Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Минфин России разъяснил, какие выплаты работнику за время вынужденного прогула облагаются НДФЛ.

Если увольнение работника признано незаконным, то за все время вынужденного прогула работодатель должен выплатить ему компенсацию в размере среднего заработка (ст. 394 ТК РФ). Такая выплата не упомянута в числе компенсаций, не облагаемых НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ. Поэтому на сумму среднего заработка (включая сумму индексации заработной платы) за все время вынужденного прогула начисляется НДФЛ. В то же время, по мнению Минфина России, с суммы индексации надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы, а также с процентов за задержку выплат работнику при увольнении, рассчитанных по повышенным (больше чем 1/300 ставки ЦБ РФ) ставкам на основании коллективного или трудового договора, НДФЛ удерживать не нужно.

(Письмо Минфина России от 26.07.2007 № 03-04-05-01/247)

Выплаты по ученическому договору с лицом, ищущим работу, ЕСН не облагаются.

Ученический договор на профессиональное обучение, который заключается с лицом, ищущим работу, не является договором на выполнение работ или оказание услуг (согласно ст. 199 ТК РФ). Исходя из положений Трудового кодекса РФ, ученический договор не может рассматриваться так же, как трудовой договор. Поэтому выплаты по ученическому договору (включая оплату работы, выполняемой на практических занятиях) в пользу лица, не связанного с организацией трудовым или гражданско-правовым договором, не облагаются ЕСН.

Такие разъяснения дал Минфин России в Письме от 28.06.2007 N 03-04-07-02/31, а ФНС России разослала их по нижестоящим налоговым органам.

(Письмо ФНС России от 26.07.2007 № ГВ-6-05/604@ "О направлении Письма Минфина России от 28.06.2007 № 03-04-07-02/31")

При досрочном расторжении договоров добровольного страхования жизни суммы взносов, ранее признанные расходами, включаются в доходы.

В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ платежи, уплачиваемые организацией по договорам добровольного страхования в пользу работников, признаются в целях налогообложения расходом. К таким договорам, в частности, относятся договоры долгосрочного страхования жизни, заключенные на срок не менее пяти лет и не предусматривающие в течение этого времени страховых выплат в пользу работников (за исключением страховой выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица). Если такой договор расторгается досрочно, то сумму взносов, ранее признанную расходом, организация должна включить в доходы текущего отчетного (налогового) периода. Исключение составляют случаи расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами).

(Письмо УФНС России по г. Москве от 04.05.2007 N 21-11/041052@)

Изменены сроки извещения налогоплательщика о факте излишней уплаты (излишнего взыскания).

Извещение о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) должно быть вручено налоговым органом налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения (установления) факта излишней уплаты (излишнего взыскания) платежей. Ранее извещение направлялось в месячный срок со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.

Извещение о принятом налоговым органом решении о зачете (возврате) направляется налогоплательщику не в 2-недельный, как это было ранее, а пятидневный срок со дня со дня вынесения указанного решения. Скорректированы формулы расчета сумм процентов, подлежащих уплате налогоплательщику в связи с излишне уплаченными (взысканными) суммам, а также процентов, подлежащих доначислению. Установлен порядок исчисления сумм процентов за несвоевременный возврат подлежащих возмещению сумм акциза и НДС. Приведена новая рекомендуемая форма решения о зачете переплаты налогоплательщику.

(Приказ ФНС РФ № ММ-3-19/411@ от 03.07.2007 г.)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Оспорена конституционность части 3 статьи 72 ТК РФ и статьи 377 ГПК РФ.

Заявитель оспаривает конституционность части 3 статьи 72 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Данная статься допускает перемещение работника организации без его согласия на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и существенных условий трудового договора. Также оспариваются положения пункта 3 части второй статьи 377 ГПК РФ о порядке подачи надзорной жалобы или представления прокурора, в той мере, в какой он препятствует обжалованию в порядке надзора решений и определений мировых судей, апелляционных решений и определений районных судов в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, разъяснил, что рассмотрение части 3 статьи 72 Трудового кодекса РФ в системной связи с другими положениями Трудового кодекса РФ допускает перемещение работника без его согласия лишь постольку, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.

