Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Установлен новый порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Иными словами, речь идет о реальной стоимости имеющегося у общества имущества, которая определяется ежегодно за вычетом долгов. Оценка стоимости чистых активов проводится для определения степени ликвидности страховой организации. В соответствии с новым порядком в состав активов, принимаемых к расчету, включены отложенные налоговые активы, то есть часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Также в состав активов, принимаемых к расчету, может входить сумма фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включены отложенные налоговые обязательства, то есть часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Также уточнено, что в состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты и займы. Приведена новая форма расчета оценки стоимости чистых активов страховой организации.

Новый порядок вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2007 год.

(Приказ Минфина РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 февраля 2007 г. N 7н/07-10/пз-н)

Утверждена форма квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения. Форма предназначена для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Указанный бланк строгой отчетности приравнивается к кассовому чеку, поэтому при его выдаче не нужно использовать контрольно-кассовую технику.

(Приказ Минфина РФ от 9 февраля 2007 г. N 14н)


Вернуться в начало


Налогообложение

Скорректированы форма Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, а также Рекомендации по его заполнению.

Изменения коснулись титульного листа Расчета и раздела 1 "Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу. Так, в титульном листе Налогового расчета вместо обязательного ранее ОГРН или ОГРНИП должен указываться код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете, необходима подпись руководителя организации, подписи главного бухгалтера организации не требуется. Полномочия на подписание Расчета могут быть переданы представителю налогоплательщика. В этом случае указываются фамилия, имя, отчество представителя полностью и проставляется дата подписания Расчета. Если в качестве представителя выступает организация, то при подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации и проставляется дата подписания. Кроме того, при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика и приложить его копию к Расчету. Также внесены изменения в порядок заполнения уточненного Расчета. Кроме того, налогоплательщики получили право представлять Расчет в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. Рекомендации по заполнению налогового расчета переименованы в Порядок.

Новый порядок вступает в силу, начиная с представления Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за первый отчетный период 2007 года.

(Приказ Минфина РФ от 19 февраля 2007 г. №16н)

Утверждены формы следующих документов, используемых налоговыми органами при осуществлении налогового контроля: Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, Решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, Решения о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов, Решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@)

ФСС по вопросу учета премий при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, имевшей место в январе 2006 г., разъяснено, что в указанном случае в среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, включая премии и вознаграждения, начисленные в расчетном периоде.

Все начисленные премии (кроме ежемесячных премий) учитываются пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, т.е. сумма премий делится на количество рабочих дней в расчетном периоде и умножается на количество фактически отработанных в расчетном периоде дней. Вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, учитываются в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода. Если премии начисляются пропорционально отработанному времени, то они учитываются при определении среднего заработка из фактически начисленных сумм.

(Письмо Фонда социального страхования РФ от 14 марта 2007 г. №02-13/07-1985)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Пленум ВАС РФ разъяснил

что по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также постановления Президиума ВАС РФ после вступления их в законную силу. Если арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанций либо Президиум ВАС РФ оставил оспариваемый судебный акт без изменения или оставил в силе один из ранее принятых по делу судебных актов, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам оставленного без изменения или оставленного в силе оспариваемого судебного акта производится судом, принявшим этот акт. Обстоятельства, которые являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы арбитражного суда при принятии судебного акта. Существенность обстоятельств определяет арбитражный суд при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. К названным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, допущенные при принятии судебного акта судом кассационной инстанции. Если оспоримая сделка признана судом недействительной и прекращена на будущее время, то признание такой сделки недействительной не может являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы на определения о возвращении заявлений и на определения судов об отказе в удовлетворении заявлений не облагаются государственной пошлиной.

(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N 17)

Предприниматель не имеет права применять профессиональный вычет в размере 20 процентов от суммы доходов, если часть его расходов документально подтверждена

Инспекция частично не приняла расходы предпринимателя для применения профессионального вычета по НДФЛ, признав их документально не подтвержденными, и вынесла решение о доначислении налога. Предприниматель оспорил это решение, и суд апелляционной инстанции встал на его сторону: он указал, что в случае неподтверждения расходов налоговый орган должен был самостоятельно применить вычет в размере 20 процентов от дохода, полученного от предпринимательской деятельности.

Однако суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих судов по следующим причинам. Инспекция признала документально подтвержденными часть расходов предпринимателя. Статьей 221 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива. Кроме того, налоговая инспекция не обязана была применять налоговый вычет в размере 20 процентов от суммы доходов, потому что право на этот вычет возникает только при самостоятельной подаче предпринимателем письменного заявления.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А56-13852/2005)

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность за представление налогоплательщиками налоговой декларации по неустановленной форме.

Обоснованно принимая во внимание тот факт, что статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает ответственности за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме, а также поскольку в своевременно представленной первоначальной налоговой декларации налогоплательщиком в порядке пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации были отражены все необходимые сведения о налогоплательщике и исчисленной сумме налога, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения МУП "Кировская районная котельная" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

(Постановление ФАС ЗСО от 26.03.2007 №Ф04-1651/2007(32744-А45-42) по делу N А45-24433/2005-54/72)

Поскольку источником выплаты вознаграждений работникам являлись безвозмездно полученные налогоплательщиком-организацией денежные средства, которые в соответствии с п/п. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль, следовательно, в силу п. 3 ст. 236 НК РФ указанные вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН и доначисление указанного налога является неправомерным.

(Постановление ФАС ПО от 06.03.2007г. по делу N А57-5482/06-10)


Вернуться в начало


Таможня

ФТС утверждена Инструкция об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов.

Определены особенности таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов. Положения Инструкции распространяются на любые товары (включая комбинацию товаров), оборудование, механизмы, установки, аппараты или устройства групп 84, 85, 90 или 93 ТН ВЭД России, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в несобранном или разобранном виде отдельными партиями в соответствии с таможенным режимом экспорта. Действие Инструкции не распространяется на товары, предназначенные для бытовых целей. Разработаны типовые формы необходимых документов.

(Приказ ФТС РФ от 12.01.2007г. №22)


Вернуться в начало


Уголовное право

В УК РФ увеличен максимальный срок наказания за преступления (нарушение авторских и смежных прав), предусмотренные статьями 146 и 180 УК РФ, с пяти до шести лет лишения свободы. Кроме того, за незаконное использование товарного знака повышается максимальный размер штрафа - с 300 тыс. до 500 тыс. руб.

(Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. №42-ФЗ)

К преступлениям, предусмотренным частью первой статьи 253 УК РФ, отнесено незаконное возведение искусственных островов и установок на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов и установок. Соответствующие изменения внесены в диспозицию части первой статьи 252 УК РФ "Загрязнение морской среды".

Кроме того, к преступлениям, предусмотренным частью второй статьи 253 УК РФ, отнесен поиск природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимый без соответствующего разрешения.

(Федеральный закон от 09.04.2007г. №46-ФЗ)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Утвержден новый Реестр банков и иных кредитных организаций, банковские гарантии которых принимаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, а также соблюдения требований таможенного законодательства РФ.

Банковские гарантии от банков, включенных в Реестр, должны приниматься таможенными органами в пределах установленной максимально допустимой суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий с учетом дня окончания действия разрешения на право выдавать банковские гарантии, а банковские гарантии от страховых организаций, включенных в Реестр, - только при наличии письменного разрешения ФТС России в каждом отдельном случае.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 4 апреля 2007 г. №430)

Во втором квартале 2007 г. рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка должен составлять 173,322 млн. руб, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации 17,3322 млн. руб. Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии), а также небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, должен составлять 173,322 млн. руб.

(Письмо ЦБР от 3 апреля 2007 г. №36-Т)

ЦБР разработаны Рекомендации по организации взаимодействия территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций (филиалов) с автоматизированной системой "Центральный каталог кредитных историй" (АС ЦККИ). АС ЦККИ позволяет осуществлять деятельность ЦККИ в автоматизированном режиме с выдачей субъектам (пользователям) кредитных историй соответствующей информации в виде электронного сообщения, без использования бумажного документооборота.

Взаимодействие кредитных организаций с АС ЦККИ рекомендуется осуществлять с использованием Почтовой службы Банка России, в том числе Региональных почтовых служб территориальных учреждений Банка России. Доступ к АС ЦККИ предоставляется всем кредитным организациям (включая небанковские кредитные организации), которые имеют банковские идентификационные коды участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Банка России, и которые внесены в Справочник БИК России, за исключением кредитных организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на совершение банковских операций.

(Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. №32-Т)

Утвержден отчет об исполнении федерального бюджета за 2005 год по доходам в сумме 5 127 228 933,9 тыс. рублей, по расходам в сумме 3 154 347 654,1 тыс. рублей с профицитом в сумме 1 612 881 279,8 тыс. рублей.

(Федеральный закон от 09.04.2007г. №41-ФЗ)

Определены категории граждан (в том числе наследников), имеющих право на получение по вкладам в Сбербанке РФ по состоянию на 20 июня 1991 года предварительной компенсации в размере до 1 тыс. рублей, компенсации в размере остатка вкладов и дополнительной компенсации в размере остатка вкладов (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Установлены коэффициенты, применяемые для определения размера указанных выплат.

(Постановление Правительства РФ от 06.04.2007г. №201)


Вернуться в начало


Административная ответственность

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Увеличиваются размеры санкций за нарушение требований антимонопольного законодательства. При этом размер штрафной санкции исчисляется не в величине, кратной МРОТ, а в величине, кратной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Одновременно с этим за ряд правонарушений в области антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов будет применяться ответственность в виде дисквалификации. Кодекс также дополнен рядом новых составов административных правонарушений в названной сфере: статьей 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке", статьей 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий", статьей 14.33 "Недобросовестная конкуренция".

(Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. №45-ФЗ)


Вернуться в начало


Московское законодательство

Утвержден регламент работы Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) по подготовке и выдаче справки о наличии или отсутствии процедуры банкротства юридического лица

Регламент определяет порядок обеспечения работы Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) с заявителями по подготовке и выдаче справки о наличии или отсутствии процедуры банкротства юридического лица. Справка выдается организациям в обеспечение требований статей 11, 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Срок подготовки Справки - в течение пяти рабочих дней с момента принятия запроса. Справка выдается на безвозмездной основе.

Прием запросов и выдача Справок производится организационно-контрольным отделом Комитета в понедельник, вторник, среду, четверг - с 9.00 до 18.00, пятницу - с 9.00 до 16.45, перерыв на обед - с 13.00 до 13.45.

(Постановление Правительства Москвы от 3 апреля 2007 г. N 232-ПП)

Действие статуса "уполномоченный банк Правительства Москвы" продлено на срок 18 месяцев АКБ "Московский Банк Реконструкции и Развития", АКБ "Мосстройэкономбанк", АКБ "Московский Деловой Мир", ОАО Банк "Москва-Сити", АИКБ "Новая Москва", АК Сберегательный банк РФ; на срок 9 месяцев - АКБ "Первый Инвестиционный".

Прекращено действие статуса "уполномоченный банк Правительства Москвы" КБ "Рыбхозбанк" на основании ходатайства о добровольном выходе из числа уполномоченных банков Правительства Москвы. Из числа уполномоченных банков Правительства Москвы исключен ОАО "Импэксбанк" в связи с истечением срока действия статуса "уполномоченный банк Правительства Москвы".

(Постановление Правительства Москвы от 27 марта 2007 г. №197-ПП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.