Мониторинг изменений за период 01.12.07 - 07.12.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Минфин России разъяснил, какие нормы естественной убыли могут применять организации розничной торговли.

При расчете налога на прибыль в расходы включаются потери от недостачи (порчи) материально-производственных запасов при их хранении или транспортировке. Такие потери признаются в пределах норм естественной убыли, которые утверждаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 (пп. 2 п.7 ст. 254 НК РФ). До настоящего времени в отношении многих видов продукции нормы естественной убыли в соответствии с этим Постановлением не установлены. В то же время ранее утвержденные нормы не отменены. В этом случае потери учитываются по "старым" нормам (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ). В частности, организации розничной торговли могут руководствоваться нормами естественной убыли, приведенными в Письме Минторга РСФСР от 21.05.1987 № 085.

(Письмо Минфина России от 08.11.2007 № 03-03-06/1/783)

Расходы на оплату труда работников, ведущих воинский учет, признаются в целях налогообложения.

Наряду с органами государственной власти воинский учет граждан ведут организации и их должностные лица (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Число работников организации, выполняющих эти обязанности, зависит от количества граждан, которые состоят на воинском учете. Численность работников, состоящих на воинском учете, влияет и на то, будет ответственный за учет сотрудник совместителем или освобожденным (например, если на воинском учете состоит менее 500 граждан, то их учет ведет 1 работник-совместитель; если от 500 до 2000 граждан - 1 освобожденный работник и т.д. (п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719)). В целях налогообложения к расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Поэтому, как разъяснило финансовое ведомство, расходы на оплату труда работников, ведущих воинский учет, также учитываются при расчете налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 06.11.2007 № 03-03-06/1/771)

На 2008 год установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, равный 1,081.

(Приказ Минэкономразвития № 401 от 19.11.2007 г.)


Вернуться в начало


Налогообложение

Внесены изменения в ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах".

Продлен срок действия налоговой ставки в размере 0 процентов на 2008 год, на 2009 - 2010 - 6 процентов, на 2011 - 2012 - 12 процентов, на 2013 - 2015 - 18 процентов по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.

(Закон № 280-ФЗ от 29.11.2007 г.)

Внесены изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.3 "Государственная пошлина", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса РФ.

В частности, к перечню доходов физических лиц, не облагаемых НДФЛ, отнесены суммы выплат на приобретение и строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Отмечено, что в случае покупки и строительства жилого помещения за счет указанных средств имущественный вычет по НДФЛ не предоставляется.

Отдельные положения Налогового кодекса РФ приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ.

(Закон № 284-ФЗ от 29.11.2007 г.)

Внесены изменения в главу 25.1 части второй Налогового кодекса РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

В частности, изложены в новой редакции положения статьи 333.3 Налогового кодекса РФ, устанавливающие ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, в том числе морских млекопитающих, а также положения об уплате сбора градо- и поселко-образующими российскими рыбохозяйственными организациями.

Кроме того, внесены изменения уточняющего характера, связанные с удостоверением права на добычу определенного объема водных биоресурсов разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

(Закон № 285-ФЗ от 29.11.2007 г.)

О ратификации конвенции.

Ратифицирована Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанная в Москве 26 июня 2000 года.

(Закон № 298-ФЗ от 01.12.2007 г.)

Направлено письмо Минфина РФ, которым разъяснен порядок применения при исчислении земельного налога налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, предусмотренной пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ (Кодекс), а также устанавливаемой на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса.

Разъяснено, что при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования, положение пункта 5 статьи 391 Кодекса применяется только в отношении одного из этих земельных участков, определяемого по усмотрению налогоплательщика.

(Письмо ФНС РФ № СК-6-11/908@ от 26.11.2007 г.)

Определен перечень оффшорных зон.

С 1 января 2008 года освобождаются от обложения налогом на прибыль доходы, полученные российскими организациями в виде дивидендов. Данное положение действует при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая организация как минимум в течение года непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей компании или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов (сумма должна быть не менее половины общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов). При этом стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей организации или депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб.

Если дивиденды выплачивает иностранная организация, то указанная льгота применяется лишь в отношении государств, которые не включены в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

В приказе определен перечень из 41 офшорной зоны.

(Приказ Минфина РФ № 108-Н от 13.11.2007 г.)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

В ГПК РФ внесен целый ряд изменений, направленных на совершенствование порядка обжалования судебных постановлений.

Основные изменения коснулись порядка и срока обжалования судебных актов в суд надзорной инстанции. Предусмотренный ГПК РФ годичный срок на обжалование судебных постановлений в суд надзорной инстанции, согласно изменениям, сокращен до шести месяцев. ГПК РФ допускает возможность многократного обжалования в порядке надзора одним и тем же лицом одних и тех же судебных постановлений в различные надзорные инстанции. В связи с этим вносятся изменения, направленные на устранение многоступенчатости и неопределенности в порядке рассмотрения надзорных жалоб. Помимо этого, уточнены основания для возврата надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу. Изменены сроки рассмотрения надзорной жалобы и представления прокурора. Введена возможность их рассмотрения в более длительные сроки в случае, если дело было истребовано.