Положения пункта 3 части второй статьи 377 ГПК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку сужение возможностей надзорного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений мировых судей и судов апелляционной инстанции связано с особенностями гражданских дел, отнесенных к подсудности мировых судей, и наличием апелляционных процедур проверки выносимых ими решений.

(Определение Конституционного суда РФ № 475-О-О от 19.06.2007 г.)

Были оспорены нормы ГПК РФ и ТК РФ, касающиеся немедленного исполнения судебных решений о восстановлении на работе. Также положение ГПК РФ, предоставляющее суду кассационной инстанции право устанавливать новые обстоятельства, имеющие значение для дела, и принимать новое судебное решение, не передавая дела на новое рассмотрение.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, разъяснив, в частности, что нормы о немедленном исполнении судебных решений направлены на защиту прав работников, нарушенных незаконным увольнением, и на их скорейшее восстановление и не могут считаться нарушающими конституционные права и свободы граждан.

Отмечено, что нормы, наделяющие суд кассационной инстанции правом принимать новые судебные решения, направлены на исправление возможной судебной ошибки в решениях суда первой инстанции и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы. Не препятствуют они и осуществлению защиты ее интересов в суде.

(Определение Конституционного суда РФ № 496-О-О от 17.07.2007 г.)

Оспорена конституционность статьи 3 Федерального закона от 26.11.2002 № 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Данная норма устанавливает, что размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, взамен ранее действовавшей индексации размера ежемесячной страховой выплаты пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, разъяснил, что использование минимального размера оплаты труда в качестве критерия индексации означает придание ему более широких функций, что не согласуется с конституционно-правовой природой этого института, предполагающей установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

(Определение Конституционного суда РФ № 492-О-О от 17.07.2007 г.)

Если сумма налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, то пени за просрочку их уплаты должны быть соразмерно уменьшены.

Пленум ВАС РФ разъяснил ряд вопросов, связанных с порядком расчета пеней по авансовым платежам по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Во-первых, он подтвердил, что пени начисляются независимо от того, уплата каких авансовых платежей просрочена: уплачиваемых в течение или по итогам отчетного периода, а также рассчитываемых на основе реальных или предполагаемых финансовых результатов деятельности налогоплательщика. Значит, при просрочке уплаты ежемесячных авансовых платежей пени тоже начисляются.

Кроме того, Пленум ВАС РФ обратил внимание на следующий важный момент. Если сумма налога по итогам налогового периода оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого периода, то пени за неуплату таких авансовых платежей должны быть соразмерно уменьшены. Это же правило действует и в том случае, когда сумма авансовых платежей, подлежавших уплате в течение отчетного периода, превысила сумму авансового платежа, начисленного по итогам отчетного периода. Таким образом, позиция Минфина России по данному вопросу, согласно которой пени в рассматриваемой ситуации пересчитывать не нужно (см. Письмо от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74), не нашла своего подтверждения.

В Постановлении указано на то, что в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени уплачиваются только при нарушении сроков уплаты самих страховых взносов, а не авансовых платежей по ним.

(Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование")


Вернуться в начало


Финансы

О формате дополнительного соглашения к Федеральному депозитному соглашению.

В связи с изданием Указания ЦБ РФ от 23.07.2007 № 1870-У доведены формы Генерального депозитного соглашения о заключении депозитных сделок в валюте Российской Федерации с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ, а также Дополнительного соглашения к нему. Напоминаем, что данным Указанием внесены изменения в Положение ЦБ РФ от 05.11.2002 № 203-П "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации".

(Письмо ЦБ РФ № 121-Т от 08.08.2007 г.)

