Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Уточнены положения Налогового кодекса Российской Федерации в части перечня документов, представляемых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС в случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Уточнен порядок принятия к вычету НДС по СМР, выполненным хозспособом до 1 января 2005 г.

Федеральный закон направлен на устранение неточности, возникающей с момента внесения в Налоговый кодекс изменений в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Согласно этим изменениям, с 1 января 2006 г. перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС, должен быть дополнен документами, подтверждающими факт поставки товаров резиденту особой экономической зоны. В этот перечень включаются, в частности, контракт с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и др. Наличие подобного положения являлось препятствием для применения налогоплательщиками вычетов по НДС.

Федеральным законом устанавливается, что указанные документы необходимо представлять только в случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Кроме того, уточняется порядок применения вычета по НДС по капитальному строительству в отношении объектов, строительство которых началось до 1 января 2006 г. Данное уточнение предоставляет возможность применения указанного вычета только в случае фактической уплаты НДС, что позволяет не допустить необоснованное возмещение сумм НДС в 2006 г.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. При этом действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

(Федеральный закон от 28 февраля 2006 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" Принят Государственной Думой 15 февраля 2006 года)

Министерством финансов РФ утверждена форма налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам и порядка ее заполнения

Минфин РФ утвердил новую форму налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Утвержден также порядок заполнения декларации. В соответствии с общими требованиями к порядку заполнения, декларация может быть представлена на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. (При отправке декларации по почте и по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.)

Определено, какие данные российские и иностранные организации и физические лица обязаны указывать на каждой странице декларации.

Титульный лист декларации, а также разделы "Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды", "Расчет ЕСН", "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" декларации заполняются всеми налогоплательщиками. Раздел "Сводные показатели за налоговый период для расчета ЕСН организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой декларации" заполняются только соответствующими организациями. Разделы "Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400 - 0440 Раздела 2" и "Расчет условий на право применения налоговых льгот" заполняются только налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Правила заполнения каждого из указанных разделов определены Порядком.

К Порядку прилагается также Справочник "Коды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика" и перечень кодов регионов.

В связи с утверждением новой формы декларации признается утратившим силу приказ Минфина РФ от 10 февраля 2005 года N 21н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкции о порядке ее заполнения".

(Приказ Минфина РФ от 31 января 2006 N 19н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения")

Министерством финансов РФ утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль и порядка ее заполнения

Утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения.

Налогоплательщики представляют декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Декларации представляются налогоплательщиками, в том числе уплачивающими авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.

Приказ применяется, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первый отчетный период 2006 года. С этого времени не применяются форма декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом МНС России от 11 ноября 2003 г. N БГ-3-02/614, и инструкция по ее заполнению, утвержденная приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3-02/585.

(Приказ Минфина РФ от 7 февраля 2006 г. N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения")

Министерством финансов РФ утверждены формы данных об исчисленных суммах ЕСН с доходов адвокатов

Утверждена форма "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов", а также рекомендации по ее заполнению. Данные по утвержденной форме представляются за налоговый период коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, юридическими консультациями на бумажном носителе или в электронном виде. Приводится образец формы.

Приказ применяется, начиная с представления данных об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов за 2005 год.

(Приказ Минфина РФ от 6 февраля 2006 г. N 23н "Об утверждении формы "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов" и Рекомендаций по ее заполнению")

Внесены изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 %

Внесены изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при реализации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908.

В частности, в перечень включены корма кукурузные и пшеничные, консервы плодоовощные диабетические, соки и нектары овощные и овощефруктовые для детского питания.

Постановление вступает в силу по истечении месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

(Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2006 года N 108 "О внесении изменений в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 ")

Утвержден порядок подтверждения основного вида деятельности страхователя - юридического лица

Утвержден Порядок, устанавливающий правила подтверждения основного вида деятельности страхователя - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, для определения Фондом социального страхования РФ класса профессионального риска вида экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности страхователя (его подразделения), и соответствующего этому классу размера страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55)

Минфином России и ФНС России утверждены образцы специальных марок для маркировки табака и табачных изделий

Утверждены образцы специальных марок для маркировки производимых в РФ табака и табачных изделий и приводятся правила их нанесения на указанную продукцию.

Также утверждены образец журнала учета поступивших специальных марок, и образец журнала учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и несоответствующих установленным требованиям специальных марок.

Специальные марки приобретаются организацией, осуществляющей производство табака и табачных изделий на территории РФ, в управлениях ФНС России по субъекту Российской Федерации, межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения.

