Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Минфин дает разъяснения о порядке налогообложения сделок, предусматривающих условие об обратном выкупе ценных бумаг (сделок РЕПО).

(Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2006 г. №03-03-02/84 "О налогообложении операций РЕПО")

Минфин дает разъяснения относительно сроков взыскания налоговых санкций во внесудебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. N 5 исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, поскольку только в этих случаях предусматривается составление акта. Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения. Данный срок не подлежит восстановлению.

Если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период, а на организацию - пятьдесят тысяч рублей, налоговая санкция взыскивается на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это же положение применяется при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 апреля 2006 г. №03-02-07/1-90)

ФНС направляет для сведения налоговых органов разъяснения Минфина относительно применения бланков строгой отчетности при продаже товаров в случае отключения электроэнергии.

Минфин разъясняет, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применение бланков строгой отчетности при продаже товаров в случае отключения электроэнергии не освобождает от применения ККМ. Письмо ФНС России от 19.10.2005 N 06-9-08/30 о возможности использования бланков строгой отчетности при расчетах с покупателями в случае отключения электроэнергии применению не подлежит как не соответствующее действующему законодательству.

(Письмо ФНС РФ от 09.03.2006 N ШТ-6-06/245@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Арбитражная практика

Условие договора на оказание туристских услуг о праве турфирмы в одностороннем порядке изменить отель проживания и сроки поездки нарушает права потребителей и является основанием для привлечения ее к административной ответственности.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2006 по делу N А26-8932/2005-22)

В случае отключения электроэнергии при выдаче вместо чека ККМ бланков строгой отчетности установленной формы с учетом конкретных обстоятельств продавец освобождается от ответственности за неприменение ККМ.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.03.2006 по делу №А13-10037/2005-27)

Руководитель единоличного исполнительного органа акционерного общества наделяется соответствующими полномочиями, в том числе и правом представлять заявление о регистрации изменений в ИФНС без доверенности, с момента избрания его на эту должность, а не с момента внесения сведений о данном лице в государственный реестр.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2006 по делу N А56-8532/2005)

Наличие между участниками ООО личных неприязненных отношений не свидетельствует о грубом нарушении одним из участников своих обязанностей и не дает оснований для вывода о невозможности или затруднении деятельности ООО.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2006 по делу N А42-14708/04-14)


Вернуться в начало


Лицензирование отдельных видов деятельности

Установлен новый порядок лицензирования деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицензирующим органом является Росохранкультура, которая осуществляет деятельность по выдаче соответствующих лицензий.

Установлен перечень документов, которые соискатель должен представить для получения лицензии, а также требования и условия, необходимые при осуществлении лицензируемой деятельности. В частности, лицензиат должен иметь документы, подтверждающие заказ на изготовление соответствующей продукции; его право либо право заказчика на воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм (договоров на приобретение авторских и (или) смежных прав); наличие у лицензиата прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, которые подлежат регистрации; и др.

Лицензия на осуществление лицензируемой деятельности предоставляется сроком на 5 лет.

(Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. №252 "О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей")


Вернуться в начало


Производство и оборот этилового спирта

Утверждены требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, а также спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Определяются виды и устройство указанных технических средств, а также выполняемые ими функции.

Определено, что программные средства ЕГАИС, устанавливаемые в технические средства фиксации и передачи информации, создаются организацией, подведомственной Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в соответствии с техническими заданиями, утвержденными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и согласованными с Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

(Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. №253 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции")


Вернуться в начало


Таможня

Разграничена компетенция таможенных постов, проводящих таможенные операции в отношении подакцизных и других определенных видов товаров.

Специализированными таможенными органами, проводящими таможенные операции в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, определены таможенные посты Центральной и Северо-Западной акцизной таможни, за исключением Специализированного и Горенского таможенных постов Центральной акцизной таможни и Центрального акцизного (специализированного) таможенного поста Северо-Западной акцизной таможни.

Расположенные в Москве и в Московской области, в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области (за исключением таможенных постов Центральной и Северо-Западной акцизной таможни), а также Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении горюче-смазочных материалов на основе нефтепродуктов, классифицируемых в товарной позиции 3403 и подсубпозициях 2710197100 - 2710990000 ТНВЭД России, за исключением товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушных, морских (речных) судов.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 6 апреля 2006 г. N 306 "О внесении изменений и дополнений в приказ ФТС России от 28 октября 2005 г. N 1005 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров". Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2006 г. Регистрационный №7748)


Вернуться в начало


Административная ответственность

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

В основном поправки носят редакционный характер.

Также уточнены нормы статей, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил погрузки и разгрузки судов, перевозки опасных и тяжеловесных грузов, правил движения через железнодорожные пути, незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта, а также за нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и др.

(Федеральный закон от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Законодательно установлен минимальный размер собственных средств (капитала) в отношении банков.

Минимальный размер собственных средств (капитала) для банков составляет рублевый эквивалент 5 млн евро, для небанковских кредитных организаций - 500 тыс. евро.

Отменено право Банка России устанавливать размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций (филиалов, представительств).

Данные нормы вводятся в действие с 1 января 2007 г. Банки, имеющие на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн. евро, вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер их собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на эту дату.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

(Федеральный закон от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")

Разъясняются отдельные вопросы применения порядка ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций, утвержденного Положением Банка России от 14 мая 2003 г. №227-П.

(Письмо ЦБР от 31 марта 2006 г. N 45-Т "О разъяснениях по отдельным вопросам применения Положения Банка России от 14 мая 2003 года N 227-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций")


Вернуться в начало


Социальное обеспечение

В связи с повышением МРОТ увеличиваются тарифные ставки для работников ФГУ.

С 1 мая 2006 г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается в размере 1100 руб.

Также вводятся новые межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

(Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. №256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений")

С 1 января 2006 года проиндексированы выплаты компенсаций и иных выплат гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС

Также установлен порядок определения максимальных размеров указанных ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы с учетом индексации.

Лицам, получившим право на получение данных компенсаций и выплат в 2006 г., выплата осуществляется с учетом индексации.

(Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. №246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС")

Расширен перечень видов работ, периоды выполнения которых суммируются при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии.

Теперь в перечень включаются периоды работы в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России; работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России.

Также скорректирован порядок суммирования периодов работ, дающих право на получение досрочной трудовой пенсии.

Помимо указанного, Правила дополнены положениями об особенностях исчисления стажа работы на водном транспорте, а также периодов осуществления подземной работы. В соответствии с изменениями устанавливается правило, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

(Постановление Правительства РФ от 2 мая 2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")


Вернуться в начало


Московское законодательство

Правительство Москвы делает попытку контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ГУПов г.Москвы.

Утвержден порядок составления, утверждения и контроля за исполнением планов финансово-хозяйственной деятельностью ГУПов г.Москвы. Определены этапы формирования планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий; состав показателей, величины которых подлежат обязательному отражению в планах (программах); полномочия органов исполнительной власти города Москвы по определению (согласованию) форм планов (программ) и определяемых в них показателей; последовательность действий и обязанности органов исполнительной власти и руководителей предприятий при утверждении показателей программ предприятий, а также сводных ведомственных и территориальных программ; обязанности органов исполнительной власти по организации контроля за выполнением показателей.

Порядок является обязательным для ГУПов и органов исполнительной власти города Москвы.

До 1 января 2007 года Порядок вводится в опытном порядке, затем планируется придать ему постоянное действие.

(Постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. №272-ПП "Об утверждении Порядка составления, утверждения и контроля за исполнением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы")

Правительство Москвы утвердило ставки арендной платы за землю в городе Москве, применяемые с 1 июля 2006 г., и условия их пересмотра.

Предусмотрено, что обязательным условием договора аренды земельного участка является возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор аренды с направлением уведомления арендатору.

Уменьшение арендных платежей не допускается, за исключением договоров с организациями, которым ставки арендной платы устанавливались в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2005 года №162-ПП, а также с организациями и физическими лицами, освобожденными от земельного налога полностью или частично, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

(Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве")

Установлены основы деятельности нотариата в г.Москве.

Законом регулируются вопросы организации нотариата на территории города Москвы, устанавливаются права и обязанности нотариуса, порядок прохождения профессиональной стажировки лица, претендующего осуществлять нотариальную деятельность, а также замещения должности помощника нотариуса, правовое положение Московской городской нотариальной палаты, порядок осуществления контроля за деятельностью нотариусов.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

(Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. №15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.