Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учёт

Утверждены нормы естественной убыли при хранении минеральных удобрений и жидких криопродуктов; нормы естественной убыли лакокрасочных материалов при сливе из металлических фляг, барабанов и бочек; нормы естественной убыли химической продукции при операциях слива-налива.

Данные нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи продукции.

Приказ Минпромнауки РФ от 31.01.2004 № 22 признан утратившим силу.

(Приказ Минпромэнерго № 406 от 24.09.2007 г.)

Утверждены новые нормы естественной убыли при хранении минеральных удобрений; жидких криопродуктов.

По сравнению с ранее утвержденными, изменилась норма естественной убыли аргона жидкого в осенне-зимний период. Указанная норма утверждена в размере 9,5%, ранее она составляла 9%.

Кроме того, утверждены нормы естественной убыли лакокрасочных материалов (лаков, эмалей и грунтовок на конденсационных смолах, на полимеризационных смолах, на эфирах целлюлозы) при сливе из металлических фляг, барабанов и бочек, а также нормы естественной убыли химической продукции при операциях слива-налива (в отношении амилацетата, аммиака жидкого, кислоты азотной).

Установленные нормы естественной убыли являются предельными и применяются в случае фактической недостачи продукции. В соответствии с действующим налоговым законодательством нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, относятся к материальным расходам и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2007 г. Регистрационный № 10322.

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2007 г. № 10322)

О регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальных предпринимателей.

Сообщено, что индивидуальные предприниматели подают заявление о регистрации контрольно-кассовой техники в налоговый орган по месту жительства.

(Письмо ФНС РФ № ШТ-6-06/775@ от 05.10.2007 г.)

О государственном реестре контрольно-кассовой техники.

В Государственный реестр контрольно-кассовой техники включены сведения о реквизитах, печатаемых на кассовом чеке определенными образцами моделей контрольно-кассовой техники. Также в Государственный реестр включены сведения о дополнительных моделях контрольно-кассовой техники.

(Приказ Роспрома № 407 от 20.09.2007 г.)

Бюджетные организации при распределении сумм налога на прибыль между обособленными подразделениями должны учитывать первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств.

Те организации, которые имеют обособленные подразделения, должны уплачивать налог на прибыль (в той его части, в которой он зачисляется в бюджет субъектов РФ) с распределением суммы налога исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Формула расчета доли прибыли приведена в п. 2 ст. 288 НК РФ, и в этом расчете участвует также остаточная стоимость амортизируемого имущества обособленных подразделений. Бюджетные организации уплачивают налог на прибыль, однако их основные средства (за исключением тех, которые приобретены для ведения предпринимательской деятельности) не амортизируются. Для тех основных средств, которые относятся к амортизируемому имуществу, но по которым не начисляется амортизация (поскольку они приобретены за счет средств бюджета), остаточной стоимостью следует считать их первоначальную (восстановительную) стоимость. Именно такую рекомендацию дает в рассматриваемом Письме финансовое ведомство.

(Письмо Минфина России от 26.09.2007 № 03-03-06/4/138)


Вернуться в начало


Налогообложение

О налоге на имущество организаций.

Направлено для сведения письмо Минфина РФ, которым направлялось для использования в работе письмо Минфина РФ от 30.08.2007 N 03-05-05-01/37 о применении подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Минфин РФ в своем письме разъясняет, что имущество Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов, используемое с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности для обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций. Также не облагаются налогом на имущество организаций находящийся на балансе таможенных органов государственный жилищный фонд и иные находящиеся в жилом фонде и используемые для бытовых целей основные средства (мебель, бытовые приборы и т.п.).

(Письмо ФНС РФ № ЧД-6-11/754@ от 05.10.2007 г.)

Письмом Минфина разъяснен порядок применения Приказа МИД РФ и Минфина РФ от 08.05.2007 № 6498/40н "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации".

В частности, разъяснено, что с 1 августа 2007 года, а для налогоплательщиков, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально, - с 1 октября 2007 года при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, утвержденный указанным выше Приказом, счета-фактуры выставляются без налога на добавленную стоимость.

(Письмо ФНС РФ от 09.10.2007 г. № ШТ-6-03/765@)

Затраты по возмещению покупателю стоимости бракованной продукции, реализованной в прошлом налоговом периоде, относятся к расходам текущего периода.

Последствия передачи товаров ненадлежащего качества урегулированы ст. 475 ГК РФ. В частности, при обнаружении брака покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Финансовое ведомство разъяснило, что затраты поставщика по возврату покупателю денег, которые были уплачены им за бракованную продукцию в прошлом налоговом периоде, можно рассматривать как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Такие суммы на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ включаются в состав внереализационных расходов текущего периода. Следовательно, уточненную декларацию в рассматриваемой ситуации организации-поставщику подавать не нужно.

(Письмо Минфина России от 18.09.2007 № 03-03-06/1/667)

С квартир, покупаемых застройщиком для расселения жильцов из сносимого здания, налог на имущество не уплачивается.

Организации, занимающиеся строительством, нередко сталкиваются с необходимостью расселять жильцов из сносимого здания, приобретать для них квартиры в других домах.

Согласно ст. 374 НК РФ налогом на имущество организаций облагается лишь то имущество, которое по правилам бухгалтерского учета числится на балансе в качестве объектов основных средств. В рассматриваемом Письме финансовое ведомство обращает внимание на то, что согласно пп. "в" п. 4 ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 03.03.2001 № 26н) актив может признаваться основным средством, если организация не предполагает его последующую перепродажу.

Поскольку покупаемые для расселения квартиры предназначаются именно для последующей перепродажи, они должны учитываться в бухгалтерском учете в качестве товаров, а не в составе основных средств. И поэтому налог на имущество с них не уплачивается.

(Письмо Минфина России от 25.09.2007 № 03-05-06-01/104)

Утвержденные Минсельхозом России нормы естественной убыли спиртосодержащей продукции можно применять для целей налогообложения прибыли.

Несколько месяцев назад Минсельхоз России утвердил новые нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приказ от 14.06.2007 N 323). Данный Приказ, как говорится в самом акте, принят в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 19.06.2006 № 380, т.е. предназначен для целей учета объемов производства и оборота продукции.

Разработка ведомствами норм естественной убыли для целей налога на прибыль производится в соответствии с другим актом - Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814. Поэтому формально налоговые органы могли бы отказать организациям в признании расходами потерь от недостачи или порчи в пределах данных норм. Ведь в самом Приказе не говорится о том, что эти нормы приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 и могут использоваться для целей налогообложения прибыли.

Однако финансовое ведомство разрешило этот неоднозначный вопрос в пользу налогоплательщика. В Письме указывается, что потери, связанные с хранением и транспортировкой спиртосодержащей продукции, в пределах норм естественной убыли, утвержденных упоминаемым Приказом, организация вправе признавать как материальные расходы.

(Письмо Минфина России от 21.09.2007 № 03-03-06/1/687)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Право на вычет можно подтверждать счетами-фактурами, подписанными в порядке передоверия.

Инспекция отказала налогоплательщику в вычете НДС, так как вместо руководителя поставщика счета-фактуры подписывали иные лица.

Суд признал отказ в вычете неправомерным по следующим основаниям. Поставщик выдал третьему лицу доверенность на подписание счетов-фактур с правом передоверия. Поверенный передоверил подписание счетов-фактур в порядке ст. 187 ГК РФ. Все доверенности, выданные в таком порядке, были нотариально заверены. Налогоплательщик представил как сами доверенности, так и карточки подписей лиц, которым эти доверенности выданы и чьи подписи содержались в спорных счетах-фактурах. Поэтому суд пришел к выводу, что счета-фактуры подписаны уполномоченными лицами.

(Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2007, 31.07.2007 № КА-А40/7198-07)

Незаполнение оборотной стороны транспортной накладной не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов по НДС.

Налоговый орган счел пакет документов, представленный организацией для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, неполным. Инспекция пришла к такому выводу, так как оборотная сторона транспортной накладной, содержащая сведения о транспортных расходах, не была заполнена.

Суд указал, что незаполнение оборотной стороны накладной произошло по причине технической ошибки при ксерокопировании документов. Так как все необходимые отметки таможенных органов, свидетельствующие о фактическом экспорте товаров, на накладных имелись, экспорт и право на применение нулевой ставки были признаны подтвержденными.

(Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2007, 02.08.2007 № КА-А40/7010-07)

Степень подробности акта выполненных работ для признания расходов не имеет значения.

Для документального подтверждения расходов на управленческие услуги организация представила, в том числе, акты выполненных работ. Инспекция сочла данные акты не соответствующими положениям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", так как в них отсутствовали расшифровки выполненных работ. На этом основании налоговый орган отказал в признании расходов.

Суд пришел к выводу, что степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом. Действующее законодательство не содержит требования о наличии в актах приемки расшифровки выполненных работ. Кроме того, конкретный вид работ, услуг отражен в других представленных налогоплательщиком доказательствах. Таким образом, отказ инспекции в признании расходов был признан неправомерным.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6333/2007(38133-А27-15))

Фиксированная сумма оплаты услуг (абонентская плата) может признаваться расходом полностью независимо от объема услуг, который был фактически оказан.

Между налогоплательщиком и его контрагентом был заключен договор об оказании управленческих услуг с условием ежемесячной оплаты в виде фиксированной суммы независимо от объема услуг, которыми заказчик воспользовался. Инспекция отказала в признании расходов по данному договору, считая, что частично оказанные по договору услуги, в частности организация работы в праздничные дни, не являются управленческими.

Условие о фиксированной оплате, не зависящей от конкретного объема оказанных услуг, не противоречит положениям ст. 421 ГК РФ. Поэтому суд отклонил доводы налогового органа и признал правомерным отнесение спорных затрат на расходы.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6333/2007(38133-А27-15))

О правилах досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".

Утвержденные Правила определяют порядок досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", если федеральными законами не установлено иное. Регламентирована последовательность действий (процедур), осуществляемых в вышеназванных целях уполномоченными субъектами - лицом, подающим заявление в Федеральную службу по тарифам, и Федеральной службой по тарифам. Определены предельные сроки проведения ряда процедур.

(Постановление Правительства РФ № 669 от 12.10.2007 г.)


Вернуться в начало


Финансы

Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России.

Банк России сообщает об установлении с 11 октября 2007 года норматива обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте - в размере 3,5 процента. По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - в размере 3 процента, а по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - в размере 3,5 процента.

Определен порядок применения указанных нормативов.

(Указание ЦБ РФ № 1891-У от 10.10.2007 г.)

Установлены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций.

  • по кредитам на срок до 90 календарных дней - 7 процентов годовых (ранее действовавшая ставка - 0,6 ставки рефинансирования Банка России);
  • по кредитам на срок от 91 до 180 календарных дней - 8 процентов годовых (ранее действовавшая ставка - 0,75 ставки рефинансирования Банка России).

(Указание ЦБ РФ № 1892-У от 10.10.2007 г.)

Утвержден порядок сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или закрытии счета об изменении реквизитов счета.

Положением устанавливается порядок сообщения банком в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, открытого на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации (индивидуального предпринимателя), нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента, которое снабжается кодом аутентификации банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи. В территориальном учреждении Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью банка, проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого сообщения, позволяющая установить, что такое сообщение было направлено соответствующим банком и не было изменено в ходе передачи от банка до территориального учреждения.

Формат и структура электронного сообщения приводятся в приложении. Положение вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2007 г. Регистрационный № 10265.

(Положение ЦБР № 311-П от 07.09.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

Внесены изменения в Приказ ГТК РФ от 04.12.2003 № 1389.

Изменениями, внесенными в Приказ ГТК РФ от 04.12.2003 № 1389 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного вывоза", уточнено, что продление срока временного вывоза относится к полномочиям таможенного поста.

(Приказ ФТС РФ № 1109 от 11.09.2007 г.)

О контроле за экспортом микроорганизмов токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю.

Приведен список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, таможенное оформление которых производится при условии наличия лицензии специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля или его письменного подтверждения о возможности осуществления безлицензионного вывоза либо разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ.

В связи с изменениями, внесенными в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 № 634, внесено изменение в Приказ ГТК РФ от 23.05.1996 № 315 "О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки". Исключен пункт Приказа, в соответствии с которым было дано указание осуществлять таможенное оформление с учетом вышеназванного Положения.

Указано, что действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 24 ноября 2007 года.

(Приказ ФТС РФ № 1242 от 10.10.2007 г.)

Утверждена Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

В Методологии изложены основные правила учета данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по месту регистрации участников внешнеэкономической деятельности в налоговых органах субъектов Российской Федерации или по месту таможенного оформления товаров в регионах деятельности таможенных органов.

(Приказ ФТС РФ № 1246 от 10.10.2007 г.)

Внесены изменения в п. 2 правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.

Справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации, заполняется на товары одного наименования, содержащиеся в одной товарной партии, помещаемые не только под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, но также и под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в соответствии с законодательством РФ на территории Особой экономической зоны в Калининградской области и на территории Особой экономической зоны в Магаданской области.

(Постановление Правительства РФ № 656 от 10.10.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

В целях единства бюджетной политики и своевременного составления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Минфином РФ утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Указания устанавливают с учетом внесенных в Бюджетный кодекс РФ изменений (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ) правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы. В частности, определено, что бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований.

(Приказ Минфина РФ № 74-н от 24.08.2007 г.)

Утверждена форма заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранным работникам и порядка ее заполнения.

Установлено, что для определения в субъектах Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников юридические и физические лица, использующие труд иностранных работников, ежегодно, до 1 мая, должны представлять в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году рабочих мест иностранными работниками.

В этой связи утверждена форма заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Также утвержден Порядок, устанавливающий правила заполнения формы заявки.

(Приказ Минздравсоцразвития № 603 от 17.09.2007 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.