(Приказ Минфина РФ и Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2006 г. NN 26н, САЭ-3-07/87@ "О порядке приобретения, учета и хранения специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2006 г. Регистрационный N 7537)

Налогоплательщики, работавшие в 2005 году "по отгрузке", вправе принимать к вычету НДС по "старым" отгрузкам по мере его оплаты поставщикам в 2006 году, а не равными долями в течение первого полугодия 2006 года

В случае если сумма НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, принятым к учету до 01.01.2006, уплаченная такими налогоплательщиками в соответствующем налоговом периоде первого полугодия 2006 года, меньше суммы НДС, подлежащей вычету исходя из рассчитанной доли, то вычету подлежит вся сумма НДС, не превышающая размера доли. Если же уплаченный поставщикам НДС в соответствующем налоговом периоде первого полугодия 2006 года превысит НДС, рассчитанный исходя из принципа равномерности, налогоплательщик вправе произвести вычет фактически уплаченной суммы НДС. Перерасчет размера долей неоплаченных сумм НДС, подлежащих вычету в последующих налоговых периодах, не производится. Что касается основных средств и нематериальных активов, принятых на учет в прошлом году, но оплаченных частично, по мнению Минфина РФ, "данные суммы НДС подлежат вычетам в налоговом периоде, в котором будет предъявлена к вычету последняя сумма НДС по кредиторской задолженности по этим основным средствам и нематериальным активам, числящаяся по состоянию на 31.12.2005".

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10.02.2006 № 03-04-15/31)

Налогоплательщики вправе руководствоваться любыми письменными разъяснениями уполномоченных органов и их должностных лиц, в том числе документами, содержащими разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, опубликованными в официальных изданиях, другой периодической печати, включаются в информационные справочно- правовые системы

При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

(Письмо Минфина РФ от 16.02.2006 № 03-02-07/1-30)

Разъяснен порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ

(Письмо ФНС РФ от 16.02.2006 N ММ-6-03/174@)

Начиная с 2006 года основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке

(Письмо ФНС РФ от 17.02.2006 N ГВ-6-21/178@)

Федеральная налоговая служба уточняет понятие "маркетинговой услуги"

(Письмо ФНС РФ от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@)

Федеральной налоговой службой уточнены КБК, на которые следует производить учет штрафов

ФНС РФ уточняет коды бюджетной классификации, на которые следует производить учет штрафов, налагаемых налоговыми органами в соответствии со статьями 14.1, 14.25, 14.27, 15.1, 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

(Письмо ФНС РФ от 20.02.2006 N ММ-6-10/185@)


Вернуться в начало


Корпоративное законодательство

Внесены изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рыке ценных бумаг

В Положение, определяющее требования к деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в РФ, внесены изменения, в соответствии с которыми при прохождении процедуры листинга ценные бумаги могут включаться не только в котировальные списки "А" (первого и второго уровней) и "Б", но и в котировальный список "В".

Включены дополнительные положения, регламентирующие порядок включения акций в котировальный список "В". Определены требования для включения акций в данный список, среди которых, в частности, предусматривается условие о том, что акции эмитента впервые размещаются путем открытой подписки, услуги по размещению акций при которой оказываются брокером, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения в связи с таким предложением сделок, направленных на отчуждение акций.

Включение акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 3 месяцев с даты окончания размещения акций на фондовой бирже. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой котировальный список (в список ценных бумаг, допущенных к торгам без прохождения процедуры листинга) при условии соответствия требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий котировальный список (для допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга).

Также определены условия делистинга фондовой биржей ценных бумаг (исключение ценных бумаг) из котировального списка "В".

Установлен порядок включения в котировальный список ценных бумаг эмитента, созданного в результате реорганизации нескольких юридических лиц. Ценные бумаги такого эмитента могут быть включены не выше самого низкого из уровней котировальных списков, в которые были включены ценные бумаги юридических лиц, в результате которых был создан эмитент.

Установлена обязанность фондовой биржи по приостановлению торгов по фьючерсному договору (контракту) и (или) опционному договору (контракту) в случае изменения текущей рыночной цены (текущего значения) соответствующего договора (контракта), при котором предусмотрена необходимость увеличения размеров начальной маржи, подлежащей внесению участниками торгов. При возобновлении торгов участники торгов, не исполнившие обязанности по перечислению начальной маржи, вправе совершать только сделки, направленные на закрытие их позиций по ранее совершенным сделкам.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 г. N 06-4/пз-н "О внесении изменений в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2006 г. Регистрационный номер N 7538)


Вернуться в начало


Правовые новости

По учету сумм, выраженных в иностранных валютах, курс которых к рублю официально не устанавливается Банком России

Если курс иностранной валюты к рублю официально устанавливается центральным (национальным) банком государства - эмитента указанной валюты, необходимо использовать курс указанной национальной валюты.