О порядке расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий.

Банк России разъясняет, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2007 № 130-ФЗ "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета РФ "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий"" коммунальные энергетические и водопроводно-канализационные предприятия утратили возможность осуществления расчетов с потребителями за потребляемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, отпускаемые коммунальными энергетическими и водопроводно-канализационными предприятиями, без акцепта плательщиков.

Однако, поскольку указанному федеральному закону не придана обратная сила, его действие не может распространяться на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. Поэтому платежные требования на безакцептное списание средств, содержащие ссылку на утратившее силу Постановление Верховного Совета РФ, помещенные в картотеку к внебалансовому счету № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" до вступления в силу названного федерального закона, исполняются в установленном порядке.

(Письмо ЦБР № 125-Т от 10.08.2007 г.)

О предоставлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением валютных операций.

В соответствии с ФЗ от 5 июля 2007 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" физическим лицам - резидентам предоставлено право перечислять без ограничения по сумме денежные средства в иностранной валюте иным физическим лицам - резидентам, являющимся их супругами или близкими родственниками. В связи с этим утвержден перечень документов, которые необходимо представить при переводе иностранной валюты в пользу супругов или близких родственников на их счета, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ. В указанный перечень входят документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие родство (состояние в браке). Документы (копии документов) необходимо представлять уполномоченному банку, через который осуществляются указанные валютные операции.

При осуществлении переводов супругам или близким родственникам на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США, представление документов по данному перечню не требуется.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2007 г. Регистрационный № 9973.

(Указания ЦБР № 1868-У от 20.07.2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

Утвержден Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, с указанием соответствующих им кодов ТН ВЭД РФ.

Отмечено, что коды ТН ВЭД РФ, приведенные в Списке, могут уточняться Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 08.08.2001 № 1004 "Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю".

(Указ Президента № 1083 от 20.08.2007 г.)

Внесены изменения в Таможенный тариф РФ.

В структуру кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации внесены изменения в отношении частей и принадлежностей моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД РФ, предназначенных для промышленной сборки указанных транспортных средств (отдельные коды товарной позиции 8708 ТН ВЭД РФ).

(Постановление Правительства РФ № 526 от 18.08.2007 г.)


Вернуться в начало


Прочее

Направлено письмо ФМС РФ от 10.07.2007 г. № МС-1/8-13067, разъясняющее некоторые вопросы регистрации по месту пребывания иностранных граждан.

Сообщено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства должна осуществляться с указанием конкретного адреса их нахождения. В графе "сведения о месте пребывания" бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должны быть заполнены все реквизиты, указанные в ней, за исключением сведений о корпусе либо строении или номере квартиры, в случае их отсутствия.

(Письмо ФНС России № СК-6-09/588@ от 23.07.2007 г.)

О совершенствовании учета федерального имущества.

Утверждено Положение об учете федерального имущества. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В рамках реализации утвержденного Положения установлен объект учета и орган государственной власти, осуществляющий учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества. Установлено, что Положение не распространяется на учет федерального имущества в части внесения в реестр сведений, которые отнесены в установленном порядке к государственной тайне.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".

(Постановление Правительства № 447 от 16.07.2007 г.)

Накопившиеся отпуска за предыдущие периоды можно использовать в течение календарного года.

Роструд указал на то, что в течение календарного года работник может использовать несколько отпусков. При этом отпуска за предыдущие периоды могут предоставляться по графику отпусков на очередной календарный год либо по соглашению между работником и работодателем. Кроме того, часть неиспользованного отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией. В Письме отмечено, что такая замена возможна в отношении соответствующей части каждого из накопленных отпусков. Для замены части отпуска денежной компенсацией работник должен написать заявление. Если же к моменту увольнения работник так и не использует все отпуска за предыдущие периоды, то при увольнении он вправе получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска.

(Письмо Роструда от 08.06.2007 № 1921-6)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.