Мониторинг изменений за период 30.12.06 - 12.01.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Внесены изменения в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Изменения касаются порядка представления налоговых деклараций и отмены отдельных налоговых льгот. Так, на нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, возлагается обязанность письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Предусматривается корректировка порядка представления налоговых деклараций. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, будут представлять налоговые декларации только в электронном виде. Такая же обязанность возлагается и на крупнейших налогоплательщиков. При этом крупнейшие налогоплательщики должны представлять налоговые декларации (включая декларации по обособленным подразделениям) только в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии декларации отметку о ее принятии и дату ее получения. Для лиц, не осуществляющих операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющих объектов налогообложения, предусматривается обязанность представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию.

С 1 января 2007 г. отменена налоговая льгота в виде освобождения сумм, полученных от продажи ценных бумаг, от уплаты налога на доходы физических лиц.

Также устанавливаются равные условия обложения налогом на прибыль организаций, приобретающих право пользования, владения и распоряжения земельными участками, и организаций, заключающих договор аренды земельного участка. Расходы организаций на приобретение указанных прав на земельные участки будут включаться в состав прочих расходов и учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Предусмотрены дополнительные налоговые стимулы для разработки месторождений со степенью выработанности более 80%. Налогоплательщики в случае подготовки на едином технологическом объекте нефти, добытой на таких участках, до требований стандартов вправе применять при исчислении налоговой ставки максимальное значение коэффициента выработанности для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.

Кроме того, скорректирована ставка земельного налога для участков, предоставленных для ведения дачного хозяйства. С 1 января 2007 г. она составляет 0,3% от кадастровой стоимости участка (ранее - 1,5%).

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ)

В связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" вносятся изменения в Налоговый кодекс, Гражданский кодекс и некоторые другие законодательные акты.

Изменениями, в частности, предусматривается, что операции, связанные с формированием и использованием целевого капитала некоммерческих организаций, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, а получаемые доходы освобождаются от уплаты налога на прибыль, уточняется перечень лиц, в пользу которых может осуществляться пожертвование.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ)

Принят упрощенный порядок декларирования физическими лицами доходов, полученных до 1 января 2006 г.

Гражданам, которые в силу неоднозначности в прошлом налогового законодательства и неурегулированности ряда базисных экономических институтов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получали до 1 января 2006 г. доходы без декларирования их налоговыми органами, предоставляется возможность задекларировать их в упрощенном порядке путем уплаты декларационного платежа в размере 13% от декларируемого дохода без указания вида и источника дохода. Факт уплаты декларационного платежа будет подтверждаться расчетным документом с отметкой банка о его исполнении. Платеж будет уплачивается через банк в наличной или безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства.

Декларационный платеж рассматривается как эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Граждане, уплатившие декларационный платеж, в отношении задекларированных сумм будут считаться исполнившими свои обязанности по представлению налоговой декларации по НДФЛ и ЕСН и иных документов, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В целях обеспечения гарантий освобождения граждан от ответственности за совершенные ранее нарушения налогового законодательства вводится запрет на использование информации об уплате декларационного платежа. Истребование такой информации будет возможно только по запросу самого налогоплательщика либо правоохранительных органов в целях проверки подлинности представленного налогоплательщиком расчетного документа.

Упрощенное декларирование не распространяется на лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов, если судимость по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ не снята и не погашена.

Задекларировать доходы в упрощенном порядке будет возможно с 1 марта 2007 г. и до 1 января 2008 г. Ограничения по суммам декларируемых денежных средств и видам валют не предусмотрены.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2007 г.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 265-ФЗ)

С 2008 года будет освобождена от налогообложения ЕСН и НДФЛ сумма единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка. Максимальный размер этой помощи, не подлежащей налогообложению, определен в сумме 50 тыс. рублей на каждого ребенка.

(Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.)

С января 2007 года Правительством РФ утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Установлены размеры ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования; за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования; за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей.

(Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876)


Вернуться в начало


Правовые новости

Арбитражная практика

Пленум ВС РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления.

Исходя из того, что в соответствии с налоговым законодательством срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, Пленум пояснил, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный НК РФ. При этом к иными документами, указанными в этих статьях, в частности, относятся: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, а также документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Отмечено, что включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п. В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. 199 и ст. 327 УК РФ. Кроме того, разъяснено, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к этим статьям. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. Между тем по смыслу закона ответственность за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ либо ст. 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный НК РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты.

В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению соответствующих преступлений, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Подчеркивается, что доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов налоговых преступлений, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64)


Вернуться в начало


Лицензирование отдельных видов деятельности

Дата отмены лицензирования аудиторской деятельности перенесена с 1 января 2007 года на 1 июля 2007 года.

Одновременно с 1 января 2007 года на 1 июля 2007 года перенесена дата отмены лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений и проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

(Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ)

Утверждено новое положение, определяющее порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, осуществляемой российскими юридическими лицами.

Полномочия по лицензированию деятельности по трудоустройству за границей предоставлены Федеральной миграционной службе.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности по трудоустройству за границей: оказание гражданам РФ услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами РФ, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.

(Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 797)

Постановлением Правительства РФ определен порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование указанной деятельности осуществляется Ространснадзором, лицензия предоставляется сроком на 5 лет.

(Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 784)


Вернуться в начало


Государство и местное самоуправление

В результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, образуется новый субъект РФ - Иркутская область.

(Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ)


Вернуться в начало


Административная ответственность

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства увеличен с 2 месяцев до 1 года.

(Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ)


Вернуться в начало


Таможня

Внесены дополнения в постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863, устанавливающее ставки таможенные сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров.

