Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

В форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения вносятся изменения, обусловленные внесением изменений в НК РФ, в том числе в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Указанные внесенные изменения коснулись порядка представления налоговых деклараций (включая представление уточненных деклараций), самого порядка внесения дополнений и изменений налогоплательщиком (налоговым агентом) в декларацию при обнаружении ошибок.

(Приказ Минфина РФ от 9 января 2007 г. N 1н)

ФНС даны разъяснения по вопросу исчисления налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

В частности, указано, что налоговые органы при определении ставок налога на имущество физических лиц должны руководствоваться соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

(Письмо ФНС РФ от 30.01.2007г. №ШТ-6-21/54@)

ФНС разъяснено, что организация, перешедшая с декабря 2005 года на общий режим налогообложения НДС в связи с невыполнением условий для применения упрощенной системы налогообложения, не вправе выставлять покупателям счет-фактуры по товарам, отгруженным в октябре - ноябре 2005 года (за исключением случаев, когда пятидневный срок выставления счет-фактуры истекает в декабре 2005 года).

(Письмо ФНС РФ от 08.02.2007г. №ММ-6-03/95@)

В связи с изменением законодательства, регулирующего порядок налогообложения акцизами подакцизных товаров, отменены Приказ МНС РФ от 18.12.2000 N БГ-3-03/440 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)", а также приказы, вносившие в него изменения.

(Приказ ФНС РФ от 26.01.2007г. №САЭ-3-03/34@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Конституционный Суд РФ признал, что положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание и работающих адвокатами, обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, утрачивают силу и не могут применяться.

Поясняется, что ежемесячное пожизненное содержание, назначаемое судье, пребывающему в отставке, по сути, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения. Вместе с тем, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и устанавливая обязанность этих лиц уплачивать за себя страховые взносы в ПФ РФ, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Регистрация адвокатов в ПФ РФ осуществляется именно в качестве страхователей, т.е. лиц, обязанных уплачивать за себя страховые взносы. Следовательно, требование о регистрации в данном качестве относится к адвокатам, которые должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и целью регистрации является обеспечение включения указанной категории граждан в систему обязательного пенсионного страхования и предоставление возможности приобретения и реализации права на получение трудовой пенсии. Регистрация же в качестве страхователей граждан, имеющих статус адвоката, - при отсутствии у них изначально обязанности уплачивать страховые взносы - лишена правового смысла; возложение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в органах страховщика без цели уплаты страховых взносов влечет неоправданное обременение указанных лиц. Таким образом, поскольку адвокаты из числа судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание, не несут обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, у них нет и обязанности исполнять требование Закона об обязательном пенсионном страховании о регистрации в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей.

(Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 492-О)

Отменено решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, которым было отказано в удовлетворении требования о признании недействующим абзаца тринадцатого письма Федеральной налоговой службы от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@.

Указанным положением письма ФНС РФ определено, что при выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей этому размеру, данный счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемое письмо ФНС РФ не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правого акта, следовательно, заявление о признании его частично недействующим не подлежало рассмотрению в ВАС РФ.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006г. №11723/06)

Президиум ВАС РФ высказал мнение по вопросу привлечения к ответственности банка, если тот, исполняя платежное поручение налогоплательщика о перечислении налоговых платежей, ошибочно указал код бюджетной классификации, что привело к поступлению соответствующих денежных средств в бюджет с опозданием после исправления допущенной ошибки.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал, что в указанном случае отсутствуют основания для привлечения банка к налоговой ответственности. Установлено, что спорная сумма налогового платежа была зачислена банком на единый счет Федерального казначейства в предусмотренный ст. 60 НК РФ для исполнения поручения налогоплательщика (налогового агента) срок. Тот факт, что перечисленный банком платеж был отнесен органами Федерального казначейства на счет "невыясненных платежей" ввиду ненадлежащего исполнения поручения, не может быть расценен как нарушение банком сроков исполнения возложенных на него обязанностей. Это объясняется тем, что по смыслу ст. 40 Бюджетного кодекса РФ момент уплаты налога связан с зачислением сумм налога на счет уполномоченного органа, а не с последующим распределением указанным органом сумм налога, поступивших на его счет. Кроме того, Президиум подчеркнул, что в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности. Поскольку ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 133 НК РФ, наступает лишь в случае нарушения банком срока, установленного п. 2 ст. 60 НК РФ, эта ответственность не может быть применена к банку за иные нарушения порядка исполнения платежного поручения, в том числе и за неправильное указание кода бюджетной классификации.

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2006 г. N 7619/06)


Вернуться в начало


Таможня

На срок по 31 мая и с 1 октября по 31 декабря 2007 года вводятся сезонные пошлины на ввоз в РФ риса и мукомольно-крупяной продукции из него (коды ТН ВЭД России 1006, 1103 19 500 0, 1103 20 500 0, 1104 19 910 0, 1108 19 100 0). Ставка ввозной сезонной пошлины на указанные товары составит 0,12 евро за килограмм (в настоящее время ставка ввозной таможенной пошлины равняется 0,07 евро за килограмм).

(Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2007 г. N 85)

Ставка экспортной пошлины на семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые (код ТН ВЭД России 1205), при их вывозе с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, установлена в размере 15 % от таможенной стоимости товара, но не менее 30 евро за 1000 кг.

Ранее вывозная таможенная пошлина на указанный товар взималась в размере 20 % от его таможенной стоимости, но не менее 35 евро за 1000 кг.

(Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2007 г. N 84)


Вернуться в начало


Социальное обеспечение

Сообщено о перерасчете с 1 января 2007 года ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2007 году.

При этом застрахованным гражданам пособие должно выплачиваться в размере 40 процентов среднего заработка, но не ниже минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

(Письмо ФСС от 10.01.2007г. №02-18/07-59)

В связи с изменением с 1 января 2007 года порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, продолжительности выплаты пособий, а также увеличением их максимального размера разъяснено применение отдельных норм Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Обращено внимание на то, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, а размер пособия по новым правилам определяется в зависимости от страхового стажа.

Сообщено, что листок нетрудоспособности следует заполнять с учетом новаций, введенных вышеназванным Федеральным законом.

Указано на необходимость перерасчета с 1 января 2007 года пособий по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в 2006 году и продолжающимся в 2007 году.

(Письмо ФСС РФ от 11.01.2007г. №02-18/07-132)

В связи с увеличением с 1 января 2007 года размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком обращено внимание на необходимость перерасчета с указанной даты пособий для застрахованных лиц, у которых отпуск по уходу за ребенком продолжается в 2007 году.

(Письмо ФСС от 23.01.2007г. №02-18/07-493)


Вернуться в начало


Административная ответственность

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) увеличивается до 1 года.

В сфере государственного регулирования цен (тарифов) наблюдается значительный временной разрыв между совершением правонарушения и его выявлением, поэтому общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не позволяет применить к виновным лицам меры административной ответственности. В этой связи предусматривается, что постановление по делу об административном правонарушении данной категории может быть вынесено в течение 1 года со дня совершения административного правонарушения.

(Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 19-ФЗ)


Вернуться в начало


Государственный заказ

К полномочиям Федеральной антимонопольной службы отнесено осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

К функциям контроля в установленной сфере, в частности, отнесены: выдача предписаний, предложений заказчику, осуществление согласований проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов. Установлено, что Федеральная антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(Постановление Правительства РФ от 08.02.2007г. №83)


Вернуться в начало


Прочее

Внесены изменения в Федеральный закон "О рекламе", касающиеся рекламы ценных бумаг. Так, устанавливается, что не допускается реклама биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых облигаций.

(Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

ФСФР утвержден Порядок присвоения идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, не требующим их государственной регистрации

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ введен новый вид краткосрочного финансового инструмента - биржевая облигация, не предоставляющая его владельцу (держателю) иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от данной стоимости. При этом в отношении выпуска таких облигаций закреплена упрощенная процедура эмиссии без государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска, а также без регистрации проспекта облигаций.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 14 декабря 2006 г. N 06-147/пз-н)

Утвержден новый Порядок, определяющий правила расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, заключившей договор доверительного управления с ПФР или с негосударственным пенсионным фондом.

Порядок вступает в силу с 1 апреля 2007 г.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 26 декабря 2006 г. N 06-155/пз-н)

ЦБ РФ выпущено письмо, содержащее перечень вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления

Приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть использованы кредитными организациями для проведения оценки состояния корпоративного управления. Состояние корпоративного управления оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость и эффективность деятельности кредитной организации. Оценку состояния корпоративного управления кредитным организациям рекомендуется проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом). Несмотря на то, что перечень вопросов является рекомендуемым, в рамках осуществления надзорных функций территориальные учреждения Банка России могут при оценке деятельности кредитной организации запрашивать у нее результаты проведения оценки состояния корпоративного управления, сопоставлять их с результатами собственной оценки, мнением аудиторской организации и учитывать полученную информацию в текущей деятельности по банковскому надзору при выявлении ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также стабильности банковской системы РФ.

(Письмо ЦБР от 7 февраля 2007 г. N 11-Т)


Вернуться в начало


Московское законодательство

На период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года на управляющие организации, выбранные в установленном порядке собственниками помещений в многоквартирных домах, распространяется порядок финансирования расходов по содержанию жилищного фонда, установленный для товариществ собственников жилья распоряжением Премьера Правительства Москвы от 21 апреля 1999 г. N 348-РП "Об утверждении порядка финансирования Товариществ собственников жилья".

(Распоряжение Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 225-РП)

Одобрена представленная Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы Концепция развития информационно-рекламного пространства Москвы.

С 1 февраля 2007 года выдача разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, а также на строительных сетках при проведении ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия и выявленных объектах культурного наследия осуществляется Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы только при наличии согласия Комитета по культурному наследию города Москвы.

(Постановление Правительства Москвы от 30 января 2007 г. N 51-ПП)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.