Мониторинг изменений за период 01.09.07 - 07.09.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Действие старых бланков строгой отчетности продлено до 01.06.2008 г.

Бланки строгой отчетности, которые организации и индивидуальные предприниматели могут выдавать при оказании услуг населению вместо использования ККТ, должны соответствовать ряду требований и утверждены в определенном порядке. Эти требования указаны в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171). Формы тех бланков строгой отчетности, которые были утверждены ранее, до принятия Положения, было разрешено использовать до 1 января 2007 г. Впоследствии этот срок был перенесен на 1 сентября 2007 г. (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171).

Теперь же Правительство РФ вновь продлило этот срок. Утвержденные ранее формы бланков строгой отчетности могут применяться организациями и предпринимателями до 1 июня 2008 г.

(Постановление Правительства РФ от 27.08.2007 № 542 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники")

Первичные учетные документы составлять в иностранной валюте нельзя.

Расходы, которые признаются при расчете налога на прибыль, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие требования к составлению и оформлению первичных учетных документов предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В нем говорится, что к числу обязательных реквизитов первичных документов относятся измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении. При этом установлено, что бухгалтерский учет организации должны вести в валюте Российской Федерации - в рублях. Поэтому все первичные учетные документы, в том числе являющиеся основой для составления аналитических регистров налогового учета, надо составлять в рублях. Заполнять такие документы в иностранной валюте неправомерно.

(Письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-03-06/2/127)

Утверждена новая периодическая форма статистического наблюдения для организаций, имеющих на балансе или арендующих автомобили.

Росстат утвердил целый ряд форм статистического наблюдения, которые касаются организаций, занимающихся аудиторской и туристской деятельностью, авиапредприятий, органов местного самоуправления и др. Однако практически для всех предприятий будет актуальна форма № 1-ТР (автотранспорт). Ее должны заполнять все юридические лица и их обособленные подразделения, которые имеют на своем балансе или арендуют автомобили, а также ведомственные и частные автодороги.

Эта форма является периодической: она представляется один раз в пять лет (25 января после отчетного года) и предназначена для отчета за 2007 г. Новая форма несколько отличается от ныне действующего аналога, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 25.07.2002 № 158. Так, из кодовой части титульного листа исключены следующие графы: "вида деятельности по ОКВЭД", "отрасли по ОКОНХ", "территории по ОКАТО", "министерства (ведомства), органа управления по ОКОГУ", "организационно-правовой формы по ОКОПФ", "формы собственности по ОКФС". Также из новой формы исключен разд. 3.3 "Наличие и использование контейнеров на конец года". В разделе 1.2. наряду с информацией об автомобилях, взятых в аренду, теперь надо будет отражать также сведения о транспортных средствах, приобретенных в лизинг. Кроме того, разделы 3 и 4 новой формы должны заполнять все организации, независимо от числа находящихся в их распоряжении автомобилей (собственных, арендованных и по договору лизинга). Ранее раздел 3.1 и некоторые строки раздела 4 заполняли хозяйства, имеющие 10 и более грузовых автомобилей.

(Постановление Росстата от 22.06.2007 № 49 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта, связи, ЖКХ, туризма и правонарушений на 2008 год")


Вернуться в начало


Налогообложение

Минфин России выпустил новые разъяснения о признании расходов по земельным участкам.

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство вновь обратилось к новому порядку признания расходов по земельным участкам, действующему с 2007 г.

Напомним, что расходы на приобретение прав на земельные участки организация может признавать одним из двух способов: либо равномерно в течение срока, составляющего минимум пять лет, либо постепенно путем уменьшения налоговой базы текущего периода на сумму, не превышающую 30 процентов от налоговой базы предыдущего налогового периода. Если организация выбрала второй способ, нужно учесть следующее.

В ст. 264.1 НК РФ установлены особенности признания расходов на приобретение прав на земельные участки. Согласно п.п. 2 и 4 данной статьи в таком же порядке признаются и расходы на приобретение права заключения договора аренды земельных участков. Поэтому, если организация в одном отчетном (налоговом) периоде приобретает и земельные участки, и права аренды земельных участков, предельный размер расходов (не более 30 процентов налоговой базы) определяется отдельно в отношении каждого вида расходов - на приобретение земли и на приобретение права аренды.

(Письмо Минфина России от 27.07.2007 г. № 03-03-06/1/425)

Коэффициент, применяемый для корректировки размера налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нефти за июль 2007 г., определен в размере 6,4009.

По сравнению с прошлым месяцем произошло увеличение данного коэффициента (с 5,4496 до 6,4009) в связи с изменением показателей, исходя из которых он рассчитан. При незначительном снижении среднего значения курса доллара США к рублю (с 25,9257 до 25,556 за все дни данного налогового периода) значительно возрос средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья и составил 74,37 долл. США за баррель (в июне этот показатель составлял 68,05 доллара США за баррель).