Согласно дополнениям, устанавливается порядок определения ставок в отношении экспортируемых товаров, для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости. В отношении данных товаров для определения ставки используется цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары, указанная в счете-фактуре, оформленном в связи со сделкой купли-продажи, пересчитанная в рубли. При заявлении в отношении указанных товаров таможенного режима экспорта в связи с другими сделками используется стоимость этих товаров, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к этим товарам, пересчитанная в рубли.

(Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 803)


Вернуться в начало


Справочная экономическая информация

Внесены изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", направленные на совершенствование вопросов валютного регулирования в процессе осуществления расчетов в области международных перевозок транспортными компаниями.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ)

Федеральным законом устанавливается правовая основа для принятия специальных экономических мер, определяются формы и область применения этих мер, порядок их введения и отмены.

Президент РФ наделяется полномочиями по принятию решений о необходимости введения специальных экономических мер в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, о сроке действия этих мер и об их отмене. При этом Правительство РФ, а в некоторых случаях и Банк России во взаимодействии с Правительством РФ устанавливают перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.

Федеральным законом предусматривается участие Совета Федерации и Государственной Думы в инициировании процедуры принятия специальных экономических мер, их изменения и отмены.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ)

С 1 января 2007 года изменен порядок определения размера единовременной страховой выплаты при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 259-ФЗ)


Вернуться в начало


Социальное обеспечение

С 1 января 2007 года величину единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, устанавливается в размере 720 руб.

(Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800)

С 1 января 2007 года устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях, в целях обеспечения необходимого уровня социальной защиты военнослужащих и лиц гражданского персонала, а также поддержания необходимого уровня боевой готовности указанных российских воинских формирований.

Федеральным законом установлены выплата окладов по воинским званиям, окладов по воинским должностям и должностных окладов (тарифных ставок) в повышенных размерах, дополнительный отпуск и некоторые другие социальные гарантии.

Федеральный закон позволяет также обеспечить указанным военнослужащим и лицам социальные гарантии, подобные гарантиям, установленным для военнослужащих и лиц гражданского персонала, проходящих военную службу (работающих) в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Армения, Грузии и Республики Таджикистан.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ)

С 1 января 2007 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семей (материнский (семейный) капитал). Право на материнский (семейный) капитал подтверждается государственным сертификатом. В этой связи установлен порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и его выдачи.

(Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873)

В 2007 г. сохраняются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных безработными с 1 января 2005 г., предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 12 (720 и 2880 руб. соответственно).

(Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006г. №831)

С 1 января 2007 г. пособие по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяется исходя из среднего заработка (дохода), исчисляемого при назначении данным лицам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В средний заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ. В средний заработок лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС РФ.

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

(Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Федеральным законом предусматривается введение новой эмиссионной ценной бумаги - российской депозитарной расписки, которая по своей природе является именной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости. Российская депозитарная расписка удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 282-ФЗ)

В целях привлечения иностранных инвестиций в банковскую систему РФ и повышения качества инвестируемого капитала отменено требование о получении предварительного разрешения Банка России кредитной организацией на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и отчуждение своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а также участниками кредитной организации - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов.

Кроме того, исключено право Банка России устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков в части обязательных нормативов и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Одновременно в целях повышения эффективности регулирования банковского сектора снижено с 5% до 1% количество акций (долей) кредитной организации, при приобретении или получении в доверительное управление свыше которого требуется уведомлять Банк России.

(Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №246-ФЗ)


Вернуться в начало


Прочее

Принят Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30 декабря 2006 г. №275-ФЗ

Федеральный закон устанавливает правовую базу для регулирования отношений, связанных с формированием целевого капитала некоммерческих организаций, а также с осуществлением контроля за формированием целевого капитала и использованием дохода от такого капитала. При этом назначением формирования целевого капитала и использования дохода от такого капитала является содействие деятельности в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, искусства, архивного дела, физической культуры и спорта, социальной поддержки.

Также определяются особенности управления некоммерческой организацией, являющейся собственником целевого капитала, в связи с формированием и размещением такого капитала и использованием дохода от этого капитала.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №275-ФЗ)

Внесены изменения в статьи 48 и 52 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации"

Некоммерческие организации не вправе вносить пожертвования в фонд референдума РФ, если в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, они получали денежные средства или иное имущество от иностранных государств (в том числе их органов власти), иностранных граждан и юридических лиц (включая благотворительные организации и религиозные объединения), международных организаций и международных общественных движений, российских юридических лиц с иностранным участием (более 30%), а также от организаций, учрежденных государственными органами или органами местного самоуправления РФ, и юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований превышает 30%. Установленные ограничения применяются только в случае, если полученные некоммерческими организациями денежные средства или иное имущество не были возвращены перечислившим их лицам (при невозможности возврата - переданы в доход РФ).

Одновременно уточнен перечень органов, осуществляющих проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в фонды референдума. Это органы регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций.

(Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 7-ФКЗ)

Установлены ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №274-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ устанавливается порядок подачи работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Работодатель и (или) заказчик работ (услуг) обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты заключения договора с указанными работниками, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения по приводимой форме.

Постановление вступает в силу с 15 января 2007 г.

(Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798)

Приняты изменения, касающиеся работы розничных рынков. Изменения направлены на обеспечение защиты прав потребителей, поддержку отечественных товаропроизводителей, создание условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, а также упорядочение торговой деятельности на розничных рынках.

(Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Комиссии города Москвы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд города Москвы за счет средств бюджета города Москвы должны иметь в своем составе после 1 июня 2007 года более 50 процентов специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или среднесрочное повышение квалификации в области размещения государственного заказа.

(Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 982-ПП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства