Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Изменены правила составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный Банк Российской Федерации

Изменениями предусматривается право кредитной организации в случае расположения на территории одного субъекта РФ ее головного филиала и (или) нескольких ее филиалов с разрешения территориального учреждения Банка России передавать отчетность филиалов, расположенных на территории одного субъекта РФ, через головной офис или уполномоченный филиал.

(Указание ЦБР от 19 декабря 2005 г. N 1642-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7379, вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России")

ГУ Банка России по Томской области вправе осуществлять операции рефинансирования кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 года n 273-п "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций".

(Приказ ЦБР от 17 января 2006 г. N ОД-16 "О распространении порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций")

С 1 января 2006 г. величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284 коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен в размере 1,132. На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г.

Величина предельного размера доходов, действующая в 2006 г., превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 г. не подлежит, а индексируется с учетом данного коэффициента лишь в 2007 г.

(Письмо Минфина РФ от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/85)


Вернуться в начало


Налогообложение

Утверждается новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и приводится Порядок ее заполнения.

Декларация представляется налогоплательщиками в территориальные органы ФНС России по своему месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять декларацию, вправе представить ее в налоговый орган по месту жительства.

(Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2005 г. N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения", зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2006 г. Регистрационный N 7409)


Вернуться в начало


Правовые новости

Земельные правоотношения

Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. n 28 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охране, защите и воспроизводству на 2006 год"

Субвенции распределяются в 2006 г. между субъектами РФ с целью обеспечения финансирования расходов на осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрану, защиту и воспроизводство на территории субъектов РФ. Приводится формула расчета размера выделяемой субвенции.

Ставки лесных податей за пользование лесным фондом для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей определяются умножением базовых ставок на сумму коэффициентов, учитывающих категории защитности лесов, приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования, и коэффициента, учитывающего площадь участка лесного фонда.

(Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 7 декабря 2005 г. N 323 "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей", зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2006 г. Регистрационный N 7400)


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта

Устанавливается порядок приобретения, учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории РФ.

Порядок приобретения марок регламентирует процедуру представления и рассмотрения документов, направляемых организацией в территориальный налоговый орган для приобретения марок, устанавливает формулу расчета размера суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, определяет процедуру выдачи марок, а также порядок действий при выявлении после получения марок их недостачи, излишнего количества, различия реквизитов и т.д.

До представления в налоговый орган документов для выдачи марок организация обязана предварительно перечислить денежные средства исходя из цены марки 1300 руб. за 1000 штук без учета НДС на счет территориального органа Федерального казначейства N 40503.

Марки выдаются налоговым органом материально ответственному лицу организации на основании соответствующих полномочий с одновременной выдачей накладной и счет-фактуры на выдаваемые марки. Учет марок в организации ведется материально ответственным лицом, за которым закреплено право получения, хранения, учета и выдачи марок для нанесения их на алкогольную продукцию. Полученные, но неиспользованные организацией марки возврату не подлежат, а уничтожаются организацией в присутствии должностного лица территориального налогового органа, как и марки, не соответствующие установленным требованиям. Уничтожение марок в организациях осуществляется на основании акта.

Утверждены образцы журналов: учета поступивших в организацию федеральных специальных марок; учета нанесенных марок на алкогольную продукцию; учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок. Данные журналы должны хранится в организации не менее 5 лет.

(Приказ Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок", зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2006 г. Регистрационный N 7399)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Утверждены формы и сроки представления специализированным депозитарием отчетности о выполнении операций, видах и рыночной стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.

Спецдепозитарий, заключивший с профильным федеральным органом исполнительной власти договор об оказании услуг специализированного депозитария, представляет отчет за отчетный период ежеквартально в течение 10 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала. Отчетный квартал определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, а отчетный период определяется как период с начала календарного года по конец отчетного квартала.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 декабря 2005 г. N 05-84/пз-н "Об утверждении формы и сроков представления специализированным депозитарием отчетности о выполнении операций, видах и рыночной стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих" (документ в формате rtf), зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7385)

Утвержден Порядок определения показателя эффективности доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих

Показатель эффективности используется в целях определения размера упущенной выгоды, подлежащей возмещению управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, в случаях, предусмотренных договором доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.

Показатель эффективности рассчитывается на основе средних результатов управления аналогичными портфелями всеми управляющими компаниями, формирующими инвестиционные портфели за счет накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 декабря 2005 г. N 05-79/пз-н "Об утверждении Порядка определения показателя эффективности доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих", зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7382)

Утверждено Положение о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов

Определяется порядок использования документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, пенсионными и инвестиционными фондами, управляющими компаниями и специализированными депозитариями при взаимодействии между собой и с клиентами, а также регистраторами и эмитентами ценных бумаг.

Определяются особенности обработки и хранения электронных документов, в том числе, проставления на документах служебных отметок, порядок удостоверения личности лица, от которого исходит документ, а также соблюдения иных требований.

Участники финансовых рынков должны уведомлять ФСФР России о начале использования ими электронных документов.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 8 декабря 2005 г. N 05-77/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов", зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7380)

В Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов введено дополнительное требование к индексам для целей определения состава и структуры активов указанных фондов: в случае, если в список ценных бумаг для расчета индекса включены облигации, их рыночная стоимость должна рассчитываться с учетом накопленного процентного (купонного) дохода.

В отношении открытого паевого инвестиционного фонда установлено, что при конвертации ценных бумаг управляющая компания фонда должна устранить несоответствие состава и (или) структуры активов установленным требованиям в течение 6 месяцев с даты, когда указанное несоответствие было или должно было быть обнаружено.

Изменения затронули требования к структуре активов закрытого паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории фондов венчурных инвестиций, требования к структуре активов закрытого паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории ипотечных. Скорректированы требования к имуществу, которое может входить в состав активов акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Однако наиболее существенно изменены требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости. Так, в состав активов таких фондов могут включаться теперь, помимо прочего, имущественные права по обязательствам из договоров, заключенных с юридическим лицом, инвестирующим денежные средства или иное имущество в строительство объекта недвижимости и имеющим право на получение в собственность построенного объекта недвижимости или его части. По иному, соответственно, определены и требования к инвестиционным договорам, права по обязательствам из которых могут входить в состав активов.

Изменениями установлено, что в состав активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости могут, с учетом определенных требований, входить еще права по обязательствам из договоров, на основании которых осуществляется строительство (создание) объектов недвижимого имущества, а также прав по обязательствам из договоров, на основании которых осуществляется реконструкция объектов недвижимости, составляющих активы указанных фондов. В соответствии с указанными изменениями скорректированы и требования к структуре активов названных видов инвестиционных фондов.

Также продлены сроки, в течение которых акционерные инвестиционные фонды, созданные до вступления приказа в силу, должны привести в соответствие с его требованиями состав и структуру своих активов (с 1 года до 2-х лет). Продлен также и срок, предоставленный акционерным и закрытым паевым инвестиционным фондам, относящимся к категории фондов недвижимости, для приобретения в состав своих активов имущественных прав по указанным выше договорам (с 2-х до 3-х лет).

Изменения к Положению о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию затрагивают в основном порядок оценки стоимости различных видов ценных бумаг, акций, закладных и т.д. при определении стоимости чистых активов акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Однако отдельные коррективы касаются также порядка оформления справки о стоимости чистых активов указанных фондов. В том числе изменена форма такой справки.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2005 г. N 05-83/пз-н "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.03.2005 N 05-8/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов", а также в Положение о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 N 05-21/пз-н", зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7387, приказ вступает в силу с 1 марта 2006 г.)

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 декабря 2005 г. n 05-85/пз-н "Об утверждении форм отчетов управляющих компаний об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о доходах от инвестирования таких накоплений, а также о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен" (документ в формате rtf) Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный n 7381

Утверждены формы отчетов управляющих компаний: о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен; об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих; о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен должен представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения хотя бы одной из указанных сделок. Отчет об инвестировании накоплений и отчет о доходах представляются ежеквартально в сроки, установленные договорами доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащими.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7381.

Утвержден Порядок расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих

Рыночная стоимость активов, составляющих инвестиционный портфель, определяется исходя из суммы денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, депозитов в кредитных организациях, рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель, и суммы дебиторской задолженности.

Порядком определены особенности оценки стоимости депозитов, отдельных видов ценных бумаг (облигаций внешних облигационных займов РФ, государственных ценных бумаг, паев (акций, долей) иностранного индексного инвестиционного фонда и др.), дебиторской задолженности.

В расчет рыночной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель, не принимаются: накопленный процентный (купонный) доход по облигациям, в случае опубликования в соответствии с законодательством РФ сведений о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведений о применении к эмитенту процедур банкротства; объявленные, но не полученные дивиденды по акциям, составляющим инвестиционный портфель; начисленные, но не полученные выплаты по ипотечным сертификатам участия, составляющим инвестиционный портфель.

Стоимость чистых активов, составляющих инвестиционный портфель, определяется как разница между рыночной стоимостью активов и обязательствами в составе кредиторской задолженности, подлежащими исполнению за счет этих активов.

Порядком установлены формы расчета рыночной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель, и стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2005 г. N 05-82/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих", зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2006 г. Регистрационный N 7407)


Вернуться в начало


Арбитражная практика

Разъяснены отдельные вопросы практики применения АПК РФ

Разъяснены вопросы о единоличном и коллегиальном порядке рассмотрения дел в арбитражном суде, о заявлении отвода судье в предварительном судебном заседании, о порядке предъявления копии доверенности для подтверждения полномочий представителя в судебном заседании, о соединении в одном исковом заявлении нескольких требований, о взыскании в пользу истца расходов на оплату услуг представителя при удовлетворении иска, предъявленного к ответчику, освобожденному от уплаты госпошлины, о подсудности дел, связанных с обращением взыскания на заложенное недвижимое имущество, об отдельных вопросах исчисления процессуальных сроков.

Кроме того, рассмотрены отдельные моменты, возникающие в процессе производства в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанции. Так, в частности, отмечено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Если при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным будет установлено, что указанный правовой акт является нормативным акт является нормативным, арбитражный суд обязан в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекратить производство по делу, если оспаривание такого акта в арбитражном суде не предусмотрено федеральным законом, а в определении о прекращении производства указывать мотивы, по которым суд пришел к выводу о нормативном характере данного акта.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации")

Информационное письмо Президиума Высшего Фрбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. n 97

В письме обобщается практика заключения и расторжения мировых соглашений, утверждаемых в деле о банкротстве. Мировое соглашение может распространяться только на тех кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения их собрания. Поэтому утверждение мирового соглашения, содержащего условие о распространении его действия на все обязательства должника перед кредиторами, которые возникли до даты введения в отношении должника конкурсного производства, является незаконным. Если будет установлено, что требования одного из кредиторов, голосовавших за заключение мирового соглашения, необоснованны, то это не влияет на юридическую силу соответствующего решения при условии, что голосование такого кредитора не могло повлиять на принятие решения.

Отмечается, что заключение мирового соглашения допускается на любой стадии дела о банкротстве, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. При этом большинство голосов кредиторов, принявших это решение, следует считать не от числа присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

Подчеркивается, что суд не вправе изменять содержание принятого мирового соглашения, однако, соглашение, содержащее неясности, судом не утверждается. Условие о порядке погашения задолженности перед арбитражным управляющим по выплате ему вознаграждения может включаться в соглашение только с его согласия. Условия мирового соглашения для кредиторов, голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за его заключение.

Определение об утверждении мирового соглашения, заключенного в деле о банкротстве, не может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

В обзоре нашли отражение вопросы: о порядке рассмотрения заявлений о признании и исполнении иностранного судебного решения в отдельных случаях; о полномочиях арбитражного суда при рассмотрении заявлений о признании и исполнении иностранных судебных решений; об условиях вынесения арбитражным судом определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда; об основаниях к прекращению производства по делу в рассматриваемых случаях. Также разъяснены вопросы компетенции арбитражного суда в отношении дел о признании и принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей; вопросы подсудности таких дел. Рассматривается целый ряд оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В случае, если участники международного многостороннего договора заключили также международный двусторонний договор о правовой помощи, международный договор подлежит применению только к тем отношениям, которые не урегулированы двусторонним договором.

При рассмотрении заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда арбитражный суд не вправе пересматривать такое решение по существу.

Рассмотрения заявления о признании и исполнении иностранного судебного решения, вынесенного против лица, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, рассматривается в деле о банкротстве.

Арбитражный суд имеет право рассматривать заявления об отменен, признании и принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по экономическим спорам даже в том случае, если они касаются прав и обязанностей физических лиц.

Соглашение о передаче спора в третейский суд сохраняет свою силу и после окончания срока действия договора, содержащего такое соглашение, если стороны своим соглашением не установили иное.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96)

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. n 98

Приводится обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением положений Налогового кодекса о налоге на прибыль организаций. Обзор содержит рекомендации ВАС РФ по спорным вопросам определения налоговой базы по налогу на прибыль, исчисления сумм амортизации, уплаты и возврата авансовых платежей и некоторым другим.

Указано, в частности, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такие средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Указано также на правомерность квалификации суммы экономической выгоды, полученной в связи с безвозмездным пользованием нежилыми помещениями, в качестве внереализационного дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль. Поясняется, что в силу нормы, установленной пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса, доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью. Установленный указанной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Рассматриваются вопросы налогообложения государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. Получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При предоставлении государственным или муниципальным унитарным предприятием в аренду имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в составе внереализационных доходов учитывается вся сумма арендной платы, а не только сумма, которая остается в его распоряжении.

ВАС признал, что налогоплательщик вправе подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм авансовых платежей по налогу на прибыль в общем порядке. Превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику. Налоговый кодекс не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей. Отмечено, что срок на возврат суммы излишне уплаченного налога или авансового платежа (один месяц) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее, чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена.

В то же время, обращается внимание на право налогового органа направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.

Приведены рекомендации по вопросам ответственности налоговых агентов. Согласно изложенной позиции суда, при выплате дивидендов по акциям публично-правовому образованию, например в случае выплат органу исполнительной власти, действующему от имени субъекта РФ, налог на прибыль не удерживается. Подтверждена также позиция, согласно которой несвоевременное представление налоговым агентом расчета по выплаченным налогоплательщикам доходам не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса. Как указал суд, юридическое лицо, выплачивающее доходы иностранным лицам, не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление налогового расчета по этим доходам, поскольку оно выступает в роли налогового агента. Субъектом этого правонарушения является только налогоплательщик.


Вернуться в начало


Строительство

С 1 января 2006 г. признается утратившим силу Положение о порядке выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. n 841-пп.

При оформлении ордера на право производства земляных и строительных работ в городе Москве представление копии разрешения инспекции Госархстройнадзора на производство строительно-монтажных работ (по объектам нового строительства и реконструкции) не требуется.

(Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 19-ПП "О совершенствовании системы выдачи разрешительных документов на осуществление строительных и земляных работ")

Утверждается порядок оформления и учетной регистрации инвестиционных контрактов, заключенных между Правительством Москвы и инвесторами, дополнительных соглашений к ним, протоколов предварительного и итогового распределения жилой (нежилой) площади и актов о результатах реализации инвестиционных проектов согласно инвестиционным контрактам на строительство (реконструкцию) объектов жилого и нежилого назначения.

Учетная регистрация осуществляется Комитетом города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и префектурами административных округов города Москвы в пределах их полномочий в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы на базе автоматизированной информационной системы ведения Единого реестра контрактов и торгов города Москвы.

(Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов")

Установлен порядок выполнения инженерных изысканий для изучения природных условий и факторов техногенного воздействия

Перечисляются основные и специальные виды инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускаются.

Инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранятся в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, а также в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России свои порядки выполнения инженерных изысканий на территории этих субъектов.

(Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства")


Вернуться в начало


Государство и местное самоуправление

Устанавливается порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах.

Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, однако это не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

По договору социального найма наниматель в качестве пользователя жилым помещением имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, в том числе временных жильцов, сдавать часть жилого помещения в поднаем, обменивать занимаемое жилое помещение, а также требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его надлежащее состояние жилого помещения, производить текущий ремонт, а также своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Также устанавливаются особенности пользования жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. В частности, при пользовании таким помещением наниматель не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Определяются особенности пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования.

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле. Собственник обязан своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Новые Правила заменяют действовавшие более 20 лет Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415.

(Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями")


Вернуться в начало


Таможня

Действие Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2005 г. n 196, установившего ставку ввозной таможенной пошлина от отдельные виды технологического оборудования в размере 0% от таможенной стоимости, продлено на бессрочной основе.

(Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 18 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования", вступает в силу с 12 февраля 2006 г.)

Ставки ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты железные и цинковые (коды ТН ВЭД РФ 2601 11 000 0, 2601 12 000 0 и 2608 00 000 0) устанавливаются в размере, равном нулю

Ранее ставки на указанные товары были установлены в размере 5% от таможенной стоимости, однако в период с 12 мая 2005 г. по 11 февраля 2006 г. эти ставки не применялись.

(Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 22 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты железные и цинковые", вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)

С 50 до 35 кг снижается общий вес товаров, который физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Кроме того, таможенные пошлины и налоги будут взиматься с граждан, перемещающих товары для личного пользования через границу чаще одного раза в месяц (ранее - более одного раза в неделю).

(Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 29 "О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 718", постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)


Вернуться в начало


Прочее

Вносятся изменения в перечень лекарственных средств

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, дополняется отдельными лекарственными средствами. Изменение вносится в целях рационального использования лекарственных средств, ввезенных в РФ в 2005 г. в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2005 г. N 811 "О внесении изменений в Перечень лекарственных средств", зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2006 г. Регистрационный N 7397, действует до 1 апреля 2006 г.)

Приказ Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ от 28 декабря 2005 г. n 809 "Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

В указанный в названии перечень включено 274 санаторно-курортных учреждения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2006 г. Регистрационный N 7366.

Определяются порядок и особенности функционирования, организации лечебной деятельности, развития, застройки, а также разработки природных лечебных ресурсов курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.

Курорт Ессентуки является бальнеологическим и питьевым курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике гастроэнтерологических и эндокринно-обменных заболеваний (сахарного диабета, ожирения, подагры и других).

Курорт Железноводск является бальнеологическим и грязевым курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике заболеваний органов пищеварения, почек, мочевыводящих путей и половой сферы, а также заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. На курорте проводится лечение сопутствующей патологии - заболеваний опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани, периферической нервной системы и других.

Курорт Кисловодск является бальнеологическим и горноклиматическим курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой, легочной, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой систем организма, заболеваний кожи, крови, глаза и его придатков.

Курорт Пятигорск является бальнеологическим и грязевым курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике заболеваний нервной, эндокринной, мочеполовой и костно-мышечной систем, соединительной ткани, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, уха, горла, носа, а также заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

(Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах")

Утверждены формы документов О результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

К этим документам относятся: Выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Указанные документы выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы с 1 апреля 2006 г.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 г. N 643 "Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению", зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2006 г. Регистрационный N 7402)

Утверждены Требования, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика

Собственные средства страховщика (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. При этом активы для покрытия этих собственных средств должны в целом отвечать требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

В требованиях определяются виды активов, не принимаемых для покрытия собственных средств страховщика (векселя, выданные физическими лицами; векселя, выданные акционерами (участниками) страховщика; доля перестраховщиков в страховых резервах; займы страхователям по договорам страхования жизни и проч.). Установлен также перечень видов активов, которые могут покрывать собственные средства страховщика. Требования, предъявляемые к этим активам, обязательны для выполнения всеми страховщиками.

Ранее созданные страховщики обязаны до 30 июня 2007 г. привести в соответствии с приказом свои активы, принимаемые для покрытия собственных средств.

(Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2005 г. N 149н "Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика", зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7389)

Приказ Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ от 7 декабря 2005 г. n 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" (документ в формате rtf), зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2006 г. Регистрационный n 7378

На должность участкового врача-терапевта назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия". Участковый врач-терапевт осуществляет деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения: поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Положением на участкового врача-терапевта возложены обязанности по: формированию врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения; осуществлению профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; организации и проведению диагностики и лечения; оказанию неотложной медицинской помощи; проведению противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики; проведению экспертизы временной нетрудоспособности и многие другие.

Утверждена также учетная форма N 030/у-тер "Паспорт врачебного участка (терапевтического)".

Утверждены формы документов О результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

К этим документам относятся: Выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Указанные документы выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы с 1 апреля 2006 года. Одновременно утрачивает силу постановление Министерства труда и социального развития РФ от 15 октября 2001 г. N 75 "Об утверждении форм документов о результатах определения бюро (главными бюро) медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и Инструкции о порядке их заполнения".

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 г. N 643 "Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению", зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2006 г. Регистрационный N 7402)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. n 1097-пп "Об утверждении перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях, на 2006-2008 гг."

Утверждаются на 2006-2008 годы перечни видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях. Минимальная ставка арендной платы за квадратный метр в год составит 840, 920 и 1000 рублей в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно.

Утверждаются региональные нормативы градостроительного проектирования "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве МГСН 4.19-2005"

Нормативы вводятся в действие с момента опубликования и действуют до принятия Градостроительного кодекса города Москвы.

(Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1058-ПП "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве МГСН 4.19-2005")

Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. n 1106-пп "О создании градостроительной конкурсной комиссии города Москвы"

Утверждаются Положение о Градостроительной конкурсной комиссии города Москвы и ее состав.

В компетенцию комиссии входит составление тематического плана проведения конкурсов на календарный год, определение вида и типа конкурсов, сроков проведения, требований к конкурсной документации (программе и условиям), обобщение итогов проведенных конкурсов и выработка предложений по совершенствованию практики их проведения. Решения комиссии по порядку и условиям проведения конкурса подлежат обязательному включению в конкурсную документацию.

Персональный состав комиссии определяется правовым актом Правительства Москвы по предложению Москомархитектуры в количестве 17 человек.

Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. n 1105-пп "О применении методов массовой оценки стоимости недвижимого имущества при принятии управленческих решений в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы и расположенных в городе Москве"

Утверждаемая Концепция определяет основные положения применения методов массовой оценки в отношении находящихся в собственности и расположенных в границах территории города Москвы объектов недвижимости, входящих в состав нежилого фонда. Под объектами нежилого фонда понимаются отдельно стоящие здания и помещения в зданиях, не предназначенные для проживания, а также автостоянки и гаражные комплексы.

Целями массовой оценки стоимости недвижимого имущества являются повышение эффективности управления недвижимым имуществом города Москвы, прогнозирование тенденций развития рынка недвижимости, создание информационного ресурса, содержащего регулярно обновляемые достоверные данные о стоимости недвижимого имущества, а также размере арендной платы за нежилые помещения на рынке недвижимости Москвы. Исключительными правами на информационный ресурс обладает город Москва.

Предусматривается ежегодное проведение мониторинга рынка недвижимости в Москве на основе разработанной модели массовой оценки стоимости недвижимого имущества с опубликованием результатов мониторинга на официальном сайте Департамента имущества города Москвы.

Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. n 1094-пп "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000 - 2004 гг. и организации работ по актуализации Генерального плана города Москвы" (документ в формате rtf)

Утверждается задание по актуализации Генплана Москвы, содержащее состав Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, план работ по его актуализации и перечень организационных мероприятий по подготовке проекта актуализированного Генерального плана на период до 2025 года.


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.