(Письмо ФНС РФ от 16.08.2007 N ГИ-6-11/653@)

ФНС РФ разъяснены вопросы, касающиеся исчисления и уплаты бюджетными учреждениями налога на имущество организаций в 2006 - 2007 г.г.

Для использования в работе налоговых органов направлено письмо Минфина РФ, в котором сообщается, что при расчете налога на имущество организаций результаты переоценки основных средств, проведенной бюджетным учреждением по состоянию на 1 января 2007 года должны быть учтены в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 год. При этом указано, что в случае если результаты переоценки основных средств, проведенной в течение первого полугодия 2007 года, не отражены в бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 года, то расчет авансового платежа по налогу на имущество организаций за I квартал 2007 года производится без учета результатов переоценки. Результаты переоценки основных средств, отраженные в бюджетном учете во II квартале 2007 года, учитываются для целей налогообложения при расчете среднегодовой стоимости имущества за первое полугодие, 9 месяцев и год, начиная с 1 января 2007 года по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом. При этом перерасчет налоговых обязательств (авансового платежа) за I квартал 2007 года не производится.

(Письмо ФНС РФ от 02.07.2007 N СК-6-11/518@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Расходы на подготовку отчетности по МСФО, представление которой является условием получения кредита, учитываются при расчете налога на прибыль.

Организация (МУП) заключила с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) кредитный договор. Одним из условий выдачи кредита являлось предоставление заемщиком финансовой отчетности, подтвержденной аудиторами в соответствии с МСФО. При этом в договоре на оказание услуг по подготовке отчетности по МСФО было указано, что проведение обязательного аудита не является предметом договора. В этой связи налоговый орган решил, что услуги, оказанные налогоплательщику, не были аудиторскими, поэтому он неправомерно признал расходом сумму затрат на оплату этих услуг.

Суд поддержал налогоплательщика. Он указал, что на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги. Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит может быть обязательным или добровольным. В данном случае проведение аудита по МСФО являлось условием, необходимым для получения МУП кредита от ЕБРР, и обеспечивало разумную уверенность банка в достоверности сведений финансовой отчетности кредитора. Фактически налогоплательщик оплатил оказанные ему услуги. Следовательно, действия налогового органа являются необоснованными.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2007 № А82-11981/2006-20)


Вернуться в начало


Финансы

Банк России дает разъяснения по вопросу правомерности осуществления юридическими лицами - некредитными организациями деятельности по хранению денежных средств и иных ценностей физических лиц.

Указано, что деятельность кредитной организации по распространению лотерейных билетов, телефонных карт и интернет-карт, с учетом некоторых особенностей, не нарушает ограничений, установленных статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которой определен перечень разрешенных и запрещенных банковских операций и других сделок.

(Письмо ЦБ РФ № 136-Т от 30.08.2007 г.)

Разработано новое положение об аффелированных лицах кредитных организаций.

Положение подготовлено с учетом изменений и дополнений, внесенных в антимонопольное законодательство Российской Федерации. Так, например, приведены в соответствие со статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции" критерии отнесения юридических и физических лиц к группе лиц, к которой принадлежит кредитная организация. Кроме того, следует отметить, что в новом порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций не содержится положений, касающихся, в частности, порядка заполнения установленных форм отчетности в целях автоматизированной обработки информации об аффилированных лиц.

(Положение ЦБ РФ 20.07.2007 N 307-П, зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2007 № 10061)

О кодах классификации доходов в бюджетную систему РФ и реквизитах платежных поручений на перечисление этих доходов.

ЦБ РФ сообщает коды классификации для государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, связанных с изменением наименования кредитной организации; государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) кредитными организациями эмиссионных ценных бумаг в случае государственной регистрации выпусков ценных бумаг указанным Департаментом; государственной пошлины за выдачу копии зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, или копии зарегистрированного проспекта ценных бумаг, или копии зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае государственной регистрации выпусков ценных бумаг Департаментом. Также сообщаются реквизиты, необходимые при заполнении кредитными организациями платежных поручений на перечисление вышеуказанных видов доходов в бюджетную систему РФ.

(Письмо ЦБ РФ № 133-Т от 28.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС России № 762 от 11.08.2006 г.

Решением ВАС РФ от 21.05.2007 № 1844/07 было признано недействующим правовое положение, содержащееся во втором предложении абзаца 3 пункта 9 Инструкции, касающееся установления обязанности декларанта при декларировании по одной грузовой таможенной декларации товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России, указывать в списке товаров также и код отдельных товаров, к которым применяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Вносимые изменения исключают данное положение и оставляют лишь требование о том, что если к отдельным товарам применяются указанные выше ограничения, то в списке товаров при декларировании в одной ГТД товаров различных наименований должны быть указаны только сведения о документах, подтверждающих соблюдение предусмотренных ограничений.

(Приказ ФТС РФ № 964 от 13.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Внесены изменения в регламент федерального казначейства.

Во исполнение Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" внесены изменения в раздел VIII "Порядок работы с обращениями граждан и организаций" регламента Федерального казначейства.

Регламентирован порядок действий должностных лиц Федерального казначейства при поступлении обращений граждан по вопросам как относящимся, так и не относящимся к компетенции Федерального казначейства.

Определены требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направленным по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.

В частности определено, что обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и подготовки ответа.

(Приказ Казначейства РФ № 4н от 06.08.2007 г.)

В Приказ Росфиннадзора от 22 декабря 2006 г. № 173 "О закреплении в 2007 году полномочий администратора доходов федерального бюджета за территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" внесены изменения.

Согласно внесенным изменениям территориальные органы Росфиннадзора осуществляют полномочия администратора доходов федерального бюджета в части принятия решения о возврате (возмещении) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм по коду бюджетной классификации 151 1 17 05010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета".

(Приказ Росфиннадзора № 95 от 13.08.2007 г.)

Принято решение о дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за границей.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за границей, которым выплата денежного довольствия, вознаграждений и других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется по месту прохождения военной службы за границей в российских рублях и которые до 1 января 2007 года не являлись налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, установлена ежемесячная денежная компенсация в размере расходов по уплате налога на доходы физических лиц с указанных выплат до очередного повышения (индексации) денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

(Постановление Правительства РФ № 543 от 29.08.2007 г.)

О применении штрафных санкций за совершение административных правонарушений.

Роспотребнадзор направил Письмо о применении штрафных санкций за совершение административного правонарушения. Сообщено, что Федеральным законом от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" введен ряд новаций. Так, предусмотрено увеличение как минимальных, так и максимальных размеров административных штрафов. Кроме того, названным Законом из Общей и Особенной частей КоАП РФ исключены положения, предусматривающие исчисление суммы штрафа в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда.

Разъяснено, в каких случаях, и в каком размере должностные лица Роспотребнадзора уполномочены налагать административный штраф за совершенные административные правонарушения без составления протокола об административном правонарушении в порядке части 1 статьи 28.6 КоАП РФ. Кроме того, приведены Методические рекомендации по применению постановлений-квитанций о наложении административного штрафа.

(Письмо Роспотребнадзора № 0100/7470-07-32 от 25.07.2007 г.)

О размещении резерва средств на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2007 году резерв средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размещается в государственные ценные бумаги Российской Федерации (номинальная стоимость которых выражена в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте), а также в банковские депозиты в кредитных организациях, являющихся резидентами Российской Федерации.

Установлено, что доля средств страхового резерва, размещенных в депозиты в одной кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу), не должна превышать 10 процентов инвестиционного портфеля, а максимальная доля указанных активов в инвестиционном портфеле не должна превышать 20 процентов. Фонд социального страхования РФ ежеквартально представляет в Правительство РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ одновременно с отчетом об исполнении бюджета ФСС РФ за соответствующий период сведения о направлениях, объемах и финансовых результатах размещения и расходования страхового резерва.

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 31.08.2002 № 654 "О порядке формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

(Постановление Правительства № 554 от 03.09.2007 г.)

Если после реорганизации юридического лица должность работника в новом штатном расписании сохранена, то оснований для его увольнения по сокращению штата нет.

Как правило, реорганизация юридического лица предполагает изменение штатного расписания: оно может быть дополнено новыми структурными подразделениями и должностями или, наоборот, сокращено. При увольнении в связи с сокращением численности или штата работодатель должен соблюдать преимущественные права работников на оставление на работе. Однако если в новом штатном расписании должность работника сохраняется, то оснований для его увольнения по сокращению штата нет. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работнику следует сообщить в письменной форме не позднее, чем за два месяца. И если он согласен с такими изменениями, то трудовые отношения с ним продолжаются.

(Письмо Роструда от 05.02.2007 № 276-6-0)

В связи с изменением законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности скорректирован перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Так, в частности, лицензирующим органом в отношении нового лицензируемого вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в соответствии с ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Список I, является Росздравнадзор. Указанный вид лицензирования вводится с 26 октября 2007 г. Соответственно, из перечня исключен ФСКН России, ранее осуществляющий лицензирование культивирования растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, с 1 июля 2006 г. отменено лицензирование оценочной деятельности. В связи с этим из перечня исключено Росимущество, ранее осуществляющее указанный вид лицензирования.

Также, в связи с отменой с 1 января 2007 г. лицензирования туроператорской и турагентской деятельности из перечня лицензирующих органов исключен Ростуризм.

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (введено с 1 января 2007 г.) осуществляет ФНС России.

Внесены изменения уточняющего характера, связанные с продлением до 1 июля 2008 года лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения), осуществлению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

(Постановление Правительства № 556 от 03.09.2007 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.