Если такой курс не устанавливается национальным банком, необходимо использовать кросс-курсы. При этом при выборе кросс-курса для перерасчета денежных средств предпочтительно использовать курсы, официально установленные центральным (национальным) банком государства - эмитента валюты, курс которой к рублю не устанавливался/не устанавливается Банком России, а также информационные системы Reuters и Bloomberg, сайты центральных (национальных) банков, газету Financial Times.

(Письмо ЦБР от 20 февраля 2006 г. N 24-Т "Об учете сумм, выраженных в иностранных валютах, курс которых к рублю официально не устанавливается Банком России")

Судебная практика

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ обобщена практика применения норм ГК РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщил практику применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса о некоторых основаниях прекращения обязательств.

ВАС указал, что обязательство может быть прекращено на основании статьи 417 ГК РФ, регулирующей порядок прекращения обязательства на основании акта государственного органа, и в тех случаях, когда издан акт органа местного самоуправления, делающий невозможным исполнение обязательства. Поясняется, что поскольку вопрос о последствиях издания органом местного самоуправления акта, сделавшего исполнение обязательства невозможным, законом прямо не урегулирован, подлежит применению аналогия закона. По мнению ВАС, отзыв у должника лицензии, вызванный неправомерными действиями лицензиата, и неисполнение в связи с этим обязательства не являются основанием прекращения обязательств должника в результате издания акта государственного органа.

ВАС поддержал позицию, согласно которой расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Судам рекомендовано иметь в виду, что односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет еще не оказанных до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора услуг.

Изложена позиция относительно разграничения прощения долга и дарения. Указано, что отношения кредитора и должника по прощению долга можно квалифицировать как дарение, только если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. В таком случае прощение долга должно подчиняться запретам, установленным ГК РФ в отношении дарения между коммерческими организациями.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 104)

Дела, рассмотренные ФАС Северо-Западного округа

Закрытие банком счета налогоплательщика, в отношении которого налоговый орган принял решение о приостановлении операций по счетам, не отменяет правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику новых счетов в этом банке.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2006 N А42-4190/2005)

Довод ИФНС о неправомерном предъявлении предприятием к вычету НДС по приобретенным за наличный расчет материальным ценностям на основании приходных кассовых ордеров при отсутствии чеков ККТ отклонен судом, поскольку согласно НК РФ в данном случае продавец вправе выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, подтверждающий факт оплаты товара, то есть документы, подтверждающие фактическую уплату налога в составе платежей за приобретенный товар, не конкретизированы.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А66-6359/2005)

Поскольку исполнение обязанностей плательщика НДС и обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению НДС разграничены Налоговым кодексом РФ, основания для проведения зачета налога, подлежащего возмещению из бюджета налогоплательщику, в счет исполнения им обязанности налогового агента отсутствуют.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-17761/2005)

Поскольку вычет по НДС в соответствии с НК РФ может быть применен только налогоплательщиком, указанным в счете-фактуре в качестве покупателя товаров (работ, услуг) и уплатившим сумму налога, общество неправомерно предъявило к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые были оплачены другим юридическим лицом.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2006 N А05-7174/05-28)

Суд отказал налоговой инспекции во взыскании с общества штрафа за непредставление истребуемых документов, правомерно указав на то, что неясность требования инспекции относительно необходимых для проверки документов, а также отсутствие подробного и обоснованного расчета суммы штрафа не позволяют определить, за непредставление каких конкретно документов общество было привлечено к ответственности.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2006 N А05-11102/2005-20)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Утверждены мероприятия по развитию малого предпринимательства города Москвы

Утверждается План мероприятий по основным направлениям развития межрегиональных и международных связей малых предприятий города Москвы на 2006 год.

Предусматривается формирование Реестра экспортно-ориентированных и конкурентоспособных на межрегиональных и зарубежных рынках малых предприятий города Москвы. Ежегодное актуализированное издание печатного каталога предприятий Реестра планируется рассылать в администрации субъектов Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации и представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом. Малые предприятия, вошедшие в Реестр, будут приглашены к участию в ежегодных конкурсах "Московский предприниматель" и "Московское качество".

(Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 105-ПП "О состоянии и дальнейшем развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.