Уточнены требования к оформлению судебных актов суда надзорной инстанции.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования. При этом надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления его в силу, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.

(Закон № 330-ФЗ от 04.12.2007 г.)

Внесены изменения в статью 24.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Вносимые изменения направлены на повышение уровня защиты прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях и обеспечение гласности при рассмотрении указанных дел. В частности, установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела, вправе в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускается с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Предлагаемые правила аналогичны тем, которые уже применяются в судопроизводстве по гражданским делам.

(Закон № 304-ФЗ от 01.12.2007 г.)

Подписание договоров в один день, но в разных местах не свидетельствует об их фиктивности.

Инспекция отказала организации в применении ставки 0 процентов по НДС. Основанием для отказа послужило то, что генеральный директор общества в один день заключил два договора: договор поставки товара, по которому налогоплательщик выступал покупателем, и экспортный контракт с иностранным контрагентом. Налоговый орган счел заключение данных договоров в один день невозможным, так как города, указанные как места заключения договоров, крайне отдалены друг от друга.

Суд указал, что дата составления договора не всегда соответствует реальной дате его подписания сторонами. Гражданским законодательством допускается заключение договора путем подписания его одной стороной и спустя определенное время другой. При этом датой заключения договора будет считаться дата, указанная в договоре. Таким образом, отказ в применении нулевой ставки суд признал неправомерным.

(Постановление ФАС Московского округа от 26.09.2007, 02.10.2007 № КА-А40/9970-07)

Отрицательные суммовые разницы уменьшают налоговую базу по НДС.

Общество оказывало услуги связи, стоимость которых выражалась в условных единицах (долларах США). При этом счета-фактуры выставлялись в иностранной валюте, а первичные документы оформлялись в рублях по курсу на день выставления счета-фактуры. Так как услуги оплачивались клиентами по курсу на день оплаты, возникали суммовые разницы, в том числе отрицательные. Налогоплательщик корректировал налоговую базу по НДС с учетом как положительных, так и отрицательных разниц. Инспекция сочла такую корректировку неправомерной и доначислила НДС.

Суд проанализировал положения главы 25 НК РФ, которой установлено, что при исчислении налоговой базы отрицательные суммовые разницы уменьшают налогооблагаемый доход, а положительные - увеличивают. Так как глава 21 НК РФ, регулирующая уплату НДС, не содержит специальных правил учета суммовых разниц, то, учитывая универсальность воли законодателя, суд счел правомерным применение положений о налоге на прибыль. Кроме того, непризнание организацией отрицательных суммовых разниц привело бы к нарушению порядка формирования налоговой базы, установленного п. 1 ст. 154 НК РФ, поскольку налоговая база будет сформирована из величины, отличной от стоимости товаров по договору. Поэтому налогоплательщик правильно уменьшил налоговую базу по НДС.

(Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2007, 03.10.2007 № КА-А40/9926-07)

Отсутствие подписанных документов по результатам командировки не свидетельствует о ее непроизводственном характере.

Налоговый орган отказал организации в признании командировочных расходов. Основанием для отказа послужило то, что по итогам командировок не было заключено никаких договоров или подписано иных документов.

Суд отклонил доводы инспекции, так как сотрудник был направлен в командировку на основании производственного приказа, что само по себе свидетельствует о наличии производственной необходимости. Отсутствие результата в виде заключенных договоров или иных подписанных документов не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов, поэтому отказ в их признании неправомерен.

(Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2007, 25.09.2007 № КА-А40/9510-07)

Нельзя отказать в признании расходов по сделкам, совершенным до признания регистрации контрагента недействительной.

Предприниматель включил в расходы по НДФЛ и ЕСН суммы, выплаченные контрагенту по договору поставки. Инспекция отказала в признании данных расходов: контрагент налогоплательщика был зарегистрирован с нарушением действующего законодательства и его регистрация была признана недействительной.

Суд пришел к выводу, что ненадлежащая регистрация юридического лица не является доказательством отсутствия у предпринимателя расходов, связанных с выполнением обязательств по договору поставки. На момент совершения операций и оформления учетных документов регистрация контрагента не была признана недействительной, учетные документы содержали все необходимые реквизиты и налогоплательщику не могло быть известно о нарушениях, допущенных продавцом при регистрации. Поэтому суд признал неправомерным доначисление налогов.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2007 № Ф03-А51/07-2/3230)

Оплата организацией жилого помещения, арендуемого работником по месту выполнения трудовых обязанностей, не облагается НДФЛ.

Организация направила сотрудника в свой филиал в другом городе и компенсировала ему суммы оплаты арендуемого жилого помещения по месту работы. Инспекция вынесла решение о привлечении работодателя к ответственности за неудержание НДФЛ с данных сумм, считая, что законодательство прямо не предусматривает компенсацию расходов работника, связанных с наймом жилого помещения по месту выполнения трудовых обязанностей.

В силу п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты не облагаются НДФЛ. По мнению суда, спорные суммы соответствуют определению компенсации, содержащемуся в ст. 164 ТК РФ. Так как трудовым договором была предусмотрена обязанность работодателя обеспечить работника по месту прибытия благоустроенным жилым помещением и связь оплаты за жилое помещение с исполнением работником своих трудовых обязанностей была доказана, суд счел, что организация правильно не удерживала НДФЛ со спорных сумм.

(Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2007 № Ф09-8769/07-С3)


Вернуться в начало


Финансы

О международных подходах (стандартах) организации управления процентным иском.

Доведена информация о подходах (стандартах) организации управления процентным риском в кредитных организациях, принятых в международной практике. Подходы, изложенные в письме, применяются в отношении финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных ставок (активов, обязательств и внебалансовых позиций).

(Письмо ЦБ РФ № 15-1-3-6/3995 от 02.10.2007 г.)

Внесены изменения в ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Вводится правило, согласно которому право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если: размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер капитала действующего банка составляет не менее суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро; банк соблюдает обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Первоначально право привлекать во вклады денежные средства физических лиц предоставлялось только банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

(Закон № 325-ФЗ от 04.12.2007 г.)

Федеральному казначейству предоставлено право осуществлять все виды валютных операций без ограничений.

Ранее такое право было предоставлено Министерству иностранных дел РФ и органу внешней разведки Министерства обороны РФ. К валютным операциям относятся приобретение и отчуждение, перевод, ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, использование валюты в качестве средства платежа.

(Постановление Правительства РФ № 803 от 26.11.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

В новой редакции изложен понятийный аппарат Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

В частности, появилось два новых понятия: продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, и контролируемые товары и технологии.

Уточнена сфера применения Закона. Указано, что его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы также при подготовке и (или) совершении террористических актов. Определено, что Закон применяется не только в отношении контролируемых товаров и технологий, но и в отношении передачи и использования прав на них.

Также внесены изменения в статью 19, устанавливающую порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. В частности, указано, что номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на территорию Российской Федерации подлежит лицензированию, устанавливается Правительством РФ на основании списков (перечней) таких товаров и технологий.

(Закон № 283-ФЗ от 29.11.2007 г.)

Внесены изменения в ст. 36 ФЗ "О таможенном тарифе".

Изменен базовый период при распределении тарифной квоты при ввозе товара на таможенную территорию РФ. В соответствии с Федеральным законом "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров. То есть устанавливаются пониженные ставки ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию РФ, в течение определенного периода.

Вносимыми изменениями устанавливается, что тарифная квота будет распределяться пропорционально объему ввоза в РФ товара не в предыдущем календарном году, а в периоде, определяемом Правительством РФ. Таким образом, базовый период сможет охватывать несколько лет либо быть фиксированным при установлении тарифной квоты.

Такой подход позволит Правительству РФ более эффективно использовать механизм тарифного квотирования в целях стимулирования сельскохозяйственного производства и обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории РФ.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Закон № 321-ФЗ от 03.12.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005 год.

Сумма дохода составила 1349601,0 млн. рублей, из них 1266330,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, сумма расходов составила 1299113,3 млн. рублей, из них 1297842,1 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, с превышением доходов над расходами в сумме 50487,7 млн. рублей.

В приложениях к Федеральному закону утверждены показатели по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда за 2005 год, по доходам и расходам бюджета Фонда за 2005 год, по расходам бюджета Фонда на пенсионное обеспечение за 2005 год, по доходам и расходам бюджета Фонда, связанным с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий за 2005 год.

(Закон № 316-ФЗ от 01.12.2007 г.)

Разъяснены некоторые вопросы порядка подписания Заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации.

В частности, ФНС РФ считает возможным осуществлять прием Заявлений, подписанных уполномоченным представителем организации, в случае представления одновременно с Заявлением копии надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой представитель уполномочен на подписание от имени организации вышеуказанного Заявления.

(Письмо ФНС РФ № СК-6-09/902@ от 20.11.2007 г.)

Отменено письмо Казначейства РФ от 26.01.2007 № 42-7.1-15/1.5-32 "О присвоении уникального номера реестровой записи иным получателям средств".

Кроме того, разъяснен порядок действий управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и отделения управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в случае отсутствия у них информации о присвоенном в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета государственному заказчику идентификационном коде, которому в Федеральном казначействе или в Управлении Казначейства РФ по субъекту Российской Федерации открыт лицевой счет иного получателя средств федерального бюджета.

(Письмо Казначейства РФ № 42-7.1-15/1/5-384 от 29.10.2007 г.)

Внесены изменения в статьи 5 и 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, включены в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанных предпринимать меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Установлены дополнительные обязанности для организаций, осуществляющих названные операции. Эти организации должны: выявлять среди физических лиц, принимаемых или находящихся на обслуживании, иностранных публичных должностных лиц; уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым указанными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками или от имени этих должностных лиц; принимать ряд иных мер в отношении этих должностных лиц.

Также предусмотрено, что безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории РФ и из РФ, на всех этапах их проведения должны сопровождаться информацией о плательщике и номере его счета (при наличии). Исключение составляют операции по приему от физических лиц некоторых видов платежей, сумма которых не превышает 30 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 руб.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2008 г.

(Закон № 275-ФЗ от 28.11.2007 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства