Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Президиум ВАС РФ постановил, что пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика НДФЛ могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Президиум ВАС РФ исходил из следующего. Поскольку пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а в силу ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате этого налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет. Поэтому они должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. В связи с этим Президиум не согласился с нижестоящими инстанциями, которые со ссылкой на п. 9 ст. 226 НК РФ признали, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Ссылка на указанную норму не может быть признана обоснованной, поскольку она предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. В спорном же случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Таким образом, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика НДФЛ могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05)

Основываясь на постановлении Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. N 10353/05, ФНС дает разъяснения, о том, что 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

(Письмо ФНС РФ от 31.05.2006 N ШС-6-14/558@)

Минфин дает разъяснения по обложению налогом на имущество основных средств, полученных во временное пользование и переведенных на консервацию.

Объекты основных средств, переданные ссудополучателю в безвозмездное временное пользование, переведенные по решению руководства организации на консервацию свыше трех месяцев или находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, не подлежат списанию с бухгалтерского учета организации-балансодержателя. Они рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций у данной организации. Не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации.

(Письмо Департамента аналоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 мая 2006 г. №03-06-01-04/101)

ФНС разъясняет отдельные вопросы осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции на территории Российской Федерации, связанные с необходимостью ее перемаркировки в связи с введением новых акцизных марок.

(Письмо ФНС РФ от 08.06.2006 N ШТ-6-07/579@)

ФНС на основании судебной практики разъяснила, что к ответственности за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП РФ должна привлекаться организация, а не работник, что не исключает возможности предъявления работодателем регрессного иска к работнику за ущерб, возникший вследствие наложения штрафа за данное правонарушение.

(Письмо ФНС РФ от 13.06.2006 N ММ-6-06/597@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Арбитражная практика

Распространены рекомендации по вопросам, возникающим в судебной практике при определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.

В частности, страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, - где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке). Даже в тех случаях, когда товарная позиция исходного и производного товаров отличается на уровне одного из первых четырех знаков по ТН ВЭД, но производный товар получен в результате операций, указанных в п. 5 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств СНГ от 30.11.2000, изготовление производного товара критерию достаточной обработки (переработки) не отвечает.

Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение. При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает. В случае, когда из имеющихся документов следует, что страна происхождения товара в сертификате определена не в соответствии с установленными требованиями, тарифные преференции могут быть применены в отношении товара только при условии, если будет установлено, что страной его происхождения является государство - участник Соглашения.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 110)

ООО, осуществлявшее уплату НДС ежеквартально и представившее декларацию по налогу за второй квартал 2004 года, правомерно привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления деклараций по НДС за апрель и май этого года, обязанность по представлению которых возникла у общества в связи с тем, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) в июне 2004 года превысила 1 млн руб. В данной ситуации указанные ежемесячные декларации не являются уточненными.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2006 по делу N А66-10014/2005)

Общество неправомерно привлечено к ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, поскольку затребованные инспекцией документы (перечень предприятий-дебиторов, расшифровки расходов) носят поясняющий характер и законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность их представления налогоплательщиком.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2006 по делу N А05-19791/2005-22)

Суд признал необоснованным довод ИФНС о неправомерном отнесении ООО на расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль, заработной платы лиц, работающих по совместительству, в размере 50% от оклада и ЕСН, исчисленного с этих сумм, со ссылкой на нормы ТК РФ, предусматривающие оплату труда названных категорий работников в размере 40% от оклада, необоснован, поскольку условие об оплате работы по совместительству предусмотрено трудовым договором.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2006 по делу N А56-18935/2005)

Отказ в возмещении НДС из бюджета правомерен, поскольку такие обстоятельства, как: уплата обществом сумм налога за счет заемных средств и средств, полученных от третьих лиц в счет погашения дебиторской задолженности, низкая рентабельность заключенных сделок, наличие у ООО кредиторской и дебиторской задолженности, а также отсутствие основных средств, офисных и складских помещений свидетельствуют о направленности деятельности общества на незаконное получение денежных средств из бюджета.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2006 по делу N А56-45123/2005)

Отказ ИФНС в проведении зачета излишне уплаченных ООО страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в счет уплаты взносов на страховую часть пенсии, неправомерен. Инспекция в силу прямого указания закона является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, уполномоченным осуществлять контроль за правильностью их исчисления и уплаты, а также принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2006 по делу N А05-19184/2005-10)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

ФСФР разъяснил порядок списания профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, со счетов депо ценных бумаг ликвидированных эмитентов.

Депозитарий вправе проводить операцию списания со счетов депо ценных бумаг ликвидированного эмитента в порядке, определенном условиями осуществления депозитарной деятельности, после подтверждения органом исполнительной власти, осуществляющим ведение единого государственного реестра юридических лиц, информации о ликвидации юридического лица - эмитента.

(Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 июня 2006 г. N 06-ОВ-02-3/8946 "О порядке списания со счетов депо ценных бумаг ликвидированных эмитентов")


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта

Утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с указанным Положением учет объема производства осуществляется в организациях, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а также спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота указанной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Учет объема оборота производится в организациях, осуществляющих оборот (за исключением розничной продажи) указанной продукции, с применением вышеназванных технических средств. Положением определяются основные показатели учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок их измерения и фиксации.

Также установлено, что достоверность учета объема производства (оборота) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется с учетом потерь, возникающих при производстве (обороте) данной продукции в пределах норм естественной убыли.

(Постановление Правительства РФ от 19 июня 2006 г. N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции")


Вернуться в начало


Жилищные правоотношения

Конституционный Суд РФ признал неконституционным запрет на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.