по осуществлению кадастровой оценки вместо Государственного комитета РФ по земельной политике принимает на себя специально сформированное Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. При этом Агентство лишается права утверждать результаты проведенной кадастровой оценки. Устанавливается, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Также вводится правило, согласно которому при проведении кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

(Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель")


Вернуться в начало


Тарифы и ценообразование

Утверждены методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электроэнергии по общероссийской электрической сети

В соответствии с Методическими указаниями осуществляется расчет устанавливаемых ФСТ России тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС, с использованием принадлежащих ей на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, либо с использованием принадлежащих иным лицам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Названные тарифы устанавливаются для субъектов оптового рынка, а также иных лиц, имеющих на праве собственности или на ином основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные к единой национальной (общероссийской) электрической сети, используемой организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Методические указания закрепляют общие правила расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, а также определяют порядок расчета расходов и прибыли, включаемых в необходимую валовую выручку организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. N 56-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети")


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта

Налоговая служба напоминает о сроках выдачи новых лицензий на производство и оборот этилового спирта

Новые лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будут выдаваться до 1 июля 2006 года. В связи с этим налоговая служба рекомендует организациям, осуществляющим указанные виды деятельности, представить в налоговые органы документы на получение новых лицензий за 60 дней до окончания этого срока.

(Письмо ФНС РФ от 24 марта 2006 г. № ШТ-6-07/322)

Отходы спиртового производства не относятся к подакцизным товарам

При реализации головная фракция этилового спирта не относится к подакцизным товарам, если она отнесена к отходам спиртового производства согласно действующей нормативной документации, внесена в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции и подлежит дальнейшей переработке или использованию в технических целях.

(Письмо Минфина РФ от 06 апреля 2006 № 03-04-06/43)


Вернуться в начало


Государство и местное самоуправление

Установлен порядок предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства.

Установлены размеры (ставки) субсидии на соответствующие виды расходов на 2006 год.

Субсидии из федерального бюджета, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, предоставляются юридическим лицам любой организационно-правовой формы, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам. Субсидии предоставляются на поддержку племенного животноводства, поддержку элитного семеноводства, производство льна и конопли, поддержку завоза семян в северные и высокогорные районы страны, поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями.

Получатели субсидий ежеквартально представляют в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ для взаимодействия с Минсельхозом России справки-расчеты о причитающихся субсидиях, а также заверенные в установленном порядке копии документов, являющихся основанием для выплаты субсидий. Минсельхоз России ежеквартально, на основании сводных справок-расчетов о причитающихся субсидиях, представленных субъектами РФ, определяет фактический объем субсидий. Предоставление субсидий получателям субсидий осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

(Приказ Минсельхоза РФ от 29 марта 2006 г. N 94 "Об утверждении Порядка предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства")


Вернуться в начало


Природные ресурсы

Изменен закон о недрах

Государственные органы власти субъектов РФ наделяются правом проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Плата за проведение экспертизы участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков местного значения, а также участков, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поступает в бюджеты субъектов федерации. Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

(Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах")


Вернуться в начало


Справочная экономическая информация

С 1 мая 2006 г в два раза снижаются установленные Банком России нормативы резервирования средств при осуществлении валютных операций, связанных с оттоком и притоком капитала.

(Указание ЦБР от 29 марта 2006 г. N 1674-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 29 июня 2004 года N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов")

С 10% до 0% снижен норматив обязательной продажи части валютной выручки.

(Указание ЦБР от 29 марта 2006 г. N 1676-У "О внесении изменения в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации")

С 1 мая 2006 г. 25% до 12,5% снижен норматив резервирования при осуществлении резидентами (физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе валютными биржами), за исключением кредитных организаций, переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках.

(Указание ЦБР от 29 марта 2006 г. N 1675-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 6 мая 2005 года N 1577-У "Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Утверждены Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)

В Правилах устанавливаются единые требования к осуществлению брокерской деятельности при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг, расчет по которым производится с использованием денежных средств или ценных бумаг, предоставленных брокером в заем клиенту (маржинальные сделки), и при купле-продаже ценных бумаг (за исключением срочных сделок, заключенных на фондовой бирже), заключенных на условиях исполнения обязательств по сделкам в день их заключения, в случае, если в момент заключения сделок суммы денежных средств, учитываемой по счету внутреннего учета расчетов с клиентом по денежным средствам, либо количества ценных бумаг, с учетом прав требования и обязательств по уплате денежных средств и поставке ценных бумаг по ранее заключенным сделкам, недостаточно для исполнения обязательств по такой сделке (необеспеченная сделка).

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-24/пз-н "Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)")

Утверждено Положение о критериях ликвидности ценных бумаг

Устанавливаются критерии ликвидности ценных бумаг, на основании соответствия которым ценные бумаги могут приниматься в качестве обеспечения обязательств клиентов по предоставленным займам для совершения маржинальных сделок, в качестве обеспечения обязательств клиента при расчете уровня маржи, а также могут быть проданы в результате совершения брокером необеспеченных сделок с ценными бумагами. Установлено, что ценная бумага должна быть включена в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи, а итоговый удельный вес ценной бумаги по результатам торгов на фондовой бирже за последний отчетный квартал должен превышать 10%.

Предусмотрено ежеквартальное составление списка ликвидных ценных бумаг организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Список ликвидных ценных бумаг приобретает обязательный характер с 15 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-25/пз-н "Об утверждении Положения о критериях ликвидности ценных бумаг")

Дата вступления в силу Порядка совершения маржинальных сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, для определенной категории клиентов, перенесена с 1 апреля на 1 мая 2006 года.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-23/пз-н "О внесении изменений в приказ ФСФР России от 27.10.2005 N 05-53/пз-н "Об утверждении Порядка совершения маржинальных сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, для определенной категории клиентов")

Внесены изменения в закон о рынке ценных бумаг и закон об инвестиционных фондах

В целях совершенствования государственного регулирования отношений в сфере надзора на рынке ценных бумаг и в сфере коллективных инвестиций вносятся изменения в ФЗ "О рынке ценных бумаг" и в ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Изменения направлены на исключение избыточных и дублирующих функций в сфере деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России). Так, согласно закону, упраздняются функции ФСФР по установлению нормативов, обязательных для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правил их применения, по регулированию деятельности оценщиков акционерных и паевых инвестиционных фондов. Излишними признаются функции по выдаче генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Упразднены функции ФСФР по аттестации руководителей и работников профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако сохраняются полномочия по установлению квалификационных требований, утверждению программы квалификационных экзаменов для аккредитации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, ФСФР предоставляются полномочия по аккредитации организаций, имеющих право принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты. Таким образом, обеспечивается возможность привлечения к аттестации высших учебных заведений и саморегулируемых организаций. При этом в законе четко оговаривается, что последние могут свободно осуществлять обучение граждан в соответствующих сферах деятельности, и только в случае получения аккредитации в ФСФР приобретают право принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за отдельными исключениями.

(Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах")


Вернуться в начало


Московское законодательство

Внесены изменения в Постановление Правительства Москвы "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции"

Устанавливается, что лицензии, выданные организациям до 31 декабря 2005 года на розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 13 процентов, вина - не более 22 процентов объема готовой продукции и на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 13 процентов объема готовой продукции, действуют до указанного срока в части розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции при условии выполнении лицензионных требований и условий, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Продавец обязан соблюдать нормы и правила продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, включая проверку перед продажей качества алкогольной продукции (по внешним признакам), целостности потребительской тары, наличия на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции в палатках, киосках, на объектах мелкорозничной сети в зонах отдыха в летний период, в отдельно стоящих летних кафе.

Излагается в новой редакции Порядок определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности.

(Постановление Правительства Москвы от 11 апреля 2006 г. N 242-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1069-ПП")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.