Мониторинг изменений за период 12.05.07 - 18.05.07



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Минфином РФ утверждены особенности формирования бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов

Согласно установленным особенностям, при формировании бухгалтерской отчетности негосударственный пенсионный фонд должен обеспечить соблюдение требования о недопущении смешения (ведении обособленного учета) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, а также о ведении учета средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению и отдельно по обязательному пенсионному страхованию. Приведены образцы форм, которыми негосударственным пенсионным фондам рекомендовано руководствоваться при разработке форм бухгалтерской отчетности. При этом определено, что включаемые в состав бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс негосударственного пенсионного фонда считается формой N 1-НПФ, Отчет о прибылях и убытках негосударственного пенсионного фонда - формой N 2-НПФ. Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет о движении средств целевого финансирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда считается формой N 3-НПФ, Отчет о движении денежных средств негосударственного пенсионного фонда - формой N 4-НПФ, Отчет о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда - формой N 5-НПФ, Отчет о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда - формой N 6-НПФ. Установлены особенности формирования показателей каждой из форм. Каждый существенный показатель раскрывается в бухгалтерской отчетности обособленно. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Определен состав годовой бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов: форма N 1-НПФ, форма N 2-НПФ, приложений к ним, пояснительной записки. В составе промежуточной бухгалтерской отчетности негосударственного пенсионного фонда допускается не представлять Отчет о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (форма N 3-НПФ) и Отчет о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма N 5-НПФ).

Приказ вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2007 г.

(Приказ Минфина РФ от 10 января 2007 г. N 3н)


Вернуться в начало


Налогообложение

В Налоговый кодекс РФ внесены изменения с целью устранения противоречия в тексте НК РФ в части полномочий по утверждению формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 34.2 и пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. В то же время предшествующая редакция п. 2 ст. 372 устанавливала, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ, кроме определения налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налога, определяют и форму отчетности по налогу на имущество организаций.

В целях устранения данного противоречия полномочие по утверждению формы отчетности по налогу на имущество организаций исключается из сферы компетенции законодательных органов субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

(Федеральный закон от 16 мая 2007 г. N 77-ФЗ)

Внесены изменения в порядок исчисления НДФЛ и налога на прибыль организаций в части дивидендов (ст.224, 275 и 284 НК РФ)

Изменения направлены на создание стимулов для размещения производственных холдингов на территории РФ путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегических инвестиций в капитал других организаций. Так, установлена нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в отношении доходов, полученных российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50 % вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, стоимость которого превышает 500 млн. руб., или депозитарными расписками стоимостью свыше 500 млн. руб., дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. Закреплен перечень документов, подтверждающих право на применение данной налоговой ставки. Также пересмотрен порядок определения суммы налога на прибыль организаций применительно к доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов). Кроме того, доходы от долевого участия в деятельности российских организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, должны облагаться налогом по ставке 15 %. Ранее в отношении всех доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, применялась 30 % налоговая ставка. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.

(Федеральный закон от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ)

В соответствии с прогнозируемой динамикой роста средних цен на потребительские товары и инфляции на 2008, 2009 и 2010 годы специфические ставки акцизов на подакцизные товары будут проиндексированы в следующих размерах: на 2008 год - на 7% по отношению к 2007 году; на 2009 год - на 6,5% по отношению к 2008 году; на 2010 год - на 6% по отношению к 2009 году.

Исключение составляют ставки акцизов на нефтепродукты (размеры которых на 2008-2010 годы сохранятся на действующем уровне), табачные изделия, пиво и слабоалкогольные напитки. Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром будут проиндексированы на 2008 - 2010 годы на 20% по отношению к предыдущим годам, специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы - на 2008 год на 20%, 2009 и 2010 годы - на 28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно будет происходить ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5 процентных пункта в год. Данные меры должны привести к снижению доступности сигарет и папирос и способствовать общему сокращению потребления табачных изделий. В целях содействия повышению доли легального импорта табака и сигар решено на 2008 - 2010 годы сохранить на действующем уровне размеры ставок акцизов на эти виды продукции. В связи с уменьшением в начале 2007 года объемов производства слабоалкогольной продукции предусматривается снижение на 62% ставки акциза на слабоалкогольные напитки. Одновременно для компенсации выпадающих доходов бюджетов будет существенно (на 33%) повышена ставка акциза на пиво с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 8,6%. "Замораживание" ставок акцизов на нефтепродукты на существующем уровне преследует цель стимулирования внутреннего экономического роста за счет сдерживания роста цен на бензин и дизельное топливо. Помимо установления ставок акцизов на 2008-2010 годы закон уточняет признаки парфюмерно-косметической продукции, не относящейся к подакцизным товарам, и корректирует порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам. Новые налоговые ставки на подакцизные товары вводятся в действие с 1 января 2008 года.

(Федеральный закон от 16 мая 2007 г. N 75-ФЗ)

В связи с внесением в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 248-ФЗ целого ряда изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вводится новый порядок организации работы ФНС России по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Утверждены Методические рекомендации, определяющие порядок лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе рассмотрения заявлений о выдаче, продления срока действия, переоформления, возобновления действия, прекращения действия лицензий, выдачи временного разрешения на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также приостановления действия и аннулирования лицензий.

Сохранено ранее установленное разграничение полномочий по лицензированию между ФНС России и ее территориальными органами применительно к конкретным видам деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соответствующие документы представляются в ФНС России, а на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - в соответствующее Управление ФНС России по субъекту РФ. Приведен перечень указанных документов. Поступившее заявление с документами регистрируется структурным подразделением лицензирующего органа. Уполномоченное структурное подразделение ФНС России не позднее, чем в десятидневный срок со дня принятия заявления со всеми документами к рассмотрению, дает задание определенному Управлению на проведение обследования организации на предмет ее соответствия лицензионным требованиям. Решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче направляется организации и в Управления по месту нахождения организации и по месту нахождения территориально обособленного подразделения, в котором будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, в трехдневный срок после его принятия. Указанное решение является основанием для внесения записи в государственный реестр выданных лицензий.

(Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 3 мая 2007 г. N ММ-3-07/273@)

Минфином РФ разъяснен вопрос о применении понятия "первичные учетные документы" в целях ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций.

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена ст. 313 НК РФ, согласно которой основанием определения налоговой базы по указанному налогу являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

В соответствии с НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные указанным Федеральным законом обязательные реквизиты. Формы этих документов утверждаются в составе учетной политики организации. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Минфином России 29 июля 1998 г. N 34н, в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

(Письмо Минфина РФ от 24 апреля 2007 г. N 07-05-06/106)


Вернуться в начало


Правовые новости

Арбитражная практика

В связи с внесением изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым суд при рассмотрение споров о защите прав потребителей и удовлетворении требования последних взыскивает штраф с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, Пленум ВС РФ внес изменения в свое постановление от 29 сентября 1994 г. N 7.

В частности, теперь суды при рассмотрении соответствующей категории дел обязаны, а не вправе (как было предусмотрено ранее) взыскивать с ответчика указанный штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 г. N 24)

В связи с принятием Конституционным Судом РФ Определения от 4 октября 2005 г. N 364-О, в соответствии с которым было признано, что на период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. не распространяются правила нового порядка индексации, Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в свое постановление от 14 декабря 2005 г. N 35, касающееся вопросов, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией чернобыльцами своих прав на социальную защиту.

Так, ранее принятые разъяснения Пленума ВС РФ по соответствующей категории дел приведены в соответствие с позицией Конституционного Суд РФ. При этом отмечено, что если до принятия этого постановления судами были вынесены решения, противоречащие новым разъяснениям, то такие судебные акты могут быть пересмотрены и в случае истечения сроков их обжалования в суд надзорной инстанции. Пересмотр этих постановлений возможен применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ (пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам).

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 г. N 23)


Вернуться в начало


Таможня

С 1 июня 2007 года повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, установленные постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. N 695 и действующие с 1 апреля 2007 года.

Ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть составит 200,6 доллара США вместо 156,4 доллара США. Вывоз из РФ легких и средних дистиллятов, газойлей, пропана, бутана, этилена, пропилена, бутилена и бутадиена, прочих сжиженных газов, бензола, толуола, ксилолов будет облагаться по ставке 147,5 доллара США за 1 тонну (вместо 117,7 доллара США).

Ставка экспортной пошлины на топлива жидкие, масла, отработанные нефтепродукты, вазелин нефтяной, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых), а также на кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме кокса нефтяного кальцинированного) будет составлять 79,4 доллара США за тонну вместо 63,4 доллара США.

(Постановление Правительства РФ от 16 мая 2007 г. N 294)

В целях поддержки отечественного грузового автомобилестроения принято решение установить ввозные таможенные пошлины на бывшие в эксплуатации более 7 лет полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 тонн и габаритной длиной не менее 13,6 м в размере 126 евро за 1 тонну полной массы и полуприцепы автомобильные рефрижераторные с внутренним объемом кузова не менее 76 м3 в размере 70 евро за 1 м3 внутреннего объема кузова.

Указанные ставки ввозных таможенных пошлин на автомобильные полуприцепы будут введены сроком на 9 месяцев. В настоящее время ввоз названных товаров в Россию облагается по ставке 10% от таможенной стоимости.

(Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 271)


Вернуться в начало


Финансовые рынки

Утвержден порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами

В соответствии с действующим законодательством под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и договорами. Утвержденный Порядок устанавливает единые требования к осуществлению деятельности по управлению ценными бумагами, при этом его действие не распространяется на деятельность управляющих компаний по доверительному управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами, доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, доверительному управлению средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, доверительному управлению накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, доверительному управлению ипотечным покрытием, а также на деятельность по управлению ценными бумагами, если она связана исключительно с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Определен правовой статус управляющего, установлены требования к порядку хранения денежных средств и учета прав на ценные бумаги; ограничения деятельности управляющего; правила раскрытия информации о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, а также порядок определения результатов управления ценными бумагами для целей рекламы услуг, связанных с доверительным управлением.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н)

С 1 июля 2007 года норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте установлен в размере 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ - в размере 4%.

(Указание ЦБР от 14 мая 2007 г. N 1826-У)

Утвержден Реестр банков и иных кредитных организаций, банковские гарантии которых принимают таможенные органы в обеспечение уплаты таможенных платежей. Таможенным органам указано принимать банковские гарантии: - от банков, включенных в данный реестр, в пределах максимально допустимой суммы, указанной в приложении, с учетом дня окончания действия разрешения на право выдавать банковские гарантии; - от страховых организаций, включенных также в этот реестр, только при наличии письменного разрешения ФТС России в каждом отдельном случае.

(Приказ ФТС РФ от 04.04.2007 года №430)


Вернуться в начало


Прочее

Федеральный бюджет на 2007 год внесены изменения, направленные на приведение положений федерального бюджет на 2007 год в соответствие с Лесным кодексом, вступившим в силу с 1 января 2007 г.

Кроме того, бюджетные ассигнования в сумме 100 000,0 тыс. руб. направляются в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Объединенной судостроительной корпорации и ее дочерних открытых акционерных обществ. В новой редакции изложено приложение 32, устанавливающее распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2007 год.

(Федеральный закон от 15 мая 2007 г. N 74-ФЗ)

Внесены изменения и дополнения в отдельные указы Президента России, регулирующие отношения в области рекламы

В частности, положения Указа от 17.02.1995 № 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы", не допускающие распространения в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий; методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний и не утвержденных в установленном порядке; продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не имеющей сертификата соответствия, признаны утратившими силу.

Помимо этого, внесены изменения и дополнения в пункт 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711. Теперь Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право осуществлять согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием, а также обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае ее несоответствия требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".

(Указ Президента РФ от 23.04.2007 № 533)

Утвержден Регламент подготовки и выдачи согласований на открытие предприятий питания, расположенных на первых этажах, в подвальных и встроенно-пристроенных помещениях жилых домов.

Указанные согласования выдаются в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы на безвозмездной основе на основании соответствующего заявления в течение 30 календарных дней с момента его регистрации. Установлены формы заявления на выдачу согласования на открытие указанных предприятий питания и самого согласования. Приведены формы заявления на обследование и приемку вводимого предприятия общественного питания и соответственные акты комиссионного обследования и комиссионной приемки предприятия общественного питания.

(Постановление Правительства г. Москвы от 24.04.2007 № 296-ПП)

Утверждены Рекомендации по декоративно-художественному и световому оформлению витрин и фасадов предприятий потребительского рынка и услуг

Данные рекомендации могут послужить хорошим пособием по оформлению витрин магазинов. В них, в частности, приведены правила оформления витрин, рассказано о технических средствах оформления витрин, раскрыты задачи, которые призвана решать витринная экспозиция, а также немало внимания уделено цвету и освещению витрин.

Даны советы, как добиться гармонии цветов для привлекательности витрины, а также как лучше спроектировать освещение, чтобы избежать зеркальности стекол, которая мешает осмотру товаров, выставленных в витрине. Документ начинаются с того, что делит витрины в зависимости от устройства витринной коробки и ее отношения к интерьеру магазина можно разделить на три основных типа:

  • Витрины, полностью сливающиеся с интерьером. Они характерны для магазинов современной архитектуры. Витринной коробки как таковой в них нет, и торговый зал просматривается с улицы;
  • Ленточного типа, также открывающие интерьер для свободного обзора с улицы. Такие витрины отделены от торгового зала стеклянной стенкой, простенками и несколько приподнятым уровнем пола. Это уже собственно витрины, т.е. застекленное пространство, предназначенное для товарной выставки;
  • Витрины, изолированные друг от друга простенками окон (в магазинах старой архитектуры).

Помимо всего, приведено несколько простых способов ухода за витринами, особенно в зимнее время.

(Распоряжение Департамента потребительского рынка и услуг от 01.03.2007 № 16)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.